Когда посещают вертеп

Когда придет пора разбирать елку, вертеп можно накрыть крышкой и хранить на антресолях до следующего Рождества. Богослужение, вертепы, праздничные песнопения, колядки, гадания, трапеза, обмен подарками — всем знакомые старые рождественские традиции, хотя бы некоторые из которых наверняка. #вертеп #колядки #Рождество В Украине на новогодние и рождественские праздники существуют древние традиции. Накануне Рождества начинаются колядки, щедривки. На верхней сцене изображался Вертеп — пещера, в которой родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство или ставилась икона Рождества Христова.

Рождественский вертеп - что это такое и зачем он в доме?

Это и неудивительно, поскольку такой театр был одним из немногих способов донести до людей написанное в Евангелии, ведь подавляющее большинство населения не было грамотным, а сами книги были очень дороги. Но со временем рождественские вертепы потеряли свое первоначальное значение. Нередко рассказу о евангельских событиях на представлениях посвящалось мало времени, тогда как его место занимало обычное кукольное представление на отвлеченную тему. Кроме того, вертепники организовывали свои постановки без привязки к празднику Рождества Христова, являясь таким образом обычными бродячими артистами. Следует отметить, что с такой практикой Церковь даже пыталась бороться.

После Октябрьской революции отношение к вертепам со стороны власти стало резко негативным. Они, как и традиционная рождественская ёлка, рассматривались как «средство религиозной и антисоветской пропаганды». И если позднее ёлка стала неотъемлемым атрибутом Нового года, то о вертепах в конце советского периода знали лишь историки и собиратели фольклора. Сегодня традицию устроения вертепа постепенно возрождают.

Так, во многих храмах в канун Рождества и на Святки устанавливают сюжетно-повествовательные инсталляции, повествующие о евангельских событиях, связанных с рождением Христа. Также в отдельных приходах разыгрываются вертепные сценки, в которых, как правило, принимают участие учащиеся воскресных школ. Таким образом, народная традиция вертепа в России постепенно возрождается, хотя определенные ее детали и были утеряны безвозвратно за годы забвения. Как устроен вертеп?

Он имеет все черты переносного кукольного театра. Так, в его классическом виде он представляет собой массивный деревянный ящик, в котором было два яруса. На первом, верхнем ярусе разыгрывалась сцена поклонения волхвов младенцу Иисусу.

Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д. Покровского занялись лишь в 1980-х годах, именно их опыты в итоге взяты за основу возрожденной традиции. Устройство театрального вертепа Для того чтобы лучше понять, что такое вертеп, обратимся к его устройству. Как уже было сказано, чаще всего домик-вертеп состоял из двух или трех этажей. Фактически вертеп — это такая маленькая модель Мироздания, мир горний и мир дольний.

В верхней части разыгрывались сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Эту половину обклеивали голубой бумагой, в глубине находились ясли, вокруг которых стояли фигурки Святого семейства, волхвов, ангелов и домашних животных. Нижнюю часть занимал дворец царя Ирода, здесь обычно происходили разные комические ситуации. Эту часть ящика украшали яркой бумагой, на троне сидел сам Ирод. Внизу и вверху ящика были прорези, по которым куклы могли передвигаться вдоль сцены. По бокам находились открывающиеся двери. Куклы не могли переходить с одного яруса на другой. Кукол чаще всего изготовляли из дерева, иногда — из глины.

Их раскрашивали, наряжали в красивые бумажные или тканые одежды и в конце к ним прикрепляли стержни, благодаря которым куклы могли передвигаться по сцене. В зависимости от размера ящики могли возить на санях, носить на руках или устанавливать стационарно.

Это одно из самых ранних народных кукольных представлений, дошедших до нас благодаря этнографическим записям. Первая постановка фольклорно-кукольного театра «Душегреи» успела сменить несколько вертепных ящиков и комплектов кукол.

Ладон и смирна — это благовония, которые в то время ценились очень дорого. Вот так и родился спаситель мира - Иисус Христос. С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.

В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол потому, что на сено положили маленького Иисуса и поставить в него горшок с кутьёй — самым важным блюдом в этот праздник. Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной. В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками. Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год. Воспитатель: А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий.

С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе. Рождество — это праздник подарков. В память о дарах волхвов новорожденному Иисусу, люди дарят друг другу подарки на Рождество. Но самым главным подарком для всех нас является Божий дар — Спаситель Иисус Христос.

Рождественская сцена - значение символики

Музыкант, искусствовед, фольклорист-практик, педагог. Я начала им заниматься с 80-х годов прошлого века, когда его начали восстанавливать как театральное явление. На тот момент ни о каком религиозном подтексте мы не говорили, время было другое. Саму идею восстановить вертеп подал Дмитрий Викторович Покровский, который руководил ансамблем, где я работала еще маленькой девочкой. Поэтому восстановление вертепа происходило буквально у меня на глазах. О вертепе существовала память, были упоминания у Куприна, сначала нашли тексты и воспоминания, как играли вертеп, потом тексты собственно самого представления. Сохранились подлинники вертепов, сами коробки, которые вертепщик носил на спине.

И вот с этого мертвого наследия все воссоздалось. Как это театральное действо играли? Есть коробка, есть разрозненные куклы, есть картинки, есть текст, есть воспоминания… Как этот текст заживет, как это все соединится в мистерию Рождества? Мистерия — западное слово, а по-русски — Таинство. Чтобы понять, как разговаривают куклы в вертепном театре, как они двигаются, Виктор Исаевич Новацкий организовывал этнографические экспедиции. Мы ездили в Юго-западную Россию, на Западную Украину, туда, где еще играли вертепы, пели колядки.

Русская христианская традиция — это пасхальная традиция. В нашей культуре главный праздник — это Воскресение Христово. А на Западе традиция другая, там культурная традиция Рождества намного сильнее. Мы можем наблюдать, как праздник Рождества «раскручивается» буквально у нас на глазах. Он всегда, естественно, был, и значимость его была велика для русских. Но именно в контексте общей пасхальной культурной традиции.

Если мы подумаем о смысле Рождества , то что мы, русские, празднуем? Вот Бог пришел к людям и стал таким же, как мы. Дальше он рос, проповедовал, был предан, распят и воскрес в третий день по Писанию. И в Рождество мы празднуем не Бога, ставшего человеком. Мы празднуем рождение Бога, ставшего человеком и принявшего смерть, чтобы человек стал как Бог, чтобы освободить человека. Для нас, для нашей культуры, Рождество — это начало нашего Спасения.

Это самый большой подарок, который Бог мог подарить людям. Вертеп, пришедший с Запада, очень красиво обрусел. Принял очертания, соответствующие нашей пасхальной культуре. На Западе вертеп — это никакая не мистерия, а инсталляция. Традиция вертепа стала приобретать наши национальные черты, нашу национальную конструкцию. Куколки оделись в национальные костюмы и постепенно заговорили о своем.

И статичный вертеп стал театральным явлением. В чем это выражается? Во-первых, конструкция. Очевидно, что она не похожа на те вертепы, которые мы видим в любом магазине, храме, на улице в Европе, там, где эта традиция до сих пор жива, и где она зародилась. Там вертеп горизонтален, и часто представлен только тем, что происходит в русском вертепе на верхнем этаже. У нас же есть особый мир Небесный, где находятся Святое Семейство и те, кто пришел поклониться Младенцу Христу.

Солому стелили и под скатерть на рождественский стол, кидали на пол. Солома — не только символ яслей, но и символ Ветхого завета, который уже ушел. Отсюда появляется и еще один символ — зерно, которым посыпали родных, друзей, соседей: «Сею, вею, посыпаю, с Новым годом поздравляю!

Сколько зернышек — столько детушек…». Зерно, чтобы вырасти, должно быть похоронено в землю. И это опять же символ будущей пасхальной радости, часть пасхальной культуры.

В частности, кутью ели на рождественский сочельник, и только ее можно было есть до первой звезды. Кутья — поминальная еда, как мы знаем. И это тоже связано с умиранием-воскресанием.

Подарки — как дары волхвов. Пряники, которые давали детям только после отгаданной загадки, а загадки были очень образные, они готовили детей к будущим испытаниям, ведь мы же помним тех 14 тысяч невинно убиенных Иродом младенцев. Утром после службы христославы ходят по домам, потом колядовщики, и начинаются Святки до Крещения.

И — в прорубь все, особенно те, кто в масках ряженые ходили о Святках. Поэтому я считаю, что нынешняя мода на вертепы из куколок или изображений — привнесенная с Запада после падения железного занавеса. И поэтому у нас толком нет понимания, что с этим делать.

Все знаки и символы, которые были перемешаны и спутаны при советской власти, русскую национальную рождественскую традицию практически уничтожили. Но она изначально была довольно слабой. Вот обходы дворов остались.

У нас было принято праздновать общиной, разделять радость праздника с близкими и дальними, каждому нужно было прийти и сказать: «Христос родился и воплотился! И на Пасху так же ходили, и на Троицу, и так далее. Коляду в дом не пускали, ей давали подношение в окошко, и напоминали колядовщики скорее о календарном событии, чем о религиозном.

О сакральном пели христославы и клир, которые ходили по домам, по дворам со звездой и пели кондаки. Это то, что было повсеместно и между людьми. А вертеп — это всегда профессионал, человек не из общины.

Мы в своей семье каждый год делаем вертеп, коль так уж получилось, что вертеп стал частью нашей жизни. Дети с детства знают текст, пытаются проигрывать действо, они живут в этой традиции. Обязательно поем христославия, посыпаем зерном гостей.

Однажды мы играли вертеп в одной «элитной» гимназии. Они остались очень довольны, благодарили. Когда через год мы предложили им повторить, они страшно удивились, что, оказывается, вертепное представление будет то же самое: «Мы это уже видели!

Я страшно поразилась: тридцать лет я занимаюсь вертепом, каждый раз расстраиваюсь, если играю и не могу сама посмотреть. Ведь я расту и прихожу сюда через год уже другим человеком, и Рождество этому человеку по-новому открывается. На одном из наших домашних праздников у меня было такого рода открытие, даже откровение.

К нам на Рождество пришли дружочки, которые держали на руках спеленутого новорожденного младенца. Я играла вертеп, и вдруг увидела, какая это была жертва Бога — оказаться таким беспомощным, беззащитным, зависимым от всего. Я никогда об этом не думала, при том, что у меня самой уже пятеро детей было.

Но вдруг этот младенец привел меня к Тому Младенцу, с абсолютно реалистичным проживанием его младенчества.

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи: Вол и осёл, которые, по преданию, согревали Младенца своим тёплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях, что связывают со словами Пророка Исаии : Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего Ис. Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображён несущим на плечах или в руках ягнёнка как символ Агнца Божия. Три волхва. Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления 6 января , и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день. Ангел или ангелы.

В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принёс архангел Гавриил. Сантоны в Экс-ан-Провансе В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов иногда десятки фигур , их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи , разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Так, в традиционном провансальском вертепе присутствуют так называемые « сантоны » — изображения представителей различных общественных слоев и профессий Прованса. Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи.

Художники Сергей и Тамара Крыловы, Палех Нижняя часть — «земля» или «дворец» — оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посередине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. На дне ящика были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с куклами.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежды. На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, украшали цветами и хвойными ветками, внутри ставили икону Рождества Христова. Крыша вертепа всегда украшалась Вифлеемской звездой, возвестившей миру о рождении Спасителя. Вертеп от ст. Это был переносной ящик из тонких досок и картона.

Как устроить рождественский вертеп

И разыгрывалось в нем, хоть и с вариациями, но только одно представление - «Царь Ирод», дополнявшееся комическими и сатирическими интермедиями. Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», так определил это явление народной культуры: «Зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о святках, представляя события и обстоятельства рождения Иисуса Христа». Прообразы вертепа встречаются еще в Древней Греции. Такой кукольный театр представлял собой ящик без передней стенки, разделенный на два этажа.

На первом этаже были куклы - люди, а на втором помещали кукол - богов. Это была попытка рассказать людям о сотворении мира, о существовании неба и земли, божьего и земного. После распада древнегреческих государств, традиции кукольных театров перешли в другие государства.

В отличие от городов Западной Европы, где вертепы долго показывали в помещениях и они имели внушительные размеры, у восточных славян вертеп делался из фанеры или картона и был небольшого размера. В двухэтажном вертепе каждый этаж имел свое значение: на нижнем этаже ставили пародии из бытовой жизни, интермедии светского характера. Здесь же показывали сюжеты рождественского цикла - ночь Рождества Иисуса Христа, приношение даров волхвами, преследование Христа Иродом, бегство в Египет.

На верхнем ярусе изображалась пещера, в которой был рожден Иисус Христос. Иногда этот ярус называли небом. Куклы приводились в движение при помощи стержней, тем самым создавая иллюзию того, что фигурки движутся сами.

Вел представление один человек, руководил и озвучивал все персонажи, изменяя голос.

И ещё одна интересная деталь — часто они выступают как единое целое, как один персонаж и крепятся на одной палочке-потыке. Нечистый дух по традиции не страшный, а скорее противный, вызывающий смех, а Смерть безликая, подвижная, способная реально отрубить Ироду голову своей косой... Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жеста. Обращаются куклы в зал, а не друг к другу, называя себя: «Я — Ирод-царь! Зритель, таким образом, вовлекается в действие, становится его соучастником. Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с которым наши предки отнеслись к рождественской истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона, которая освящает все действо.

Поэтому Святое семейство предпочтительно показывать не в виде кукол, а именно в виде изображения, картинки. И ангелов следует делать особенно благоговейно. Прекративший свое существование в России к 20-м годам XX века, вертеп в 1980-х годах был возрождён усилиями энтузиастов. С 1992 года, когда Союз театральных деятелей России начал устраивать в Москве ежегодный фестиваль «Рождественские семейные вечера», в России и странах СНГ стали регулярно проводиться фестивали вертепных театров, объединяющие на одной площадке профессиональных исполнителей и любителей народного театра. Сейчас вертепный театр привлекает к себе все больше и больше внимания. Создана гильдия вертепщиков, содействующая распространению вертепных представлений. Вертепы играют на святках при храмах, на рождественских праздниках в школах, в семьях, в детских домах. Можно только порадоваться такому бережному отношению к добрым традициям наших предков. А ещё лучше — самим принять участие в таком увлекательном деле, как постановка вертепного действа!

Рождественский вертеп — традиция, которая была очень популярна в царской России.

После Октябрьской революции она, как и все, что связано с религией, попали под запрет. Сегодня мы вспоминаем о своих корнях, возрождая, в том числе, и эту уникальную традицию. Вертеп — это пещера. Под рождественским вертепом подразумевается совершенно определенная пещера — место рождения Спасителя, которое находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Именно оно место рождения стало прообразом вертепов, созданных людьми. Сегодня в православных театрах, приходах, воскресных школах вертепы встречаются довольно часто. Они представляют собой разукрашенный праздничный двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол. Верхняя часть предназначена для разыгрывания сцен, связанных с жизнью святого семейства, нижняя изображает дворец царя Ирода. В нижней части есть дыра, куда в итоге проваливается Ирод. На этой небольшой двухэтажной сцене и происходят кукольные представления с рождественским сюжетом.

Главные роли в постановке принадлежат Богоматери, Иосифу и Ангелу. Раньше была традиция различных представлений — театральных представлений, которые изображали евангельские события, связанные с Рождеством.

Более привычные винегрет, печёные яблоки, вареники и голубцы тоже считаются рождественскими угощениями. На ужин было принято приглашать одиноких людей и путников.

Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, "отведав и познав человеческую доброту", не вредили крестьянской скотине. Так, голодным или одиноким в светлый праздник не должен был остаться никто. Рождественская кутья Праздничные песнопения Или колядки, как их ещё называют — это традиционные обрядовые песни, берущие начало из язычества, а после ставшие аналогом западных рождественских гимнов. В звездную ночь Христос рожден.

В яслях простых был положен. Ангел с небес в поле сходил, Он пастухам весть возвестил: "Радуйтесь все — Христос рожден. В яслях простых был положен". Слава, слава, слава Богу в вышних!

Человекам всем благоволенье!

Вертеп: искусство, рожденное верой

Традиции Рождества — Рождественский вертеп Рождéственский вертéп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.).
Вертеп бывает не только театром, но и жизнью - Узнайте, как появился рождественский вертеп и что означают все герои Рождества.
Значение слова «вертеп» в 10 словарях Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей. Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп.
Вертеп: искусство, рожденное верой Традиции устанавливать ясли или рождественский вертеп не одно столетие.
Как сходить в вертеп по-культурному? - ЧеКуда! Рождественские вертепы к светлому празднику стараются обустроить все храмы Вятской епархии. Их устраивают во дворе и украшают еловыми ветками и гирляндами.

Рождественский вертеп – основа Рождества

За дедом с бабой является солдат, держащий к зрителям речь, в которой он умышленно коверкает великорусский говор. Солдат себя аттестует: "Я солдат простой, не богослов, не знаю грешных слов. Хотя я отечеству суть защита, да спина в мене избита. Читать и писать не вмею, а говорю, что разумею" и т. Солдата сменяет цыган с женой и сыном. Цыганка на цыгане вымещает злобу за их бедность; ссора переходит в драку; дело кончается миром и пляской под бойкую песнь, в которой осмеивается бродячая цыганская жизнь. Затем на сцену являются венгерец и поляк, каждый со своими особенностями. Поляк, грозный помещик, выставлен хвастуном, особенно гордящимся своими предками.

Вместе с женой поляк обыкновенно танцует краковяк. Сцена заканчивается бранью на мальчика за то, что тот, подкравшись, передразнивает своего пана; гневный помещик говорит: "А пудзь до дзембла, лайдак! Брань пана умолкает при появлении запорожца, главного героя пьесы. Еще за сценой он поет любимую малороссийскую песнь: "Та не буде лучше, та не буде краше, як у нас, та на Украини! За думами следуют дурачества над ворожеей-цыганкой и над жидом, которого казак отдает черту. Казак с чертом обращается как с равным, и в этом вновь рисуется смелость его: он даже булавой понукает черта скорее убрать жида. Не забыт здесь и гнет унии.

Казак дерзко отвечает на увещания униатского попа ходить в костел и больше бить поклонов: "Отроду я в костел не ходил и поклонов не бил, зато тебя побью! Наконец, в лице дьячка, говорящего малопонятным для простолюдина полуцерковным языком, осмеивается семинарская ученость. Крестьянин Клим отдает дьяку взамен денег за ученье сына свинью, старую и блудливую, которую никто не покупает; дьяк, уверенный, что надул мужика, с напыщенной благодарностью ее принимает. Сравнение текста духовных сцен малорусского вертепа с соответственными текстами польским и немецким делает вероятным предположение, что малорусское вертепное действо составлено учениками Киевской академии в позднейшее время и не ранее начала XVIII века. Польское влияние сказалось только на общем складе пьесы, подробности же выработаны самостоятельно. Отражение в вертепных пьесах действительной жизни — главная причина той быстроты, с которой вертепы распространились по лицу всей России.

Но, например, в Бельгии, можно было увидеть участников таинства Рождества и в форме марионеток на проволоке.

Рождественский вертеп в разных странах В мире существует очень хорошая и красивая традиция: во многих храмах в дни Адвента устраивают целые международные экспозиции рождественских яслей. Вот, например, в римской базилике Санта-Мария-дель-Пополо в этом году все желающие могли увидеть целых 169 композиций, выполненных в различных техниках и с разных материалов. Дерево, стекло, песок, бумага, камень, даже макароны можно использовать, в очередной раз, повествуя миру о чудесном и долгожданном событии — приходе спасителя на Землю. Рождественский вертеп в Провансе, Франция Французский вертеп можно узнать среди тысяч других по одной маленькой, но очень яркой характерной особенности. Все фигурки героев расписаны вручную и сделаны в терракотовом цвете. Статуэтки святых для вертепа называют тут Santons. Рождественский вертеп в Германии, Австрии, Италии В этих европейских странах свято хранят древнюю традицию — вырезают фигурки участников рождественской мистерии из дерева.

Иногда — вскрывают лаком, иногда — сохраняют природную структуру дерева. Отличительная черта — аромат. Фигурки пахнут ладаном, мускусом, цветочным маслом. Рождественский вертеп в Великобритании В Великобритании вообще издревле существует традиция печь к рождественскому столу круглый хлебец, а внутрь класть сладкую фигурку младенца Иисуса. Величественную мистерию в Сочельник разыгрывают, тоже используя сахарные или шоколадные статуэтки.

Благодаря этому театру, кстати, возникло слово марионетка. Сейчас оно обозначает театральную куклу, а когда-то относилось к кукольному изображению Марии.

Из западной Европы традиция рождественских кукольных представлений пришла к славянам, сперва к католикам, а потом и к православным. Обычными сюжетами этого театра были рождение Христа, поклонение волхвов, царь Ирод и Избиение младенцев. Добавлялись и необязательные компоненты: спор между пастухами и волхвами, черт, утаскивающий в ад царя Ирода, а иногда и просто комически сценки: цыган продает лошадь, солдат ловит черта и так далее. И выставляемые в храме композиции на рождественскую тему, и кукольный театр с рождественскими пьесами получили название вертеп — ведь главной их декорацией было изображения места, где родился Иисус. Такое название помимо русского, белорусского и украинского языков зафиксировано в польской Силезии wertepa , в Словакии verpep. Другой вариант названия происходит от города Вифлеема белор. Но почему вдруг вертеп стал притоном?

С помощью фигурок на подставках ребята смогут приготовить рождественское представление для взрослых членов семьи. А родители - "в лицах" рассказать малышам о светлом празднике Рождества! Рождественские подвески Сувенир из дерева для украшения интерьера к празднику Рождества. Изображение нанесено светостойкими красками прямо на поверхность дерева, не выгорает и не стирается со временем. Можно вешать на елку как елочную игрушку. Рождественские домики с подсветкой Объемное интерьерное украшение с подсветкой - рождественский домик-фонарик. Роль подсветки играет светодиодная свеча с теплым желтым цветом. Домик легко собирается без инструментов и клея.

Рождественский вертеп – пещера для молитвы

рождественский вертеп Как правило, в начале представления ангел возвещал присутствующим благую весть о Рождении в Вифлееме Спасителя мира, которому идут поклониться волхвы. под Рождество ставить в доме вертеп. С помощью вертепа можно ознакомить детей в детском саду с темой Рождества Христова, и рассказать историю возникновения праздника. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках.

Рождественский вертеп – основа Рождества

Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное. Вертеп освещается свечами и украшается цветами и лентами. Во время богослужения вертеп посещают ангелы, пастухи и волхвы, которые приносят дары новорожденному Спасителю. Все очень просто: светлое и праздничное значение слова «вертеп» исчезло из сознания людей во времена гонений на церковь.

Как сходить в вертеп по-культурному?

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа по-итальянски — «презепе», «ясли». С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские. Фото: lpsphoto. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.

Публике показывали сцены из Священного Писания — рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей. Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы.

Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля! Вертепное действо. Воскресная школа «Вертоград» на фестивале «Святки в Подмоклово» Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее.

Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол.

И эта традиция была забыта нашими соотечественниками. Увы, любимая народом новогодняя потеха, устоявшая перед церковными гонениями, не смогла выдержать противоборства с воинствующими атеистами, крушившими веру вместе с храмами, иконами и многовековой культурой. Вот почему уцелевшие в нескольких музеях страны Вертепы можно сосчитать по пальцам.

Однако, в последние десятилетия, интерес к вертепам в России и странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, даже проводятся фестивали вертепных театров. Возможно, один из первых обновленных театров «Вертеп», это московский театр Александра Грефа «Бродячий Вертеп» , который находится в Вадковском переулке Москвы. Театр существует с 1989 года.

Театр «Бродячий Вертеп» - участник и лауреат российских, московских и международных фестивалей, и кроме того проводит свой маленький фестиваль «Старый Новый Год». О театре написаны десятки статей, сняты телевизионные и кино- сюжеты, записаны радиопередачи. Предлагаю вашему вниманию спектакль театра Бродячий Вертеп «Смерть царя Ирода или Рождественское вертепное действо». Поверьте, этот спектакль будет интересен не только детям...

В репертуаре кукольного театра «Бродячий Вертеп» помимо традиционных кукольных представлений - «Вертепное действо» и «Петрушка на ярмарке», программа «Театр музыкальных инструментов». У театра большой опыт выездных представлений, которые могут быть разыграны практически в любом помещении: в классе, в квартире, в больничной палате, в музее, в фойе театра или на профессиональной театральной сцене - и даже просто на улице. Похоже, исконно русские традиции возрождаются - отрадный факт.

У русских это была изба, у украинцев — крепкий помещичий дом или скрынька, у поляков — дворец или шопка. Все вертепы были устроены по одному принципу: два яруса — добро и зло. Первый, нижний этаж отводили царю Ироду, который приказал убить всех новорожденных, надеясь, что в их числе будет и Иисус. Наверху разыгрывали представление с младенцем и Девой Марией.

Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть. Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме.

К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» Иер. Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю. Театр «Бродячий вертеп» Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями. Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии. Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что… Прообразы вертепа можно найти еще в античности — древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались. Ангел из ледяного вертепа в Якутии. Фото протоиерея Сергея Клинцова Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты. Вертеп В. Новацкого По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными. Фото В.

Ештокина По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Вертеп – что это такое, значение слова

Русское название «Вертеп» происходит от старославянского термина, означавшего пещеру или потайное место. Ходили с вертепом как правило в канун Рождества Христова и сразу после него, в так называемые святые вечера, непосредственно связанные с этим событием. Вертеп и рождественское вертепное представление. Что такое вертеп В европейских странах уже много веков существует традиция ставить дома рождественский вертеп. Там еще очень красивый вертеп с настоящими овечками! Традиции устанавливать ясли или рождественский вертеп не одно столетие. А сверху густая звездная россыпь осеняет Младенца и всю экспозицию, и это значит, что приклоняются небеса и вертеп становится небом.

Вертеп: искусство, рожденное верой

Когда придет пора разбирать елку, вертеп можно накрыть крышкой и хранить на антресолях до следующего Рождества. Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников. Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Одним из символов Рождества Христова является вертеп. Когда придет пора разбирать елку, вертеп можно накрыть крышкой и хранить на антресолях до следующего Рождества. Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями.

Содержание

  • Из истории рождественского вертепа
  • Вертеп: что это такое простыми словами, значение
  • Традиции и история рождественского вертепа - Православный журнал «Фома»
  • Рождество в Европе: даты проведения в 2023 году, как празднуют, традиции и обычаи
  • Рождественский вертеп — Википедия

Рождественская сцена - значение символики

Рождественский вертеп в православной традиции Как и несколько традиций, Рождественский вертеп присутствует в украшениях конца года.
Рождественский вертеп – пещера для молитвы Потому вертеп омолодился и сильно видоизменился, особенно в тех областях, где его традиция не так стара.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий