Снижение государственных расходов трансфертных выплат и увеличение налогов

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Она основана на манипулировании доходной и расходной частями государственного бюджета. Различается два вида фискальной политики: дискреционная — регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей.

Дискреционная и стимулирующая фискальная политика

Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике. Денежно-кредитная монетарная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы инфляцию, экономический рост, безработицу осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики.

Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение. Виды монетарных политик Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки. Различают виды монетарной политики: Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: снижение нормы резервных требований снижение учетной ставки процента покупка центральным банком государственных ценных бумаг. Сдерживающая ограничительная монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег.

К ним относятся: повышение нормы резервных требований повышение учетной ставки процента продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля.

С ростом налоговой базы налог возрастает пропорционально. Пропорциональная налоговая ставка — налоговая ставка, не зависящая от величины дохода. При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога например, при налогообложении доходов физических лиц. Прогрессивная налоговая ставка — налоговая ставка, возрастающая по мере роста налогооблагаемого дохода. Метод регрессивного налогообложения характеризуется понижением ставки налога с ростом налоговой базы. Аккордный налог — налог, взимаемый с совокупной суммы доходов физического или юридического лица, не зависящий от суммы дохода или потребления, в соответствии с которым налогоплательщик выплачивает фиксированную сумму, не зависящую ни от каких обстоятельств и которого нельзя никак избежать. Примером аккордного налога в Украине является единый налог на предпринимательскую деятельность. Ставки единого налога устанавливаются местными органами власти для каждого вида деятельности отдельно в пределах от 20 до 200 грн. Аккордный налог иногда называют паушальным налогом. Паушальная сумма от немецкого pauschal — суммарный — это общая сумма платежей без дифференциации на составные части; в налоговой практике паушальная сумма — общая сумма начисленных налогов без разделения на их отдельные виды. Налог на добавленную стоимость НДС в Украине выполняет фискальные функции наполнения бюджета ; в базу налогообложения включаются налоги, сборы и другие обязательные платежи: таможенные пошлины и сборы, акциз; налог на землю, на владельцев транспортных средств, коммунальный налог, налог на рекламу и т. Этот вид налога табл.

Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки. Первоначальная либерализация цен 1992 — 1993гг в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Среднемесячный темп роста ИПЦ в 1992-1994гг. Относительная стабилизация 1995-1996г и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 1996 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное строительство. Президент перед правительством поставил цель — достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 — 2000гг. Тем не менее неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2000 году, когда рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением качественных. Упала рентабельность и платежеспособность, выросли кредиторская и дебиторская задолженность и количество убыточных предприятий. Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения. В 1997 — 1998 годах заработная плата равнялась 40 USD, а в 1999г. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. Пенсионеры получают 40 USD пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадают в категорию нуждающихся. Беларусь стала аутсайдером в проведении рыночных реформ, имея наихудшие показатели рыночной трансформации и 148 место в рейтинге экономической свободы. Объем привлеченных ПИИ составляет 123 USD на человека, из которых значительную часть составляет белорусско-российское строительство газопровода. Таким образом, декларируемый рост валовых показателей пока не оправдал надежд белорусского народа. Репрессивная макроэкономическая политика и непрозрачная правовая среда способствуют бегству капитала из страны, массовому уходу бизнеса «в тень», отсутствию частных инвестиций и сбережений. Поэтому, провозглашая курс на привлечение иностранных инвестиций, Беларуси следует инициировать и масштабные экономические реформы. Как показывает опыт наших соседей, это приводит к росту качественных и количественных показателей экономического развития и благосостоянию их граждан. Таким образом, по мнению международных экспертов, отказываясь от реформ, Беларусь увеличивает издержки упущенных возможностей, теряя драгоценное время. Стратегические просчеты 2001 года Первый урок дает политика стимулирования одних параметров в ущерб другим. Повышение доходов наемных работников вызывает при прочих равных условиях а это наша ситуация падение прибыли. Предприятия становятся финансовыми заложниками общегосударственной политики благосостояния. Так долго продолжатся не может: на кону стоит судьба целых отраслей промышленности. Второй урок: как только снижается инфляционное напряжение — тут же обнажается реальная конкурентоспособность продукции целых отраслей. Когда предприятия привычно раскручивают цены, они попадают в ловушку и становятся жертвами рыночной ценовой конкуренции. Уже можно прогнозировать, кто окажется за бортом рыночного корабля отечественной экономики. Наивно полагать, что можно воздвигнуть вокруг нее некий забор и силой заставлять людей покупать собственные дорогие товары. По существу, мы развратили не только управляющих предприятиями, но и рабочих, которые требуют высокую заработную плату за плохой по качеству труд. В-третьих, денежная политика пока у нас лучше, чем когда-либо раньше. Но все достижения могут быть потеряны очень быстро в силу совершенно неприемлемого финансового состояния предприятий реального сектора. Нужна серьезная хирургическая операция, а не местная анестезия. Вопрос — в принятии таких решений. В-четвертых, анализ ситуации показывает ряд стратегических ошибок в антиинфляционной политике. Самой серьезной из них является замораживание системы расчетов многих показателей в минимальной зарплате. Этот парадокс пока не насторожил полисимейкеров, хотя ситуацию надо срочно менять. Наши штрафы, взносы, расчеты тарифов в минимальной заработной плате и пр. В итоге — абсурд, когда наши издержки оказываются выше региональных и мировых. Беларусь прошла определенный этап своей экономической истории, пытаясь мягко подвести население к рынку. Слишком оптимистические представления о стабильности белорусской экономики подвели — к примеру российские производители все более уверенно занимают одну за другой ниши нашего рынка. Впору бы защищать свои предприятия, но многие из них уже не могут сбалансировать доходы и расходы. Парализованной оказалось и воля представителей экономической элиты взять на себя ответственность за решение проблем в своих сегментах экономики. Весьма важно и то, что мы пытались жить с более или менее стабильной денежной системой, когда, в отличие от прошлых лет, прятать убытки и непрофессионализм под прикрытием инфляции стало все труднее. Количественные показатели работы белорусской экономики в I квартале нынешнего года схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001 года, хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. По итогам прошлого года, которые были опубликованы статистическими службами СНГ, по темпам развития Беларусь находится на последнем месте. Что касается качества развития: при росте задолженности по заработной плате мы имеем за январь-февраль профицит государственного бюджета в 65 млрд. Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд. Для того, чтобы разобраться в ситуации, начнем с исходных показателей — основных агрегатов макроэкономики Приложение13, таблица 3. Что же происходит? Во-первых, продолжается опережающий прирост доходов домашних хозяйств по сравнению с приростом ВВП, что вызвало определенные диспропорции. Результаты не замедлили сказаться. Сумма убытков в целом по экономике за январь-февраль составила 139,5 млрд. Поражает последняя цифра. Весьма показательны данные о результатах финансовых потоков основных сделок в экономике. Хозяйствование происходит таким образом, что доля убыточных предприятий и организаций в отраслях экономики такова Приложение13 , таблица 4 : Резко ухудшается ситуация в строительстве, хотя реальная стоимость 1 кв. При росте тарифов увеличивается убыточность коммунального хозяйства. Еще более опасна ситуация в региональном разрезе. Налицо явная угроза экономической безопасности страны, так как Могилевский и Витебский регионы становятся зонами экономического бедствия. При жесткой денежной политике и ограничении субсидий и льгот, что имеет место в последнее время, выход из положения должен быть радикальным. Мировая практика показывает, что простых и быстрых решений в такой сфере экономической политики нет. Структура доходной части нынешнего бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущим. Бесспорно, что с позиции государства косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет. Однако превалирование косвенных налогов в доходных источниках может иметь негативные последствия, поскольку включение последних в стоимость продукции приводит к раскручиванию ценовой спирали. В итоге белорусские товары на рынке становятся неконкурентоспособными. Кроме того в бюджете заметно вырос удельный вес доходов государственных целевых бюджетных фондов. Рост удельного веса доходов таких фондов в общей величине доходов и наличие неоправданно большого их количества не лучшим образом сказываются на эффективности бюджетного процесса. Имея целевую направленность, названные фонды затрудняют маневрирование финансовыми ресурсами и увеличивают возможность возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджета. В результате государство вынуждено занимать дорогие деньги на финансовом рынке, располагая в то же время депозитами в коммерческих банках под более низкий процент. Расходы бюджета на 2002 год сформированы исходя из реальных возможностей доходной части и с учетом политики снижения уровня его дефицита. И в республиканском и в консолидированном бюджете предусмотрено уменьшение объема ассигнований на финансирование отраслей материального производства, в том числе промышленности, энергетики и строительного комплекса, сельского хозяйства, что свидетельствует о снижении роли бюджета в процессе расширенного воспроизводства. Из общей суммы дефицита в 344,8 млрд. Остальные 75 млрд. И если на внутреннем рынке в качестве покупателя, в случае необходимости, выступит все тот же Нацбанк, то к размещению займов на внешнем рынке под приемлемый процент Беларусь не готова как экономически, так и в правовом плане. Следовательно, придется занимать валюту не внутреннем рынке и, прежде всего, у уполномоченных банков, что, безусловно, либо негативно скажется на устойчивости белорусского рубля, либо создаст дефицит оборотных средств в валюте у предприятий-экспортеров. Бюджет сохраняет социальную направленность расходов. Статьей 22 бюджета устанавливается минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя республики. Вряд ли является корректной приоритетная финансовая защита одной отдельно взятой отрасли непроизводственной сферы в рамках ограниченного норматива бюджетной обеспеченности. Не в меньшей степени требуют защиты образование, культура, социальное обеспечение. При этом в казну поступило 3077 млрд. Но и здесь есть любопытная тенденция: поступления в сопоставимых ценах по сравнению с первым полугодием прошлого года уменьшились по государственному сектору на 4,7 процентных пункта, а по негосударственному — увеличились на 6,5 процентных пункта. При этом наибольший рост достигнут по индивидуальным предпринимателям, предприятиям с иностранными инвестициями и страховым организациям. Что касается задолженности по платежам в казну, то ее общая сумма составила на 1 июля 2002г 193,5 млрд. По состоянию на 1 июля 2002 года задолженность перед бюджетом допустили 26 субъектов государственной и приравненной к ней формам собственности в сумме 1918,9 млн. В качестве причин назывались также снижение объемов реализации и рост запасов готовой продукции, увеличение себестоимости за счет удорожания импортируемого сырья и энергоресурсов, низкая платежеспособность предприятий потребителей продукции и сохранение высокой доли товарообменных операций. Вместе с тем, право на неограниченное введение местных налогов и сборов, предоставленное с начала текущего года местным Советам, привело к существенному росту налоговых изъятий из прибыли и практически свело к минимуму эффект от снижения ставки по налогу на прибыль. Ставится задача незамедлительно провести оперативные мероприятия по выявлению финансовых активов налогоплательщиков в случае возникновения у них задолженности по платежам в бюджет. Налоговое бремя в будущем году предполагается уменьшить как за счет снижения ставок по оборотным налогам, единому платежу от фонда оплаты труда и налогу на дивиденды, так и за счет отмены отчислений в фонд развития строительной науки и в фонд «Пожарная безопасность». Возникшие вследствие этого потери бюджета предполагается компенсировать за чет отказа от наименее эффективных видов индивидуальных и категориальных льгот. Налоги с оборота выручки справедливо принято считать самыми «нерыночными, поскольку они не учитывают результаты экономической деятельности, не обладают зачетным механизмом и потому допускают двойное налогообложение затрат на производство и, следовательно, им присущ значительный каскадный эффект. Причем он тем больше, чем длиннее цепочка взаимосвязей при производстве и реализации товаров работ, услуг. Таким образом снижается экономический эффект от общественного разделения труда и специализации производства. Поэтому бесспорно, что уменьшение ставок таких налогов позитивно отразится на результатах деятельности отечественных предприятий. Наряду с ожидаемыми изменениями в методологии исчисления и порядке уплаты налогов налогоплательщиков не в меньшей степени волнует вопрос, как эти корректива повлияют на общую величину причитающихся к уплате налогов в абсолютном выражении и по отношению к объемным и результирующим показателям производственной деятельности выручке, прибыли. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую пассивную, недискреционную фискальную политику 2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система. Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными, оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим встроенным стабилизаторам экономики. Местные налоги, занимающие в структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают фискальный характер налоговой системы. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость равенство , в качестве второго — эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны 5. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде. Согласно кейнсианской концепции фискальной политики, дефицит госбюджета, как правило, увеличивается в период спада и сокращается в периоды оживления и подъема экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП. Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального продукта равен первоначальному приросту государственных расходов. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным секторами в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. Государственный бюджет — смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Существует три способа финансирования бюджетного дефицита: - Путем дополнительной эмиссии денег; - За счет кредитов ЦБ; - Посредством заимствований у населения и фирм. Государственный долг зачастую показывает уровень финансовой стабильности экономики. Поскольку государственный долг влияет на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя, то за последние десятилетия многие ученые пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей по его сокращению. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодного балансирования; циклического балансирования; функциональных балансов.

Никифоров А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Хубиева — М. Дорнбуш Р. Мэнкью Н.

Экспансионистская фискальная политика

Тема: Бюджетно-налоговая политика Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д.
Снижение государственных расходов трансфертных выплат и увеличение налогов Правительство увеличивает этот спрос несколькими способами, в том числе сокращения личного подо-ходного налога, для создания более располагаемого дохода или сокращения косвенных налогов, что приводит к снижению цен на товары и услуги.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

– сокращение государственных расходов; – увеличение налогов. Для одинакового сдвига кривой совокупного спроса вправо снижать налоги надо на большую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). 11. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита? а) сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.

Сущность, цели и виды бюджетно – налоговой (фискальная) политики и ее инструменты

Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды – сокращение государственных расходов; – увеличение налогов.
ТЕМА 4. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов. Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика? стабильный экономический рост в стране.
ФИСКАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА План 1 Бюджетно налоговая политика Мультипликативный эффект предполагает, что результатом бюджетно-налоговой политики может быть большее, по сравнению с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода.
Студопедия — Виды бюджетно-налоговой политики Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Фискальная политика государства. Виды фискальной политики государства

Он размещается в целях привлечения временно свободных денежных средств населения, банков, страховых и промышленных компаний для покрытия бюджетного дефицита в виде продажи ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов 3. Характерные черты и признаки налога Налоговая система это совокупность налогов, принципов налогообложения, методов и механизмов исчисления налогов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований ст. К ним относятся взносы в Пенсионный фонд РФ и другие государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, сборы за регистрацию предприятий и т. Функции налога Фискальная.

Распределительная социальная. Фискальная посредством нее реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Через налоги государство контролирует финансово хозяйственную деятельность организаций и граждан, источники доходов и расходов.

Распределительная социальная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

Надо иметь в виду, что источник взимания налога не обязательно совпадает с объектом налогообложения, налогоплательщик может уплачивать налог из другого источника. Налоговая ставка, устанавливаемая в процентах к налогооблагаемой базе, именуется налоговой квотой. Различают среднюю налоговую ставку, измеряемую соотношением общей суммы налога к величине налогооблагаемой базы, и предельную налоговую ставку, равную величине налога на дополнительную крайнюю, предельную единицу налогооблагаемой базы, т. По способу взимания Прямые Реальные прямые Личные прямые Косвенные индивидуальные Косвенные универсальные Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер такого налога точно определен.

Косвенные налоги взимаются через цену товара.

Первая основана на автоматизме действия прогрессивных налогов и пособий по безработице. Их автоматическое изменение при изменении экономической конъюнктуры оказывает стабилизирующее воздействие на ВНП и занятость. К дискреционной политике относят: решения о принятии или отмене определенных видов налогов, изменения налоговых ставок, осуществление программ занятости и других социальных программ, индексацию доходов и т п. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса, предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит.

Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны следующие негативные моменты: фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде; возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности и другими целями, стоящими перед обществом оборона, экология, социальные проблемы ; наличие «эффекта запаздывания». Основные термины и понятия Фискальная политика, мульпликатор правительственных закупок, мультипликатор налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета, недискреционная политика, дискреционная политика, встроенные автоматические стабилизаторы, стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Контрольные вопросы и задания 1. В чем суть фискальной политики государства и каковы ее основные инструменты? Какие цели преследует фискальная политика? Каковы последствия изменения бюджетных расходов налогов для экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах?

Что характеризуют фискальные мультипликаторы? Каковы их значения? Почему изменения в государственных закупках оказывают большее влияние на совокупный спрос, чем изменение налогов? Предельная склонность к потреблению 0,6. Чему равны мультипликатор правительственных расходов и налоговый мультипликатор? Чему равно потребление, если при доходе в 1000 ден. Как изменятся совокупные расходы, если правительство вводит налог, равный 200 ден.

Предельная склонность к потреблению равна 0,8. Равновесный объем ВНП равен 1000 ден. Как изменится объем ВНП, если государственные закупки возрастут на 100 ден. Экономика находится в состоянии равновесия. Как изменится равновесный ВНП, если сумма государственных закупок не изменится, а вводится аккордный налог, равный 100 ден.

Фискальная политика государства — значимое течение его экономической политики, которое выполняет огромную роль в регулировке экономики с помощью налогов и политики прибыли и затрат. Необходимо отметить, что любое государство всегда проводит ту или иную фискальную политику.

Главная задача фискальной политики в том, что будет ли она приносить положительное влияние на экономику страны или будет бессознательной и нелогичной, что повлечет отрицательное влияние на экономику. Поэтому правительству следует двигаться в таком направлении, чтобы, убирая ненужные государственные затраты, уменьшить налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым образуя боле подходящие условия для формирования бизнеса, но в это же время не отнять трансфертных выплат у тех, кто в них на самом деле нуждается. Среди множественных проблем фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, базовыми являются: 1. Инструменты фискальной политики содержит: манипуляцию разными типами налогов и налоговых ставок, а так же трансфертные платежи и другие типы государственных затрат. Главным комплексным прибором и признаком производительности фискальной политики служит государственный бюджет страны, включающий налоги и затраты в единый механизм. Разнообразные инструменты, влияющие на экономику: 1. Госзакупки, формируют один из частей общих затрат государства, а, значит таким образом и спроса.

Госзакупки повышают уровень общих затрат. Трансфертные платежи, они не входят в валовый национальный продукт, но, они включаются и учитываются в собственном заработке и имеющимся доходе. Всевозможные налоги обозначают снижение объемов располагаемого дохода. Снижение располагаемого дохода в свою очередь приводит к уменьшению не только потребительских затрат, но и сбережений.

В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала. Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения.

Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций. Мультипликатор государственных расходов МРг рассчитывается по формуле: , где МРС — предельная склонность к потреблению. Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг. При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций.

Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Мультипликатор чистых налогов — это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление — одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.

Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели — неокейнсианская и неоклассическая. Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта ЧНП.

5.5. Фискальная политика

Равновесный уровень национального дохода может быть увеличен до необходимого уровня в 5000 д. Наклон кривой плановых расходов возрастет в данном случае с 0,42 до 0,53. Мультипликатор затрат составит уже 2,15.

Угол наклона кривой LM и эффект вытеснения Это означает, что в процессе проведения стимулирующей фискальной политики ставка процента будет расти менее значительно и эффект вытеснения будет меньшим в случае более пологой кривой LM. По рис. Наличие эффекта вытеснения приводит к выводу, что стимулирующая фискальная политика будет более эффективной, если стабилизационная политика государства будет комбинированной, то есть стимулирование экономического роста будет происходить как за счет мер фискальной политики, так и за счет мероприятий Центрального банка по увеличению объема предложения денег. Аналогично, в период проведения антиинфляционной фискальной политики монетарная политика государства должна быть направлена на сокращение денежного предложения «сжатие». Согласованность мер фискальной и монетарной политики позволяет смягчить или полностью устранить эффект вытеснения за счет регулирования реальной рыночной ставки процента.

Однако если правительство ставит взаимоисключающие цели стабилизационной политики, например — экономический рост и таргетирование инфляции, то меры фискальной и монетарной политики могут оказаться противоположно направленными: фискальный импульс может сопровождаться рестрикционной монетарной политикой. Правило, согласно которому количество взаимоисключающих целей стабилизационной политики определяет количество используемых инструментов, называется правилом Тинбергена. Налоги как инструмент фискальной политики 10. Системы налогообложения и налоговые ставки Налоговая система Украины — это совокупность общегосударственных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, а также принципов, форм их установления, замены или отмены, порядка их исчисления, оплаты и взыскания, включая организацию работы по их контролю. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Первая классификация налогов — выделение прямых на доходы и косвенных на расходы налогов — была предложена еще А. Смитом, который относил к прямым налогам налоги на фаторные доходы: налог на землю, предпринимательскую прибыль и заработную плату наемного работника.

Однако в начале 50-х годов рост совокупного спроса уже не сопровождался адекватным ростом совокупного предложения. В результате стали расти цены, усилилась инфляция, дня борьбы с которой требовались меры из числа уже рассмотренных, но с противоположным знаком — уменьшение совокупного спроса за счет снижения капиталовложений, уменьшение количества денег в обращении, увеличение налогов. Эти меры составляют суть дефляционной стратегии. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево. В этом случае стимулирование совокупного спроса путём увеличения государственных расходов или снижения налогов может помочь быстрее выйти из кризиса. В ситуации же, когда экономика на подъёме и близка к уровню потенциального выпуска , актуальным становится ограничение совокупного спроса при помощи сокращения государственных расходов и, возможно, некоторого увеличения налогов.

Это снижает опасность перегрева экономики, развёртывания инфляционных процессов. Шок экономический , в силу чего их принято называть автоматическими стабилизаторами. Например, во многих странах широко применяются пособия по безработице. В условиях спада производства безработица, естественно, растёт, а потому растёт и потребность в пособиях. В результате происходит рост государственных расходов на эти цели, а следовательно, и некоторое увеличение совокупного спроса , смягчающее глубину спада. К числу автоматических стабилизаторов относится также ряд налогов — подоходный налог , налог на добавленную стоимость. Это объясняется тем, что само их существование снижает величину мультипликатора национального дохода , а потому и ослабляет реакцию экономики как на снижение, так и на увеличение совокупного спроса. В их отсутствие колебания в выпуске продукции были бы заметно сильнее.

В реальной жизни увеличение государственных расходов , снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и спроса, что приводит к повышению уровня цен и росту ставки ссудного процента , которые обусловливают в свою очередь сокращение частных инвестиций. Этот эффект, называемый эффектом вытеснения будет рассматриваться в следующей главе , снижает действенность фискальной политики. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что [c. В силу определенной разнонаправленности двух этих стратегий их совокупное влияние на объем совокупного спроса в отличие от влияния на его структуру, скорее всего, будет незначительным. Увеличение процентных ставок и снижение инвестиций дают зеленый свет возросшим потребительским и государственным расходам.

Обратная ситуация будет иметь место, когда в результате расширения реального объема денежной массы происходит обесценение денег, но увеличивающиеся одновременно с этим налоги или сократившиеся правительственные расходы компенсируют это расширительное влияние на совокупный спрос. Величина совокупного спроса и выпуска продукции останется в основном неизменной, но в результате денежной экспансии произойдет резкое снижение процентных ставок и, таким образом, возросшие инвестиции вытеснят государственные или потребительские расходы. Структура совокупного спроса особенно важна, поскольку она способна определять экономический рост. Чем выше доля инвестиций, тем больше прирост капитала в форме материальных активов особенно в части зданий и оборудования. Это будет способствовать более существенному расширению производства и количества рабочих мест. И наоборот, чем выше доля теку- [c. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов.

Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса , предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики , для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффек- [c. Давайте углубимся чуточку в теорию этого вопроса. Если правительство получает от сбора налогов больше, чем оно тратит, по-лучается излишек. Излишки обычно замедляют рост эконо-мики, так как потребители не могут расходовать те деньги, которые забирает правительство.

К числу наиболее распространенных способов осуществления дискреционной фискальной политики относятся общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Недискреционная фискальная политика -политика, при которой используются автоматические, встроенные стабилизаторы без вмешательства со стороны государства. Эта политика является пассивной. Под автоматическими стабилизаторами понимаются экономические механизмы, самостоятельно воздействующие на экономическую ситуацию. К ним относятся: подоходные налоги, косвенные налоги, пособия по безработице, бедности, социальные выплаты. Такие механизмы поддерживают равновесие и устойчивость в экономике на основе саморегуляции. Стабилизаторы влияют на налоговые поступления и государственные трансферты, тем самым сглаживая циклические колебания. Достоинства стабилизаторов является то, что от государства не требуется специально принимать и официально оформлять свои решения в этой сфере, однако недостатком является то, что они не так эффективно влияют на экономику. Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились[1]. Влияние фискальной политики На совокупный спрос Основными параметрами фискальной политики являются государственные закупки G , налоги Tx и трансферты Tr. Разница между налогами и трансфертами называется чистыми налогами T. Все данные переменные включены в состав совокупного спроса AD : Потребительские расходы C делятся на две группы: автономные от размера доходов домохозяйств и составляющие определенную долю от располагаемого дохода Yd.

Билет 22 Фискальная политика: понятие, виды и воздействие на экономику

Студопедия — Виды бюджетно-налоговой политики Автоматическая бюджетно-налоговая политика — это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
Государственные расходы и налоги При постоянных инвестиционных и государственных расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.
Государственные расходы и налоги — КиберПедия д) увеличение налогов и денежная эмиссия. 2. Бюджетно-налоговая политика, направленная на сокращение дефицита государственного бюджета, предполагает: а) сокращение государственных расходов, трансфертных выплат и уменьшение денежной базы.
Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды - [HOST] 3) Повышение налоговых ставок неизбежно приведет к увеличению встроенной стабильности экономики, но создаст препятствие для экономического роста.
Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды - [HOST] Для одинакового сдвига кривой совокупного спроса вправо снижать налоги надо на большую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления.

Тема: Бюджетно-налоговая политика

Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Различается два вида фискальной политики: дискреционная — регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП (Валового национального продукта) расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. 1. сокращение государственных расходов или. 2. увеличение налогов или. 3. сочетание 1-ого и 2-ого. Какой из двух инструментов (государственные расходы и налоги) предпочтительнее? Ответ на этот вопрос зависит от политической ориентации законодателей. На рисунке 6.1 представлена схема государственного бюджета. Главным источником доходов бюджета являются налоги. Налоги представляют собой сборы, налагаемые государством на доход, имущество и увеличение рыночной стоимости активов отдельных людей и предприятий.

Сущность, цели и виды бюджетно – налоговой (фискальная) политики и ее инструменты

Увеличить совокупное потребление можно через уменьшение автономных чистых налогов. Чистые налоги представляют собой разницу между налоговыми сборами государства и величиной трансфертных выплат. Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка. – сокращение государственных расходов; – увеличение налогов. Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательные действия государства, направленные на изменение величины государственных расходов или величины собираемых налогов с целью регулирования дефицита государственного бюджета и экономического роста. Снижение государственных трансфертных выплат сдерживает рост величины совокупного спроса и неумеренный экономический рост. В период кризиса размер налоговых поступлений автоматически снижается, так как сокращаются объекты налогообложения.

Дискреционная и стимулирующая фискальная политика

Инструментами, стимулирующие БНП проводимой при спаде, являются увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. увеличение расходов бюджета и уменьшение доходов (налогов), что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Решение этой задачи заключается в росте государственных закупок товаров, работ, услуг, в снижении налогов, в повышении трансфертов населению. 1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Фискальная политика – Что такое Фискальная политика? Под фискальной (так же называется налогово-бюджетной) политикой понимается использование государственных расходов и – Финансовые понятия и термины.

3. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Фискальная политика (или бюджетно-налоговая) — это государственные меры воздействия на внутренний рынок для обеспечения его стабильности за счет изменения объема правительственных доходов и расходов. Основные инструменты: подоходный налог; пособия по безработице; социальные выплаты;индексация доходов. В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из: увеличение государственных расходов.

Инструменты фискальной политики

Как правило, политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую экономическую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую экономическую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране [9]. Стимулирующая политика[ править править код ] Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса , то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев [10]. Сдерживающая политика[ править править код ] Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного « перегрева экономики ». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике.

Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума [10].

Объем выплат по безработице и по бедности, в период рецессии растет, поскольку люди остаются без работы. В итоге падает и покупательская способность. Выплата этих трансфертов увеличивает доходы, и население получает возможность тратить больше. Это стимулирует подъем производства. При экономическом буме снижения объема социальных инвестиций оказывает сдерживающее воздействие. Дискреционная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика Применяется в условиях экономического кризиса, когда возникает потребность в стимулировании совокупного спроса, предложения или двух этих величин одновременно.

В этих целях руководство страны предпринимает следующие шаги: увеличивает объем закупок за счет бюджетных денег; понижает налоговые ставки; расширяет объем безвозмездных выплат и компенсаций. Эти действия побуждают производителей увеличивать выпуск продукции, чем обеспчивается рост ВНП. Вслед за этим повышается и совокупный спрос. Сдерживающая политика Необходима тогда, когда народное хозяйство испытывает «перегрев». Меры, предпринимаемые правительством в этой ситуации, будут диаметрально противоположны рассмотренным выше: государство снижает расходование бюджетных денег; отменяются трансферты; налоговые ставки повышаются. В итоге происходит спад совокупных спроса и предложения. Такая политика проводится многими мировыми государствами для замедления роста цен. Заключение Основная роль государства в рыночной экономике — смягчить негативные последствия как рецессии, так и «перегрева» внутреннего рынка.

Выстраивая должным образом политику установления налогов и компенсаций, руководство страны может корректировать экономическую ситуацию. Этими методами широко пользуются все развитые страны. Тематическое видео доступно по ссылке: Виды бюджетно-налоговой политики Эффективность выбранной экономической политики во многом определяется временным фактором, поскольку результат от предпринятых действий должен проявиться на фазе спада или подъема. Чтобы этот процесс функционировал, государством применяется дискреционная и автоматическая недискреционная налогово-бюджетная политика. Чем же различаются два этих вида? Дискреционная фискальная политика подразумевает воздействие на ее инструменты в законодательном порядке. То есть, государство целенаправленно повышает или сокращает свои доходы и расходы для корректировки рынка. В основе автоматической политики лежит изменение структуры госбюджета посредством встроенных стабилизаторов. Под ними понимаются показатели, изменения величины которых не происходит, но их присутствие в экономике само по себе оказывает стимулирующее либо сдерживающее действие на рыночную систему. Рассмотрим механизм их функционирования. Когда экономика переживает спад, производители сокращают выпуск продукции, а следовательно, объем отчислений в бюджет уменьшается несмотря на то, что ставки налогов не изменяются. Прогрессивный характер налогов ослабляет бремя выплат, и это стимулирует производство. При перегреве экономики отчисления в пользу государства увеличиваются, и этот факт оказывает сдерживающее воздействие. НДС выступает составляющей цены на продукцию. При рецессии продажи падают, а значит, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока, фонд занятости отчисления в фонд занятости осуществляются постоянно, независимо от состояния экономики не расходуется и оказывает сдерживающее влияние на совокупные расходы, в период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются выплаты безработным увеличиваются , поддерживая потребление и смягчая падение производства. Таким образом, стабилизаторы работают в обоих направлениях — ив сторону повышения, и в сторону понижения. Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить их причину, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой. Дискреционная политика — это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Меняя налоговую ставку, правительство может удержать доходы от сокращения в период спада или наоборот, снизить располагаемый доход в период бума. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада. Она предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции и предполагает увеличение налогов и сокращение правительственных расходов. Следствием проведения сдерживающей фискальной политики становится появление бюджетного излишка. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения. При проведении фискальной политики упор может делаться либо на изменение расходов, либо на изменение налогов. Выбор основного инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам, если это «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги. Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно- налогового характера время прохождения соответствующего закона через властные структуры , затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат. К этому моменту экономическая ситуация может измениться и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль. Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики. Выводы 1. Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос, и следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышательное воздействие на совокупный спрос, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос.

1.3 Виды и механизмы бюджетно-налоговой политики, эффект мультипликатора

Правительству не требуется принимать специальные меры для того, чтобы стабилизировать экономику благодаря наличию встроенных стабилизаторов. Происходит автоматическая стабилизация сглаживание колебаний экономики циклического характера. К недостаткам фискальной экономики относятся: 1 Проявление эффекта вытеснения. А так как кредиты в основном получаются фирмами, их удорожание приводит к снижению частного инвестирования в виде «вытеснения» части расходов компаний на инвестиции, являясь причиной снижения выпуска продукции. Следовательно, растущая ставка процента при проведении стимулирующей экономику фискальной политики «вытесняет» определенную долю совокупного количества производства вследствие снижения величины частного инвестирования. Под внутренним лагом подразумевается промежуток времени, истекший с момента возникновения необходимости изменений в политике до принятия решения относительно ее изменения. Принятие данных решений производится правительством, но для введения решений в действие требуется, чтобы их обсудил и утвердил законодательный орган власти Парламент, Конгресс, Государственная дума и т. Для обсуждений и согласований может потребоваться длительный период времени.

К дополнительному увеличению лага приводит вступление их в действие только в следующем финансовом году. За этот промежуток времени могут произойти изменения в экономической ситуации.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d G , сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d Т , имеет своим результатом рост выпуска продукции ВВП. Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом. Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса — Самуэльсона. Смысл этой модели Приложение 10, рисунок 16 состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов неокейнсианский подход. Существует три способа: - За счет кредитов ЦБ; - Посредством заимствований у населения и фирм. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции. В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга.

Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей. Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг. Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну хотя многие должны друг другу — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа.

Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности: 1 возможность банкротства нации; 2 переложение долгового бремени на другие поколения. Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из: а рефинансирования при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций ; б взимания налогов для выплаты процента по долгу и его суммы в выпуска новых денег в обращение. Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.

Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS Приложение 10, рисунок 17 имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором — тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован. При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i 1. Затем повышение ставки процента с i до i 1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет.

Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Таким образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает действенного влияния на макродинамику. С учетом того, что предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р до Р1. Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП Приложение 11, рисунок 18. Государство в целях выхода из кризиса увеличивает государственные расходы на величину dG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с I0 до I1.

Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности. Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставке I2. Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N2. Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь 4.

Особенности бюджетно-налоговой сферы в Республике Беларусь. Реформирование бюджетной системы в РБ За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества. Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета включая экономическую , а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга. Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ», которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами.

Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы. Еще только предстоит создать такую основу. Фундаментальные проблемы, характеризующие текущее состояние бюджетной системы без учета вышеперечисленных налоговых проблем , заключается в следующем: 1. Формирование государственного бюджета продолжает осуществляться, в общем и целом, по методу «от достигнутого». Взаимодействие с ведомствами, регионами и законодательной властью, которое определяет бюджетные параметры, носит характер субъективного торга, не основанного на оценке эффективности бюджетных расходов. Этот торг вместо объективного анализа экономической целесообразности определяет в конечном итоге выбор и объемы финансируемых и нефинансируемых обязательств государства. Несмотря на значительный прогресс в совершенствовании бюджетной классификации, органы власти, в особенности на региональном уровне, пока не следуют новым правилам, что приводит как к низкому качеству бюджетного планирования, так и к низкой степени прозрачности бюджетов всех уровней. Остается пока недостаточным и качество прогнозирования основных макроэкономических показателей ВВП, темпов роста инфляции, обменного курса и др.

Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами. Принятие новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ» не решило всех назревших проблем повышения эффективности бюджетного процесса, особенно в части межбюджетных отношений. До сегодняшнего дня сохраняется широкое использование целевых бюджетных фондов и механизмов связанного кредитования как инструментов бюджетного финансирования. Эти инструменты являются, как правило, крайне неэффективными, поскольку ведут либо к избыточным расходам, прямо не предусмотренным в ежегодных законах о бюджете, либо к утрате механизмов ответственности на нижестоящем уровне и соответствующей финансовой ответственности на более высоком уровне. Неоправданно значительную роль в системе государственных финансов продолжают играть внебюджетные фонды, что усиливает непрозрачный и бесконтрольный характер перераспределения государственных ресурсов. До сих пор доходы и расходы государства в национальной и иностранной валютах планируются и учитываются раздельно. При этом порядок составления и исполнения плана валютных доходов и расходов бюджета законодательно не регламентирован.

Хотя процесс исполнения бюджетов заметно улучшился в последнее время благодаря становлению казначейской системы, проблемы в этой области еще довольно велики. Казначейская система позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств. Казначейская система лишь в малой степени затрагивает исполнение местных бюджетов. Далеки от совершенства процедуры внутригодового перераспределения ресурсов и использования дополнительных доходов. Не удается уйти от накопления кредиторской задолженности по отдельным бюджетным статьям. Качество бюджетного контроля, осуществляемого как контрольно-ревизионными органами Министерства финансов, так и тем более службами ведомственного контроля, остается пока явно недостаточным.

Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, то есть в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов. В наибольшей мере эти проблемы присущи региональному уровню бюджетной системы. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов. Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности. Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства с ориентацией в перспективе на подготовку и принятие по аналогии с Российской Федерацией Бюджетного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации бюджетного процесса, основными целями этой реформы являются: Обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов; Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса; Снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами; Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов. Для достижения этих целей потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики.

На первом же этапе следует провести инвентаризацию и оценку эффективности бюджетных расходов и обязательств, включая государственные целевые программы, внести необходимые уточнения в действующую бюджетную классификацию и правила ее применения. Инвентаризация должна затронуть все категории расходов и обязательств бюджета, все уровни распоряжения бюджетными средствами. На ее основе будет возможна оценка эффективности бюджетных расходов. Необходимо поэтапно ликвидировать необоснованные бюджетные субсидии, создающие неравные условия конкуренции и снижающие потенциал экономического роста, и сконцентрировать финансовые ресурсы на выполнении основных функций государства — повысить бюджетные расходы на социальные программы, здравоохранение, культуру, судебную систему, правоохранительную деятельность и оборону. Формирование бюджетов должно строится исключительно на основе оценки эффективности расходов в противовес методу «от достигнутого» , в полном соответствии с полномочиями различных уровней власти. Планирование бюджетных расходов будет значительно облегчено в результате приведения обязательств государства в соответствие с его ресурсами, и основной задачей станет не выбор портфеля финансируемых обязательств, а пересмотр структуры расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики, степени и форм участия государства в экономике. Необходимо продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов. Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы.

Необходимо также исключить пересечение контрольных функций в системе контрольно-ревизионных органов. В максимально короткие сроки должно быть завершено формирование казначейской системы исполнения бюджета на республиканском и местном уровнях. В целях повышения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур следует ввести требование обязательной публикации бюджетной отчетности по всем разделам бюджетной классификации и на всех уровнях бюджетной системы, обеспечив для этого методологическую базу. Процедуры государственных закупок товаров и услуг также должны стать максимально открытыми. Как можно в более сжатые сроки должна быть завершена консолидация в бюджетах всех уровней расходов внебюджетных и целевых бюджетных фондов. В частности, необходимо поэтапно упразднить внебюджетные инновационные фонды, а также местные и республиканские целевые бюджетные фонды, построенные на отчислениях с выручки от реализации товаров и услуг, с переводом соответствующих расходов в консолидированный бюджет на общей основе с полным казначейским контролем. При разработке стратегии и практических действий по снижению долговой нагрузки на экономику следует исходить не только из структуры погашения и обслуживания государственного долга, но и из прогнозируемых макроэкономических тенденций, а также из необходимости развития внутренних финансовых рынков. Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.

Первоначальная либерализация цен 1992 — 1993гг в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен. Среднемесячный темп роста ИПЦ в 1992-1994гг. Относительная стабилизация 1995-1996г и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 1996 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное строительство. Президент перед правительством поставил цель — достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 — 2000гг. Тем не менее неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2000 году, когда рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением качественных. Упала рентабельность и платежеспособность, выросли кредиторская и дебиторская задолженность и количество убыточных предприятий.

Рост ВВП проходил на фоне снижения показателей реальных доходов населения. В 1997 — 1998 годах заработная плата равнялась 40 USD, а в 1999г. В 2000 году, в результате акции по росту заработной платы в преддверии президентских выборов, начисленная среднемесячная заработная плата достигла уровня 1995г. Пенсионеры получают 40 USD пенсии. Семьи с двумя детьми и более автоматически попадают в категорию нуждающихся. Беларусь стала аутсайдером в проведении рыночных реформ, имея наихудшие показатели рыночной трансформации и 148 место в рейтинге экономической свободы. Объем привлеченных ПИИ составляет 123 USD на человека, из которых значительную часть составляет белорусско-российское строительство газопровода. Таким образом, декларируемый рост валовых показателей пока не оправдал надежд белорусского народа.

Репрессивная макроэкономическая политика и непрозрачная правовая среда способствуют бегству капитала из страны, массовому уходу бизнеса «в тень», отсутствию частных инвестиций и сбережений. Поэтому, провозглашая курс на привлечение иностранных инвестиций, Беларуси следует инициировать и масштабные экономические реформы. Как показывает опыт наших соседей, это приводит к росту качественных и количественных показателей экономического развития и благосостоянию их граждан. Таким образом, по мнению международных экспертов, отказываясь от реформ, Беларусь увеличивает издержки упущенных возможностей, теряя драгоценное время.

Политические деловые циклы — это действия, дестабилизирующие экономику путем снижения налогов и увеличения государственных расходов в период избирательных компаний и путем увеличения налогов и снижения государственных расходов после выборов. Основные понятия Финансовая система Централизованные финансы Децентрализованные финансы Бюджетная система Принцип фискального федерализма Государственный бюджет Расходы государственного бюджета Доходы государственного бюджета Профицит бюджета Дефицит бюджета Государственный долг Внутренний государственный долг Внешний государственный долг Эффект вытеснения Налог Налоговая система Принципы налогообложения Субъект налога Объект налога Прямые налоги Косвенные налоги Налоговая база Налоговая ставка Налоговые льготы Налоговое бремя Кривая Лаффера Фискальная политика Рестрикционная фискальная политика Экспансионистская фискальная политика Дискреционная фискальная политика Встроенные стабилизаторы Мультипликатор государственных закупок Мультипликатор налогов Мультипликатор сбалансированного бюджета Контрольные и дискуссионные вопросы 1. Между кем складываются финансовые отношения? Назовите основные функции финансов. Что понимается под централизованными финансами?

Какова структура государственного бюджета? Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных экстерналий? В чем компромиссность государственного бюджета? Раскройте понятие фискального федерализма. Каким может быть состояние государственного бюджета? Как измерить дефицит государственного бюджета? Раскройте концепции балансирования бюджетного дефицита. Какой способ финансирования дефицита бюджета лучше использовать в инфляционной экономике? Почему внутренний государственный долг называют долгом самим себе?

Чем опасен высокий государственный долг? Каковы основные сложности использования принципа платежеспособности в функционировании современной налоговой системы? Почему налог на прибыль корпораций связан с проблемой двойного налогообложения?

При принятии правительством решения относительно изменения применяемых фискальной политикой инструментов, результаты их влияния на состояние экономики проявляются в достаточно короткие сроки наличие внешнего лага более характерно монетарной политике из-за присущего ей сложного передаточного механизма. Правительству не требуется принимать специальные меры для того, чтобы стабилизировать экономику благодаря наличию встроенных стабилизаторов. Происходит автоматическая стабилизация сглаживание колебаний экономики циклического характера. К недостаткам фискальной экономики относятся: 1 Проявление эффекта вытеснения. А так как кредиты в основном получаются фирмами, их удорожание приводит к снижению частного инвестирования в виде «вытеснения» части расходов компаний на инвестиции, являясь причиной снижения выпуска продукции.

Следовательно, растущая ставка процента при проведении стимулирующей экономику фискальной политики «вытесняет» определенную долю совокупного количества производства вследствие снижения величины частного инвестирования. Под внутренним лагом подразумевается промежуток времени, истекший с момента возникновения необходимости изменений в политике до принятия решения относительно ее изменения. Принятие данных решений производится правительством, но для введения решений в действие требуется, чтобы их обсудил и утвердил законодательный орган власти Парламент, Конгресс, Государственная дума и т. Для обсуждений и согласований может потребоваться длительный период времени. К дополнительному увеличению лага приводит вступление их в действие только в следующем финансовом году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий