2 концерт рахманинова анализ

Концерт получится прекрасный». 27 октября 1901 года в Москве состоялась премьера Второго фортепианного концерта — произведения, которое знаменует выход Рахманинова из личностного кризиса.

РАХМАНИНОВ. ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ №2

Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова является одним из самых известных и величественных произведений в истории музыки. Написанный в начале XX века, этот концерт увлекает слушателей своей красотой, глубиной и эмоциональной силой. О провинциализме, вернее – о двух формах периферийности, сжимающих нашу поэзию в осадное кольцо. MyMusicTeacher Второй концерт инова Лучшие и наиболее самобытные черты рахманиновского творчества проявились в музыке для фортепиано.

Чему посвящен 2-й концерт Рахманинова

Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти (двоюродный брат Сергея Рахманинова). В статье проводится сравнительный анализ фортепианной партии двух версий Второй редакции Концерта, что помогает проследить особенности авторского редактирования и раскрыть побудительные причины появления новых версий. Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали сам Рахманинов, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Байрон Дженис, Владимир Ашкенази, Николай Петров. На уроке на примере музыки Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показывается неразделимая связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Второй концерт Рахманинова является самым популярным его концертом для фортепиано. Он отличается богатой мелодичностью и высокой технической сложностью исполнения. Концерт состоит из тремх частей: быстрого, медленного и быстрого финала. произвести сравнительный анализ концертов зрелого «русского» периода -Второго и Третьего с целью выявления эволюции стиля Рахманинова, - рассмотреть Четвертый концерт Рахманинова (две редакции) как произведение переходное и знаменующее, в то же время.

Чему посвящен 2 концерт Рахманинова

По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. произвести сравнительный анализ концертов зрелого «русского» периода -Второго и Третьего с целью выявления эволюции стиля Рахманинова, - рассмотреть Четвертый концерт Рахманинова (две редакции) как произведение переходное и знаменующее, в то же время. Вадим Месяц ВТОРОЙ КОНЦЕРТ РАХМАНИНОВА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ. По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. Элемент. «концертности» в собственном смысле слова, как соревнование солиста с оркестром, в нем почти отсутствует.

Концерт Рахманинова № 2: великолепие музыкального таланта

Главная партия символизирует самого Рахманинова, его "страстную русскость", и его состояние окрепшей и поющей души в период возрождения, которое он пережил после долгой депрессии и увековечил в музыке Второго концерта. сказал Рахманинов во Втором концерте для фортепиано. Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова по праву входит в мировую сокровищницу музыки как один из лучших русских концертов для фортепиано. Второй концерт для фортепиано с оркестром – рубежное произведение в творчестве Сергея Рахманинова. После провала Первой симфонии, исполненной (как считается, неудачно) в Петербурге в 1897 году, композитор погрузился в тяжелый душевный и творческий. произвести сравнительный анализ концертов зрелого «русского» периода -Второго и Третьего с целью выявления эволюции стиля Рахманинова, - рассмотреть Четвертый концерт Рахманинова (две редакции) как произведе­ ние переходное и знаменующее, в то же время. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова она выражена с что создание романса «Судьба», в основу которого взят «мотив судьбы» из Пятой. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине. Историю создания Концерта для фортепиано с.

Концерт Рахманинова: суть и особенности произведения

Рахманинов, будучи сам виртуозным пианистом, намеренно усложнил партию фортепиано, чтобы исполнение требовало особых навыков и техники. В произведении использованы быстрые и сложные гаммы, октавные прыжки, мощные аккорды и плотное взаимодействие с оркестром. Несмотря на сложность исполнения, второй концерт Рахманинова стал одним из самых известных и популярных произведений композитора. Он придает фортепиано новые звуковые возможности и подчеркивает его виртуозность. Это произведение отличается своей драматической и эмоциональной выразительностью, а также глубиной и сложностью музыкальной композиции. Массивные оркестровые партии Второй концерт Рахманинова отличается насыщенностью и богатством оркестровых партий. Композитор воплотил в музыку свою любовь к мощным звукам и разнообразным тембрам оркестра. Оркестровые партии в данном произведении написаны с большим виртуозным мастерством и являются сложными как для оркестра, так и для солиста на фортепиано. Бесконечное многообразие звуков создает ощущение грандиозности и мощи произведения.

В концерте встречаются мощные аккорды оркестра, переходы от ударных и медных инструментов к насыщенным, полным эмоций мелодиям фортепиано. Такие оркестровые партии требуют от исполнителей великой технической подготовки, а также высочайшего уровня взаимодействия с оркестром. Звучание оркестровых партий во Втором концерте Рахманинова является настоящим оркестровым праздником, который несет в себе энергию, страсть и величие музыки композитора. Перкуссия Ударные инструменты играют важную роль в создании массивных оркестровых партий. Они придают произведению динамическое напряжение и мощность звучания. Струнные инструменты Струнные инструменты, такие как скрипка, альт, виолончель и контрабас, создают основу оркестрового звучания. Они исполняют сложные мелодические и ритмические партии, в то же время поддерживая гармоническую структуру произведения. Деревянные духовые инструменты Деревянные духовые инструменты, такие как флейта, кларнет и фагот, добавляют к тембровому разнообразию произведения.

Они вносят в музыку свою экспрессию и эмоциональность. Медные духовые инструменты Медные духовые инструменты, такие как труба, тромбон и валторна, придают музыке мощь и силу звучания.

Концертность понимается им как качество противоположное камерности с присущей ей детализированностью музыкального письма. В сфере концертности, — замечает исследователь, — обычно полнее проявляет себя непосредственно чувственное начало. Это обусловливается отчасти тем, что концертность неотделима от индивидуально-артистической стихии». Отсюда проистекает и тяготение к широкой, порой несколько лапидарной манере изложения, известной декоративности и подчеркнутому ораторскому пафосу. При таком понимании концертности можно обнаружить ее признаки не только в крупных симфонизированных рахманиновских композициях для фортепиано с оркестром, но и во многих его фортепианных пьесах малой формы. Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки Скрябин, Метнер , этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова к которым следует добавить и Рапсодию на тему Паганини обозначает определенную веху на пути композитора. Первый концерт, написанный им в семнадцати-восемнадцатилетнем возрасте 1890—1891 , еще до окончания консерватории, — произведение неровное и недостаточно самостоятельное.

В нем чувствуется влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и формировался юный Рахманинов Чайковского, Рубинштейна , так и западных романтиков — Шопена, Шумана, отчасти, может быть, Грига и Листа. Некоторые места особенно во второй и третьей частях концерта кажутся наивными, элементарными по изложению. Вместе с тем в ряде моментов чувствуются рахманиновская «львиная хватка», напор и энергия. Таковы бурно низвергающиеся каскады октав во вступлении к первой части, напоминание о которых несколько раз встречается в дальнейшем. Выразительны взволнованно-лирическая тема главной и спокойная, легко парящая — побочной партии. В целом эта часть безусловно лучшая и по качеству материала, и по стройности, законченности композиции. Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он решился предать гласности, обозначив его op. О том, что оно оставалось ему дорого и позже, свидетельствует новая редакция, сделанная в 1917 году, в которой при сохранении основного тематического материала был внесен ряд изменений в план его развития, значительно обогащена фактура фортепианной партии, подвергнута коренному пересмотру инструментовка. В этом обновленном виде композитор неоднократно включал Первый концерт в программы своих концертных выступлений. На протяжении нескольких ближайших лет после окончания концерта Рахманиновым был написан ряд фортепианных пьес, объединенных в две серии: «Пьесы-фантазии» ор.

Несмотря на их неравноценность и не вполне еще установившийся авторский «почерк», некоторые из них уже содержат черты яркого индивидуального своеобразия. В первой из указанных серий особенно выделяется прелюдия до-диез минор, очень скоро после своего появления в свет ставшая знаменитой. Полнота и насыщенность звучания, эффектная контрастная регистровка, гулкие «колокольные» басы придают этой небольшой по длительности пьесе черты монументальности. Что-то роковое, грозно неотвратимое слышится в неизменно ровном, размеренном ритмическом движении с тяжело ниспадающей остинатной басовой фигурой в массивном октавном утроении и робко звучащими скорбными ответными фразами в верхнем регистре. Возникающий в среднем разделе порыв быстро иссякает, и начальное построение вновь повторяется в динамизированном и уплотненном изложении, достигая огромной звуковой мощи. Краткое заключительное построение, напоминающее мрачный похоронный звон, словно бы говорит о бессилии человека перед роком. Несмотря на присущий музыке элемент декоративности, эта пьеса — явление примечательное для юного девятнадцатилетнего автора по своеобразию замысла и степени владения средствами фортепианной звучности. Своим светлым, ясным лиризмом привлекает Мелодия, отмеченная Чайковским наряду с прелюдией как одна из лучших пьес в данной серии. Плавно и спокойно развертывающийся широкими волнами мелодический голос сочно и выразительно звучит в среднем «виолончельном» регистре на фоне триольного аккордового сопровождения Помещение основной мелодии не в верхнем, а среднем или нижнем голосе, что придает ей особую теплоту и наполненность, — прием, характерный и для ряда более поздних произведений Рахманинова Баркарола ор. Иной характер носит Элегия с ее скорбной, местами надрывно звучащей патетикой и в то же время мужественным точника» мелодические фразы сочетаются с активными восклицательными интонациями и бурными негодующими взлетами, сопровождаемыми ярким динамическим нарастанием звучности.

Порой в Элегии ощущается налет сгущенной чувственной экспрессии, характерной для цыганского романса, связь с которым не раз отмечалась в творчестве Рахманинова. Если в зрелые годы эта связь становится у него не столь очевидной и непосредственной, то в некоторых сочинениях раннего периода она выступает с достаточной ясностью. Например, Серенада из того же опуса. Коган отмечает в этой пьесе мелодические обороты, напоминающие Серенаду из «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Но общий характер ее музыки ближе к «Песне цыганки» Чайковского сумрачный «ночной» колорит, фригийские обороты, «гитарный» аккомпанемент вальсового типа. Очевидно также сходство с «Цыганской пляской» из «Алеко». В ином роде примечательна популярная в свое время пьеса «Полишинель». Отмечалось, что она написана, возможно, под влиянием одной из частей Второй сюиты для двух фортепиано Аренского, озаглавленной «Паяц». Однако сходные задачи решаются учителем и учеником совершенно по-разному. Рахманиновский «Полишинель» — не забавная жалкая фигура и не маскарадная маска, а сильный мужественный образ.

Гротеск приобретает здесь драматическую окраску, и в этом смысле оправданна параллель с «Гномом» Мусоргского, проявляющаяся даже в сходстве некоторых приемов изложения октавные броски с форшлагами, резкие sforzando. При известной лапидарности фактуры мы находим в этой пьесе и типично рахманиновские «колокольные» звучания, и его насыщенную, необычайно густую и сочную кантилену, напоминающую звучание живого человеческого голоса средняя часть — Agitato. Вторая серия фортепианных пьес, обозначенная ор. К лучшим из пьес этой серии надо отнести поэтичную Баркаролу с ее мягкой меланхолической задумчивостью. В отличие от упоенно страстных итальянских баркарол в ней слышится какая-то неясная задушевная грусть, и в этом отношении она близка к русским баркаролам Чайковского, Рубинштейна С Баркаролой из «Времен года» Чайковского эту рахманиновскую пьесу сближает даже одинаковая тональность соль минор. Интересно отметить, что в той же тональности написаны еще две баркаролы, относящиеся к тем же годам в Фантазии для двух фортепиано ор. Тема ее основана на типично рахманиновском приеме мелодического развертывания с постепенным расширением диапазона начиная с интервала секунды и неизменным возвращением к основному опорному звуку. Благодаря тому, что такой опорой в данном случае служит доминантовая ступень, мелодия приобретает «парящий» характер, словно повисая в неподвижном воздухе. Обращает на себя внимание также независимость мелодического голоса от ритмически остинатного аккомпанемента, вызывающего иллюзию спокойного колыхания водной поверхности. В моментах яркого динамического нарастания упорно акцентируемый жесткий ритм приобретает почти угрожающий характер Наряду с двумя пьесами из ор.

Новая редакция, не коснувшаяся основного материала, отличается от первоначального изложения более развитой фактурой и некоторыми гармоническими деталями. Новым шагом в развитии фортепианного творчества Рахманинова явились Шесть музыкальных моментов ор. В них композитор полностью освобождается от поверхностной салонной чувствительности, черты которой присущи некоторым из более ранних его фортепианных пьес. Выражение чувства становится более сосредоточенным и углубленным, средства пианистического изложения тоньше и богаче. Небывалой еще у него раньше степени выразительной концентрации достигает Рахманинов в сурово-мрачной по колориту третьей пьесе из этого цикла, си минор. В ее скорбно никнущих мелодических фразах, похожих на вздохи, и тяжелых, круто обрывающихся подъемах чувствуются глубокая меланхолия и скованный порыв. Контрастом к ней звучит светлая мечтательная пятая пьеса, ре-бемоль мажор, типа ноктюрна или баркаролы, пленяющая пластической ясностью линий и поэтичностью настроения. Но особенно характерны для этого цикла пьесы подвижного характера с непрерывным вихреобразным пассажным движением, проникнутые действенным волевым началом и рвущейся наружу раскрепощенной энергией. Завершает цикл торжествующая до-мажорная пьеса с такими же уверенными ямбическими интонациями восклицательного типа на фоне непрерывно бурлящего движения волнообразных фигураций. В основном композитор не выходит в этих сочинениях из круга уже определившихся образов и настроений его раннего творчества.

В Фантазии преобладают образы лирически-пейзажного характера. Первая часть ее, Баркарола, по общему тону музыки близка написанной в те же годы Баркароле из ор. Выражение лирического чувства сливается с пейзажным фоном и в следующей части «И ночь, и любовь... Большей строгостью выражения отличаются две последние части сюиты. Третья часть, «Слёзы», написанная под впечатлением известного стихотворения Тютчева, «Слёзы людские, о слёзы людские! Эпиграфом к третьей части служит это тютчевское стихотворение. По-иному, торжественно и радостно звучат колокола в последней части, «Светлый праздник», по своему образному строю, а отчасти и по характеру музыки напоминающей «Воскресную увертюру» Римского-Корсакова. Вместе с тем Рахманинов прибегает к приемам аналогичным тем, которые использованы Мусоргским в колокольном звоне из «Бориса Годунова»: равномерное чередование двух септаккордов с двумя общими и двумя хроматически изменяющимися ступенями септаккорды двойной доминанты II ступени , посредством чего достигается впечатление разносящихся в воздухе звуковых биений. В середине проходит мелодия пасхального песнопения «Христос воскресе» в полнозвучном аккордовом изложении, напоминая пение многоголосого хора и дополняя картину широкого народного торжества. Впервые в творчестве Рахманинова появляется такой яркий величавый эпический образ.

В отличие от Фантазии, носящей черты концертности, серия четырехручных фортепианных пьес, рассчитанных на домашнее музицирование, проста и непритязательна по изложению. Большая часть этих пьес написана в распространенных традиционных, бытовых жанрах: Баркарола, Вальс, Романс. Выделяется последняя, шестая пьеса, «Слава», на тему народной песни того же названия. Композитор проявляет изобретательность и свежесть выдумки в разработке мелодии, проводя ее в разных регистрах и в различной гармонизации с широким применением побочных ступеней и преобладанием плагальных оборотов. После трудного пятилетия мучительных сомнений, разочарований и размышлений о своем пути композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальной физиономией и выработанной манерой письма. Как замечает Кашкин в отзыве на первое авторское исполнение концерта в полном виде Вторая и третья части концерта были завершены раньше первой и исполнены 2 декабря 1900 года. Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра.

Но особенно последовательно и ярко использование подобного типа тема-тизма мы видим в Третьем концерте В нем в абсолютно оформившемся виде возникают логика и закономерность строения мелодии, весь ее эмоционально-образный строй Например, мотив, появляющийся в начале вступления первой части, создан на простейшей секундовой попевке Композитор использует в экспозиции темы один из своих любимых ритмов - ямбо-хорей. Данная попевка имеет место и в первой теме Второго фортепианного концерта, а также во второй части Четвертого концерта и других произведениях Следовательно, постоянная в своей основе секундовая попевка, оказываясь в различных интонационных контекстах, применяется Рахманиновым очень многозначно. Для Рахманинова не являлись редкостью целостные и органично развитые мелодии, которые формировались, основываясь на простейшей попевке Они достаточно часто использовались как главные темы сонатной формы, а особенно в трех последних концертах для фортепиано Именно темы такого типа, хотя они и обладают лирической окраской, формируют особую контрастность по отношению к побочным темам сонатной экспозиции. По законам формирования мелодии на тему Третьего концерта похожа тема главной партии первой части Второго концерта Их объединяют секундовая попевка, находящаяся в основании обеих мелодий, поступенность интервалики, общность принципов дальнейшего развития. Одно из основных свойств мелодики Рахманинова - секвентность Для композитора характерно взаимопроникновение вариантности и секвентности. Рахманинов, как ни один другой композитор до него, смог симфонизиро-вать принципы русского народно-песенного свободно-вариантного развертывания, благодаря тому, что он сочетал большую роль вариантности с одной стороны, а с другой - воспринятую от Чайковского симфоническую напряженность лирической мелодики. Исследователи творчества Рахманинова Астафьев, Брянцева, Алексеев обращают внимание на то, что Второй концерт - произведение особой яркости и классической цельности До этого не наблюдалось еще в его творчестве настолько самостоятельно развитого пейзажно-звукописного фона. Появившийся уже через девять лет Третий концерт г открывает новые границы творчества Рахманинова Это особое сочинение, поскольку его можно назвать концертом-симфонией Он выделяется усилением драматизации и симфонизации концертного цикла Несомненно, это произведение открывает новую веху в истории концертной литературы Впервые композитор в этом жанре создает большое драматическое полотно Благодаря этому, рождается новая разновидность жанра, приблизившая еще больше концерт к симфонии И по значительности содержания, масштабности и интенсивности образного развития его можно поставить наравне со многими выдающимися симфоническими циклами Но достижением Рахманинова является то, что он все возможности для подобного развития сконцентрировал всего лишь в исходной теме-песне, которая выступает как симфонически насыщенная мысль. И Яссер и другие исследователи обращают внимание на се родство со знаменным распевом Использование композитором этого пласта церковной музыки характерно для всего творчества Рахманинова. Новаторство формы первой части Третьего концерта не раз обсуждалось музыковедами По разному трактовалось сокращение репризы и сведение ее, в основном, к проведению павной партии Одна из причин - широкое использование материала побочной партии в разработке, а также использование принципа развития, который сосредоточивает внимание на песенных чертах мелоса произведения Особенно хочется обратить внимание на то, что сокращение репризы и затушевывание в ней светлого образа побочной партии акцентирует внимание на драматическом характере первой части Во многом благодаря такому композиционному приему создается впечатление трагедийного конфликта. Можно выявить еще одну закономерность в организации мелодики композитора Так, например, темы, которые в начале носят лирический характер, по мере развития проявляют потенциальные возможности к раскрытию активных, волевых, контрастных первоначальному эмоциональному настрою компонентов. Третий концерт, сохраняя все достоинства Второго, обладает и рядом преимуществ В нем проявилась общая эволюция образов и средств музыкального языка При сравнении его со Вторым концертом, становится ясным, что он монументальнее по масштабам композиции, значительнее и глубже по образам, ярче по контрастным сопоставлениям, эмоциональности, богаче и совершенней по авторскому пианизму. Можно сопоставить Третий концерт и с симфониями В концерте драматизация и симфонизация настолько ярко ощутимые, настолько определяющие для образов и их развития, что он по праву может быть назван концертом-симфонией. Исследователи отмечали и неоднократно различно толковали факт трехкратного проведения главной темы концерта в первой части Она открывает экспозицию, проводится в начале разработки и заключает первую часть Здесь она стоит будто на рубеже образного контраста и развития основных разделов сонатной формы, вводя в них, заключая и непосредственно участвуя в процессе столкновения и развертывания образов Необходимо отметить, что тема эта все три раза проходит в главной тональности, с тем же типом сопровождения, в присущем ей неизменном сурово-напевном облике. Итак, Третий концерт представляет собой образец целиком сформировавшегося, зрелого стиля композитора Он связан со Вторым концертом принципами трактовки жанра, характером тематизма и эмоциональным тонусом, то есть находится в общей струе, объединяющей произведения первого десятилетия XX века. Третья глава. Поздний период творчества С Рахманинова характеризуется в русском музыковедении как обособленный Во-первых, это связано с тем, что композитор в это время жил за границей Во-вторых, почти девять лет, после отъезда из России, Рахманинов ничего не сочинял Композитор не отрицал того, что потеря родины обернулась для него источником тяжелейших страданий вплоть до конца его дней. В русском советском музыковедении долгое время почти не освещались заграничный период творчества композитора и его биография того времени Русский слушатель получил возможность познакомиться с произведениями Рахманинова только в е годы. В его доэмиграционных произведениях понятия национального и общечеловеческого не противопоставлялись В зарубежных сочинениях наблюдается концентрация на идее сопоставления темы родины со своей судьбой. Обусловливающим концепцию последних сочинений Рахманинова, в итоге, становится сложное взаимопроникновение национально-народного начала, указы-. В последних творениях композитора наблюдается оригинальная черта мелодического тематизма, которая содержится в удерживании в нем установленных мелодико-ритмических образований, равно свойственных как лирико-эпическому, так и драматико-трагедийному контекстам музыки Рахманинова Это выражается в том, что деталь мелодии обособляется и принимает на себя все большее образно-смысловое значение, в итоге, приобретая функцию темы8. Этот концерт исследователи называют одним из самых противоречивых и неисследованных произведений композитора Четвертый концерт e-mol 1 ор 40 являет собой промежуточное звено между сочинениями зрелого и позднего периодов В нем можно найти немало страниц, которые вызывают в памяти музыку Рахманинова первых десятилетий XX в и более раннего времени Но вместе с тем в нем ярко выступают новые стилистические черты, развившиеся в творчестве композитора только в е годы. Но Рахманинов в октябре-ноябре все еще продолжал вносить коррективы в новое сочинение, и в результате, в сущности, появился второй вариант концерта. Представляет интерес вторая часть — до-мажорное Largo Средняя часть по силе художественных образов, ясности замысла, цельности стиля считается лучшей из трех частей Четвертого концерта Она, подобно многим страницам рахманиновской музыки, может вызвать в воображении слушателя картины некоего оригинального шествия, медленного марша, что в свое время отмечал Н Метнер кстати, ему посвящен этот концерт В ее основе лежит двутактная тема, состоящая из одногактной тематической ячейки и ее варьированного повторения Данная тема производит впечатление новой, но при ближайшем рассмотрении оказывается близкой к главной теме первой части и легко выводится из свойственных ее заключительному разделу нисходящих интонаций используется также триольный ритм побочной партии. Можно отметить и ее явную связь с темой медленной части Третьего концерта Из произведений Рахманинова Largo наследует более всего медленным частям Третьего концерта и Второй сонаты. Тема Largo развивается как непрерывное сквозное варьирование Рахманинов использует остинатный принцип в мелодии и басу Иногда меняя голоса, он все же оставляет их контуры, а после опять возвращается к теме, восстанавливая ощущение остинатности Наблюдается преобладание гармонического и ладо-тонального варьирования, которое являет собой высокий образец раскрьпия композитором богатых выразительных возможностей мажоро-минорной системы. В Largo Рахманинов не создает протяженных линий динамического нагнетания, которые он воспроизводил во многих своих произведениях Для развития темы характерно длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии, разнообразие впечатлений достигается главным образом с помощью ее красочных изменений. Если первую часть стилистически можно отнести еще в существенной степени к предреволюционному периоду творчества, то во второй рельефно выступают классицистские черты Они проявляются в обращении к остинат-ному принципу варьирования и в особой лаконичности изложения При этом автор стремится к разнообразию красочного освещения темы Влияние нового времени ощущается и в экспрессивном эффекте вторжения мрачной темы в средний раздел В финале ведущим становится фоново-фигурационное движение нового типа. Финал, как и Largo, написан в свободно трактованной вариационной форме Он начинается с маленького вступления и скерцозной темы. Характер данных тем абсолютно меняется Главная тема теряет свою лирическую распевность и широту Мелодия ее становится угловатой, сопровождение очень прозрачным, звонко-блестящим. Главная партия финала Четвертого концерта унаследовала от соответственных разделов Второго и Третьего общее рондообразное строение Но образное ее содержание полностью отличается от них, утрачивает яркие жанровые связи Не наблюдается в данной части ни энергичной маршевой поступи, ни колокольного перезвона, ни фанфар, ни массового хорового напева с приплясом. Но не эта светлая тема определяет общий тон финала В нем господствуют настроения сумрачные, тревожные, порой появляются образы загадочные, таинственные, которые можно назвать образами злых сил Нельзя не обратить внимания на краткое неожиданное внедрение фрагмента главной темы первой части факт, не отмеченный исследователями , это как бы ее осколки. Впервые у Рахманинова основные компоненты экспозиции сонатного аллегро настолько разъединены, смещены в разные плоскости, не сплочены процессом образного развития Это выделяется за счет необычного, чре! Финалу Концерта, в определенной мере, не хватает стройности формы Характерная для Рахманинова простота гармонического стиля здесь часто сменяется импрессионистической изысканностью и экспрессионистической жесткостью Главным образом, финал, в котором особо усложнена музыкальная речь, позволяет некоторым исследователям делать вывод о недостаточной художественной цельности Четвертого концерта. От меченные исследователями такие черты, как клочковатость, графичность, импрессионистичность и экспрессивность его образов, усложнение средств музыкальной вырази гельности не что иное, как поиски нового языка, свидетельство начала эволюции творческого мышления композитора, которая так ярко проявилась впоследствии во всех его поздних произведениях Можно утверждать, что именно это рубежное сочинение дало толчок к такой эволюции. Действительно, Четвертый концерт несомненно стилистически противоречивее двух предшествующих иногда разнородные образные элементы его не соединены в одно органическое целое, не чувствуется единого непрерывного дыхания Но отметим то, что в концерте выкристаллизовываются новые стилистические качества — мелодия-волна уступает место часто угловатой мелодии короткого дыхания, усложняются гармонические, ритмические и фактурные средства, появляется нервозная экспрессивность одних тематических образований и импрессивность других. Летом года Рахманинов создал новую редакцию концерта Это был знаменательный факт Композитор написал ее, потрясенный известиями о вторжении немецких войск в пределы России. Четверть века, проведенные за границей, не поменяли мировоззрения Рахманинова Но в виду новых обстоятельств, вышеприведенные качества получают иной вектор Первая направленность - это прошлое, к которому композитор относится ностальгически, со вспышками скорби и боли, он желает удержать его, оставить с собой навсегда Вторая — это отторжение, оппозиция ко всему тому, что окружает, если оно непонятно и чуждо.

По своему общему характеру Второй концерт приближался к типу симфонизированной лирической поэмы. Преобладанию мягких, лирических тонов в его музыке отвечает сжатость формы и сдержанность звучания. Композитором в структуре Второго концерта был найден своеобразный синтез формы классического трёхчастного цикла и поэмного-романтического принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационно-тематических элементов. Внешне эта непрерывность и связность развития подчеркнута наличием модулирующих построений в начале второй и третьей частей, подготавливающих наступление новой тональности.

Второй фортепианный концерт Рахманинова. Разбор композиции

Однако тут куда больше эмоциональная амплитуда: вспышки эйфории сменяются темной, вязкой меланхолией и колючими токкатными эпизодами. В дисциплинированном, твердом рахманиновском почерке уже здесь начинает мерцать демоническая капризность, «паганиниана», которой завершится в «Рапсодии на тему Паганини» путь Рахманинова в концертном жанре четверть века спустя. Прислушайтесь к 34. Эти моменты «встречи с прошлым» всегда сообщают циклу что-то волшебное, как будто у сочинения появляется способность к рефлексии: вспоминанию и анализу себя самого, как у сознательного организма. Разберемся, как устроены главные произведения, поймем, как по-своему звучат разные эпохи: от Средневековья до современности, и как на наше восприятие влияют ритм, колорит, тембр и гармония.

Анализ структуры и основные музыкальные темы Год создания и первое исполнение Второй концерт Рахманинова был написан в период с 1900 по 1901 годы, во время проживания композитора в Дрездене. Первое исполнение этой музыкальной композиции состоялось 9 ноября 1901 года в Санкт-Петербурге. Сам композитор выступил в качестве солиста на фортепиано, а дирижировал Александр Сильоти. Привлекательность и гармония мелодий, насыщенность оркестровых партий, слаженность игры солиста и оркестра позволили этой композиции сразу завоевать восторженные отзывы критиков и аудитории. Стабильный успех, полученный у второго концерта Рахманинова с самого первого его исполнения, позволил заложить фундамент для его дальнейшей популярности.

Эта композиция по праву считается одной из столпов репертуара для фортепиано и оркестра. Творческий процесс и влияние других композиторов Вдохновление Рахманинов на написание второго концерта пришло от других композиторов, таких как Чайковский и Лайпцыг. Второй концерт отличается от первого более мощным и эмоциональным звучанием, что отражает влияние этих композиторов на творчество Рахманинова. Второй концерт также был повлиян стилистическими тенденциями своего времени, особенно русской романтикой. Композитор экспериментировал с новыми гармоническими и ритмическими идеями, добавляя свою индивидуальность и оригинальность в музыкальное произведение. Таким образом, творческий процесс Рахманинова при написании второго концерта был в значительной степени определен влиянием других композиторов и стилистическими тенденциями своего времени. Рахманинова считается одним из самых сложных и технически требовательных произведений для пианиста. Он представляет собой технически и эмоционально сложное испытание. Исполнение второго концерта Рахманинова требует высочайшего мастерства и виртуозности. Особенно трудными считаются быстрые пассажи, каскады аккордов, длинные октавные прыжки и сложные перекрестные движения рук.

И только Николай Даль, в те времена очень известный врач-гипнотизер и психотерапевт, к тому же музыкант —любитель играл в струнном квартете помог преодолеть Сергею Рахманинову его столь тяжелое душевное состояние. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» 2016 , «Женщина и Мужчина» 2010 , «Частная жизнь» 1982 , «Поэма о крыльях» 1979 , «Весна на Заречной улице» 1956 , «Ветка сирени» 2007 , «Бинго-Бонго» 1982 , «Короткая встреча» 1974 , «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» 1963 и др. Дело в том, что он узнал о замужестве своей возлюбленной. Ею была Вера Дмитриевна Скалон, которая предпочла другого молодого человека. Говорят, Вера даже сожгла перед свадьбой письма Рахманинова. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт.

После этого еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией. Словом, впервые прозвучав в исполнении самого композитора 27 октября 1901 года, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики.

Михайлов М. Стиль в музыке. Молодые годы Рахманинова. Мясковский Н. Статьи, письма, воспоминания. Музыка XX века. Прокофьев Г. Заметки о Рахманинове. Протопопов В. Вариационные процессы в музыкальной форме. Поздние симфонические произведения Рахманинова. M-JL, 1947. Ройтерштейн М. О единстве сонатно-симфонической формы у Чайковского. Рахманинов и русская опера. Музгиз, М. Рахманинов С. Воспоминания, записанные О. Литературное наследие в 3-томах. От века минувшего к веку нынешнему. Ростов, 1994. К 120-летию со дня рождения. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Тематизм и форма в методологии анализа музыки 55. XX века. Скафтымова JI. О мелодике Рахманинова. Статьи молодых музыковедов. Скафтымова Л. Вокально-симфоническое творчество С. Рахманинова и русская контата начала XX века. Сабанеев Л.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий