Эдгар по юбилей

Заработав в газетах и журналах кое–какие деньги, Эдгар снял в окрестностях Нью–Йорка домик, чтобы провести там жаркие летние месяцы, особенно тягостные для ослабевшей Вирджинии. Эдгар Аллан По — американский писатель, поэт, наибольшую известность получил за свои «страшныe» и мистическиe рассказы, а также стихотворениe «Ворон», родился 19 января 1809. Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США. Его родители, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего два года. «В Эдгаре По есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения». Эдган Аллан По (Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский поэт, прозаик, критик, создатель жанра «новеллы ужаса». Кошмары, преследующие героев его поэзии и прозы.

Виртуальная справочная служба

  • «Трагедия длиною в жизнь»
  • 215 лет со дня рождения Эдгара Аллана По
  • По, Эдгар Аллан — Википедия
  • По следам Эдгара По

Таинственный мир Эдгара По

19 января в Никольской библиотеке прошел литературный час «По страницам Эдгара По», посвященный 210-летию со дня рождения писателя. Сегодня у него день рождения — пост пикабушника jeronimo2. Не могу сказать, что большой поклонник мистической литературы, но в школьные годы с интересом прочитал сборник новелл Эдгара По. Эдгар Аллан По (19 января 1809 года, Бостон. 19 января 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Э. А. По. Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне. Сотрудники Октябрьской библиотеки № 2 им. Н. К. Жернакова рассказывают об американском писателе, который прославился своими «страшными» и мистическими рассказами.

Быстрые ссылки

  • Новости по теме
  • В Музее Достоевского открывается выставка к 210-летию Эдгара По
  • 210 лет со дня рождения Эдгара Аллана По: Невероятные факты о писателе - Российская газета
  • Эдгар По. День рождения.: kononov_varvar — LiveJournal
  • Каркнул Ворон: «Эдгар По»! Как писал мастер ужасов?

215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Алана По

Сотрудники Октябрьской библиотеки № 2 им. Н. К. Жернакова рассказывают об американском писателе, который прославился своими «страшными» и мистическими рассказами. 19 января в Никольской библиотеке прошел литературный час «По страницам Эдгара По», посвященный 210-летию со дня рождения писателя. Творчество Эдгара По способствовало появлению жанра научной фантастики. Писатель родился 9 января 1809 в Бостоне.

Он замыслил найти Эльдорадо. Эдгар По

Гроб с телом Вирджинии стоял на письменном столе Эдгара По: больше его некуда было поставить. На кладбище Эдгар отправился в том пальто, которое до последнего мгновения согревало Вирджинию: больше ему нечего было надеть. Холод был такой, что могильщики отказались копать промерзшую землю, и гроб поставили в фамильном склепе соседей По, неких Валентайнов. Эдгар По так и не пережил смерть Вирджинии. Даже, когда девушка болела, писатель впадал в эмоциональное расстройство, его состояние напрямую зависело от Вирджинии. Когда ее не стало, ночные кошмары терзали Эдгара По неотступно. Иногда среди ночи Эдгар вставал, шел к склепу и ложился около него на снег. Утром Эдгара приводили домой. Он говорил, что хотел замерзнуть насмерть, чтобы скорее воссоединиться со своей любимой. Все эти произведения включали в себя одни и те же повторяющиеся темы: - Прекрасная дама либо болеет, причём её болезнь или описывается, или называется в лоб, либо названа давно умершей, или только что умирает.

Так, Лигейя предположительно умирает от чахотки, а леди Медилейн по сюжету страдает приступами каталепсии. Мужчина в строгом уединении дома заботится о новорождённой и с ужасом замечает, что она начинает и внешне, и по поведению копировать свою покойную мать. И лишь только обряд крещения девочки, жившей десять лет безымянной, положил конец мучениям или больному воображению отца - Рассказчика. Когда он против воли назвал девочку Мореллой, то та кричит: «Я здесь! И заканчивается рассказ тем, что черты ребёнка в момент смерти исказились до неузнаваемости, превратились в лицо её матери, а останков самой Мореллы в склепе оказалось не найдено. Иллюстрация к рассказу "Морелла" художницы Iren Horrors В рассказе "Лигейя" главная героиня после своей смерти, изводимая постоянными душевными терзаниями своего супруга, также перевоплощается в теле белокурой леди Ровены Тремейон, тем самым убивая её и спровоцировала болезнь тремя рубиновыми каплями, которые накапала в бокал второй пассии Рассказчика. Мужской персонаж также влюблён в неё до безумия, при описании её облика постоянно прибегает к античным образам и зацикливается на её чёрных глазах, тайну которых пытается постичь. Есть предположение, что Лигейя - вовсе не реальная девушка, а фантазия, идеальный образ или даже Сирена да, был такой одноимённый персонаж в греческой мифологии , которая его обольстила и морально погубила. И не дала начать новую жизнь в повторном браке.

Однако, стоит заметить, что финальный эпизод "воскрешения" Лигейи в теле Ровены - весьма спорный момент в рассказе - автор оставляет на усмотрение читателя, было ли это на самом деле или же является галлюцинацией пристрастившегося к опиуму Рассказчика, что делает его ненадёжным. Незадолго до своей кончины черновласая и темноокая Лигейя сильно увлекалась метафизикой - философией, которая ставит вопросы предопределенности бытия и свободы воли. Это подчёркивается цитатой к рассказу, которую По приписал Джозефу Гленвиллу: "Ни ангелам, ни смерти не предаёт себя всецело человек, кроме как через бессилие слабой воли своей". Также главная героиня собственноручно написала поэму "Червь - Победитель" стихотворение, которое Эдгар По изначально написал отдельно, а затем включил в рассказ в качестве символизма , повествующее о неизбежности смерти, о том, что вселенная управляется темными силами, которых человек не может понять, и единственные сверхъестественные силы, которые могут помочь, - это бессильные зрители в данном случае - сонм скорбящих ангелов , которые могут только подтвердить трагедию сцены. Произведение тоже навеяно эпизодом из реальной жизни писателя - мать и отец Эдгара По были актерами, и в стихотворении повсюду используются театральные метафоры, чтобы иметь дело с человеческой жизнью на универсальном уровне. Лигейя же говорит о страхе, олицетворенном в «кроваво-красной твари», а образ Червя в мифологии всегда ассоциировался со смертью и был близок к похожему восприятию образа Змея, олицетворявшего зло и первородный хаос. В рассказе "Падение дома Ашеров" Рассказчик, друг Родерика Ашера, становится свидетелем того, как описанные в средневековом романе автор и название которого полностью выдуманные сцены воплощаются в реальную жизнь, делая это либо мистикой, либо непреднамеренным совпадением: когда Рассказчик читал про проникновение рыцаря Этельреда в пещеру дракона, спасаясь от бури, в реальном мире и он, и Родерик слышат треск и рвущиеся звуки откуда-то из дома. Когда описываются предсмертные крики дракона, в доме слышится настоящий крик. Когда он рассказывает о щите, падающем со стены, по всему дому слышен гулкий металлический гул.

Сначала Рассказчик игнорирует шум, но Родерик становится все более истеричным. Атмосфера накаляется ещё и тем, что пронзительный крик, который они слышали, издавала в гробу леди Медилейн, которую, оказывается, похоронили заживо. Затем дверь в спальню распахивается, и на пороге появляется обезумевшая Медилейн, окровавленная после тяжелого побега из гробницы. В последнем приступе ярости она нападает на своего брата, и тот умирает от сердечного приступа. И падение дома Ашеров происходит не в метафорическом, а в самом что ни на есть буквальном смысле - Рассказчику с трудом удаётся сбежать целым и невредимым, когда трещина в поместье разрослась до невиданных масштабов и вызвала тотальное разрушение здания, которое ещё и утонуло в озере. Исключение составил лишь автобиографичный рассказ "Элеонора", где и возлюбленная-кузина в конечном итоге простила Рассказчика за женитьбу на девушке Энменгарде, не стала вселяться в неё, и в Раю оказалась, и сам главный герой остался более-менее адекватен. В 1845 году было напечатано стихотворение «Ворон» - сначала в газете, затем - в сборнике стихотворений Эдгара По, который и американские, и английские критики приняли с восхищением и даже некоторым обидным для По недоумением: словно не ждали таких глубоких стихов от автора популярных приключенческих и мистических рассказов. Именно это событие и сделало Эдгара По популярным во всей Америке. Стихотворение читается от лица безымянного Рассказчика, лирического героя, который тоскует по давно умершей возлюбленной по имени Ленор.

Это имя уже использовалось Эдгаром По в другом одноимённом стихотворении 1843 года не путать с балладой Готфрида Августа Бюргера 1773 года, известной у нас как "Светлана" Жуковского! Женский персонаж что в "Вороне", что в стихотворении "Ленор", показан чистой душой, прекрасной девой, а её возлюбленный в "Ленор" известный по имени Ги де Вер мечтает воссоединиться с ней в Раю. Имя умершей девушки Эдгар По "позаимствовал" у своего брата Леонарда, также известного как Генри По, который также стал поэтом. Эдгар По описал скорбящего супруга молодым учёным, не говоря об этом читателю в лоб. Намёком на это послужил бюст Афины Паллады в комнате лирического героя стихотворения, греческой богини не только справедливой войны, но и Мудрости.

Скоро Эдгар стал верховодить среди товарищей по играм. Он прыгал выше и дальше всех, умел бить или быть битым — как повезет. Пока еще нет особых знаков, по которым его можно было бы отличить от ровесников. Правда, ему нравится рисовать, нравится собирать цветы и изучать их. Но делает он это чаще украдкой, быстро возвращаясь к прерванным играм.

Он покровительствует маленькому Бобу Салли, защищает его от старших ребят, помогает готовить уроки. Порой он куда—то исчезает и часами пропадает, поглощенный загадочным делом: в тайне от всех он сочиняет первые стихи, переписывает их красивым почерком набело и прячет в укромное место — поглощая при этом хлеб с мармеладом. Но года с 1923-го или 1924-го Эдгар начинает отдавать стихам весь пыл своей пятнадцатилетней души. Стихи посвящались девочкам, прежде всего ученицам известной элитарной школы. Сестра Эдгара Розали — она тоже воспитывалась в одной из ричмондских семей — служит посредницей, помогая посланиям попасть в руки красавиц. Но у юного сердцееда остается время и на другие подвиги. В те годы образцом для всех молодых поэтов был Байрон, и Эдгар желает подражать ему во всем. Так, он поразил товарищей и учителей, проплыв шесть миль против течения по реке Джеймс, и на один день сделался истинным героем. Теперь он мог похвалиться отменным здоровьем, хотя в детстве был довольно хилым. Отягощенная наследственность проявлялась пока лишь в некоторых признаках преждевременного взросления и исключительных способностях.

При этом гордый нрав, повышенная возбудимость и вспыльчивость порожденная на самом деле слабоволием заставляли его во всем рваться к первенству и ненавидеть соперников. Но это был еще и первый урок покорности судьбе, а именно под такими знаками будет протекать вся его дальнейшая жизнь. Миссис Джейн Стэнард, молодая мать одного из школьных товарищей, явилась ему как олицетворение всех смутных детских мечтаний и жадных юношеских предчувствий. Она была красива, нежна, обладала самыми изысканными манерами. Встретиться с ней значило для него переступить порог взрослой жизни. Подростка, спешившего к приятелю всего лишь ради игр, встретила Муза с большой буквы. Эдгар отступил, ослепленный, увидав женщину, которая протягивала ему руку для поцелуя и вовсе не догадывалась, что это означало для него. Эдгар подчинился. Любовь его была тайной, идеальной и длилась всю жизнь — витая над прочими увлечениями и одновременно таясь под ними. Разница в возрасте и социальном положении определила внешний характер их отношений, придала им форму дружеских бесед, и они продолжались до того дня, когда Эдгару больше нельзя было посещать дом Стэнардов.

В 1824 году она умерла — в тридцать один год. В школе Эдгар по большей части молчал, бежал развлечений, охладел к шалостям, все его товарищи заметили это, не подозревая о причине, и лишь много лет спустя, когда узналось, кем он в действительности стал, былые друзья наперебой принялись вспоминать о том периоде в своих мемуарах и письмах. По окончании колледжа По поступил в аристократический Университет Виргинии в Шарлоттенсвилле. Студентом Эдгар был блестящим. Судя по воспоминаниям соучеников, он быстро сделался интеллектуальным лидером в группе золотой молодежи Виргинии. Без видимого труда он говорил на классических языках и переводил с них, выучивал уроки, пока кто—нибудь из товарищей читал вслух, и завоевывал авторитет у преподавателей и студентов. Ненасытно глотал книги по естественной и древней истории, математике, астрономии и, разумеется, стихи и романы. Его письма к Аллану дают весьма живое представление об опасной атмосфере, царящей в университете, где студенты пускают в ход пистолеты, устраивают отнюдь не безобидные поединки, а в остальное время пируют на природе или в ближайших трактирах. Все идет колесом: учеба, карты, попойки, рискованные забавы. И вот наступил момент, когда картежные долги Эдгара достигли значительной суммы, а Аллан, придя в бешенство, наотрез отказался оплатить их.

Произошла ссора, поводом к которой послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. Есть свидетельства, неблагоприятные для Эдгара; рассказывают, что он подделал векселя с подписью Дж. Аллана, что однажды, пьяный, наговорил ему грубостей, замахнулся на него палкой и т. С другой стороны, неоткуда узнать, что терпел гениальный юноша от разбогатевшего покровителя Дж. Аллан получил неожиданное наследство, превратившее его уже в миллионера , вполне чуждого вопросам искусства и поэзии. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался. Эдгару пришлось покинуть университет. В те времена из—за неуплаченного долга можно было угодить в тюрьму или оказаться выдворенным из штата, где долг был сделан.

Эдгар разломал всю мебель в своей комнате и возжег прощальный костер шел декабрь 1826 года. Домой он ехал вместе с товарищами по университету — для них начинались каникулы. Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал в мае 1827 года сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет. Издание первой книги поглотило все сбережения Эдгара. Безденежье заставило его поступить солдатом в армию под вымышленным именем Эдгар А. Службу он нёс почти два года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. Он боролся за выживание, порой с грустью заглядывая в собственную душу. Правда, не упускал случая присмотреться и к тому, что происходило рядом. В начале 1828 года поэт обратился к приёмному отцу, прося помощи.

Аллан оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение, может быть, по ходатайству жены. Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того 28 февраля 1829 года. Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу - с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином. Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Дж. И Гвину и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный. Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был второй сборник стихов Э. По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения [из уже забытого всеми первого сборника]».

На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной. Между тем Дж. Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830 года, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил. Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Ради призрачных достоинств и блеска военной формы он терял молодые годы. Эдгар отлично понимал, что не создан для армейской жизни даже с точки зрения физической: когда—то безупречное здоровье рано начало разрушаться, и суровая кадетская муштра вскоре сделалась для него слишком тяжелой, почти непосильной. Но гораздо острее организм его отзывался на апатию и тоску, которые овладели им в академии, где лишь считанные минуты в день могли быть посвящены размышлениям о чем—то еще, кроме учебного материала, то есть о поэзии, о литературе и творчеству.

Он задыхался в атмосфере академии — пошлой, до тошноты серой, враждебной всякому воображению и творческой энергии. Он спасался, ища уединения, обдумывая будущую поэтику при весомой помощи Колриджа. Эдгар надеялся пройти курс за шесть месяцев — в расчете на былые университетские и военные знания. Но, оказавшись в академии, обнаружил, что это невозможно по административным причинам. Вероятно, он не стал долго размышлять. На Аллана он больше не надеялся, поэтому и не боялся рассердить его. Эдгар решил подстроить собственное исключение из академии: только так можно было покинуть Уэст—Пойнт, не нарушая принесенной присяги. Осуществить задуманное оказалось просто. Эдгар слыл блестящим учеником, а посему пришлось избрать путь дисциплинарных нарушений. Частые и злостные проступки — например, прогулы занятий или религиозных служб — не могли не повлечь за собой исключения.

Степень раздолбайства вполне иллюстрирует следующая история. Когда для участия в параде всем курсантам, в том числе и Эдгару, было приказано явиться на плац в белых перчатках и портупее, последний, как истинный тролль, воспринял распоряжение дословно и надел только ремни и перчатки. После чего был немедленно отчислен. Но прежде Эдгар еще раз доказал, каким редким чувством юмора обладал: с помощью одного полковника он добился, чтобы кадеты по подписке собрали средства на издание его новой книги стихов, родившихся во время краткого пребывания в Уэст—Пойнте. Нетрудно представить, какую это вызвало реакцию. Разрыв с Алланом казался окончательным, дело усугубила еще одна грубая ошибка Эдгара: в момент отчаяния он написал письмо заимодавцу, где в свое оправдание ссылался на скаредность воспитателя, который, по его словам, вдобавок редко бывал трезвым.

Облонской и др. По ; авт.

По ; перевод с английского ; комментарии Б. Акимова ; вступительная статья В. Дата публикации: 19-01-2024Категории:.

Выставка расскажет об истории этих публикаций и их влиянии на творчество Достоевского, об особенностях литературного жанра детектива и «страшных» рассказов, представит иллюстрации к произведениям обоих писателей, интерактивные объекты, позволяющие погрузиться в «ужасную» атмосферу.

Партнёры и поддержка

  • По Эдгар Аллан — ПроДетЛит
  • Виртуальная выставка По
  • Управа района Южное Медведково города Москвы
  • Календарь знаменательных дат

К 200-летию со дня рождения Эдгара По

19 января – 215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара По (1809 – 1849). Родился Эдгар в США, в городе Бостоне, в семье актеров бродячего балагана. 19 января 2023 года исполнилось бы 213 лет одному из самых мистичных писателей XIX века – Эдгару Аллану По, первому из величайшей Триады Мастеров Ужасов. Эдган Аллан По (Poe, Edgar Allan) (1809–1849), американский поэт, прозаик, критик, создатель жанра «новеллы ужаса». Кошмары, преследующие героев его поэзии и прозы. Эдгар Алан По – американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма и жанра психологической прозы. Не могу сказать, что большой поклонник мистической литературы, но в школьные годы с интересом прочитал сборник новелл Эдгара По. Эдгар Аллан По (19 января 1809 года, Бостон.

19 января — 210 лет со дня рождения знаменитого американского писателя Эдгара Аллана По

Писательские юбилеи. 10 Января 2024. От «Лунного камня» Уилки Коллинза и «Черной кошки» Эдгара По до «Парижских тайн» Эжена Сю: писательские юбилеи. «В Эдгаре По есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения». 19 января 1809 года в семье актеров родился будущий основатель современного детектива, "архитектор" коротких жанров и чуткий поэт Эдгар По, чей литературный ДНК изменил мировую. Ежегодно, с 19-го января 1930-го года, в день рождения Эдгара Аллана По, умершего в 1849-м, на его могилу приходил человек, прозванный Poe Toaster («Поднимающий тост за По»). Гений!», посвященная 210-летию со дня рождения классика мировой литературы, американского писателя Эдгара Аллана По.

«ЯСНОСТЬ УМА И КОШМАРЫ ПОДСОЗНАНИЯ»: К 210-ЛЕТИЮ ЭДГАРА ПО (1809-1849)

Свою литературную деятельность По начал в 1827 году сборником стихов «Тамерлан и другие поэмы», который как и два следующих — «Аль Аарааф, Тамерлан и мелкие стихи» 1829 и «Стихи» 1831 — не имел успеха. В 1833 году после публикации рассказа «Манускрипт, найденный в бутылке», за который По получил премию журнала Baltimore Saturday Visiter, его литературная карьера пошла в гору. Эдгар По публиковался в разных журналах, опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей, завоевав репутацию остроумного и оригинального критика. В 1839 году вышла автобиографическая новелла «Падение дома Ашеров».

К юбилею мирового классика актив библиотеки подготовил книжно-иллюстративную выставку«Мистический реалист Эдгар По», где была представлена литература по его творчеству из фонда абонемента и читального зала Центральной городской библиотеки им.

Выставка представляет особый интерес для современных читателей, так как именно Эдгар По стал основателем столь популярных сегодня жанров детектива и «фэнтези» в литературе. В рамках литературного ринга в турнире «Тайны слов, предметов и открытий» по известным новеллам «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо», «Чёрный кот», «Сердце-обличитель» участники ринга убедились в музыкальности, неповторимой гамме чувств, ощущений, пейзажных красот и идеально построенной формы произведений, по которым читатель безошибочно узнаёт авторский стиль Эдгара По. Настоящий успех и популярность пришли к писателю с поэмой «Ворон» в 1845г.

В 1993-м году записка гласила «Факел будет передан», а в 1999-м — сообщала, что оригинальный Тостер умер и традиция перешла к его сыну. Эдгар Аллан По В 2006-м году группа людей пыталась задержать его силой, чтобы раскрыть личность, но ничего не вышло. Ни до этого инцидента, ни после никто не поступал так из уважения к традиции.

В 2008-м появление Тостера наблюдало более 150 человек, в 2009-м — несколько меньше.

Только в XIX—XX веках стихотворение перевели как минимум два десятка раз, а с появлением интернета их количество удвоилось. Однако у большинства переводчиков «Ворон», язык которого глубоко оригинален и крайне разнообразен, превращается в нечто совсем банальное: ночь, уныние, тоска по возлюбленной, зловещий ворон...

Как будто переводчики подгоняют текст под свои приблизительные представления о По: романтик же, писал о всяком таком, мрачном. Ирония и самоирония лирического героя начисто пропадают; достаточно отметить, что в оригинале По вворачивает в речь галлицизмы, как столетие с лишним спустя будет делать Набоков в «Лолите», романе, пронизанном прямыми отсылками к По. Тонкие перепады настроения от недоверия и страха к недолгому комическому облегчению это просто ворон, а не грабитель , а затем к настоящему экзистенциальному ужасу остаются недоступными в переводах.

Но эта пародия бьёт мимо цели. По уже в середине стихотворения упреждает подозрения, что ворон умеет только бессмысленно повторять одно и то же слово. Сама бессмысленность и оказывается источником ужаса.

И совсем мало известен неспециалистам в России тот факт, что «Ворон» - стихотворение экспериментальное, написанное в соответствии с литературной программой, которую По изложил в манифесте «Философия композиции» на русском языке имеется плохой перевод XIX в. Этот текст ломает все расхожие представления о романтизме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий