О каком качестве публичного выступления говорит цицерон если кто захочет

Во втором случае, когда рифма сложилась сама собой, мы сталкиваемся с проблемой: в прозу резко вторгается поэзия, а это неуместно и потешно, сбивает ритм и смущает как слушателя, так и говорящего. Также Цицерон придаёт большое значение ёмкости речи. Известнейшие ораторы Древней Греции и Древнего Рима ― Сократ, Платон, Демосфен, Цицерон, Аристотель хотя бы понаслышке знакомы многим. И сейчас красноречивого человека, умеющего убеждать, порой называют Цицероном. Важно обратить внимание на ораторские нравы: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность, не навязывая, однако, себя аудитории: ритор именно проявляет эти качества, а не говорит о них. Следовательно, риторика – наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика учит нас, как эффективно с помощью своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха в публичном выступлении.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (ответы на тест) ММУ (Решение → 24494)

Первый тип ораторов по Цицерону отличается скромностью и умеренностью. Их речь кажется гармоничной и логичной и, будучи по сути монологом ритора, тем не менее напоминает диалог двух интеллектуалов: говорящего и его слушателей. Цицерон – единственный римский оратор, от которого дошли до нас не только теоретические сочинения по риторике, но и сами речи и т.о. современный исследователь имеет возможность сопоставить теорию и практику. Во втором случае, когда рифма сложилась сама собой, мы сталкиваемся с проблемой: в прозу резко вторгается поэзия, а это неуместно и потешно, сбивает ритм и смущает как слушателя, так и говорящего. Также Цицерон придаёт большое значение ёмкости речи. Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой дается пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь «от мысли к звучащему публичному слову». Если вы активный участник общественной жизни, риторика поможет вам выступать с публичными выступлениями, передавать ваши идеи и привлекать внимание аудитории. это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Учебное пособие для студента

Читать онлайн книгу «Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями» автора Марка Туллия Цицерона полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Цицерон приводит метафоры из народной крестьянской речи, основанные на олицетворении: природным вещам приписываются человеческие качества и свойства. На первый взгляд, Цицерон довольно строг в своих правилах изложения речи, но, просмотрев остальные его теории по произнесению публичных речей, вы почувствуете, что он бы одобрил структуру презентации Джона Вуда, особенно акцент Вуда на "шутки, истории, анекдоты".

Тема: Красноречие Цицерона. Диалоги об Ораторах.

Но зададим себе вопрос: что происходит с миллионами других детей? Людей по всему миру очень тревожит положение дел в Индий, странах Африки, где дети умирают от плохого питания, голода и других лишений. Меж тем миллионы гибнут только по той причине, что такова была воля их матерей. И именно это сегодня вредит миру более всего. Ведь если мать способна убить собственного ребенка, что тогда мешает мне убить вас, а вам — меня? Я призываю людей в Индии и во всем мире: давайте вспомним о детях! А в этом году, который объявлен Годом ребенка, что мы сделали для них? В начале года я говорила: давайте сделаем так, чтобы каждый новорожденный и еще не рожденный ребенок б мл желанным. Год подошел к концу, но сделали ли мы их желанными? Возможно, по мнению людей, мы — социальные работники, но на самом деле мы размышляем о сути мироздания.

Ибо Христос с нами 24 часа в сутки. Все мы 24 часа находимся в его присутствии — и вы, и я. Все мы должны стараться привнести Бога в свои семьи, ведь семья, которая молится вместе, не может разрушиться. И я уверена, что такой семье не нужны бомбы и оружие, такой семье не нужно ничего разрушать, чтобы нести мир: просто будьте вместе, любите друг друга, несите ближним мир, радость, черпая силы в любви своих домашних. И тогда мы сможем победить любое из существующих зол. В мире столько страданий, столько ненависти, столько несчастий. Мы, с помощью наших молитв, наших жертв должны начать творить мир со своего дома. Любовь рождается дома, и главное не в том, что и сколько мы делаем, а в том, сколько любви вкладываем в свое дело. Мы служим Богу всемогущему.

Сколько нами сделано, не имеет значения, ибо Он бесконечен, но главное то, с какой любовью, сколько мы делаем для Него в лице человека, которому служим. Потому что я верю: любовь начинается с дома, и если мы создадим дом для бедных, то тогда в мире будет больше любви. И мы сможем с полным правом нести мир, стать доброй вестью для бедных.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Выступив против Верреса, наместника Сицилии в защиту интересов народа, Цицерон выиграл судебный процесс. По сути речи против Верреса имели политический характер, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов. Поддерживая интересы денежных людей в речи «В защиту закона Манилия», Цицерон вновь добивается успеха. Но этой речью заканчиваются его выступления против сената и оптиматов. Поддержал сенаторов и всадников против демократов. Раскрыл заговор Катилины.

В речах против Катилины приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели. По приказу Цицерона вожди восстания Катилины были казнены без суда. Реакционная часть сената одобрила действия Цицерона и даровала ему титул «отца отечества». Все это вызвало неудовольствие популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпей, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. В это время им был написан известный трактат «Об ораторе». В 51-50 гг. После убийства Цезаря в 44 г. Написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г.

В своем знаменитом сочинении «Об ораторе», восходящем к традициям философского диалога Платона и Аристотеля, Цицерон создает образ оратора-политика и правозащитника, который знаком со всеми науками, ибо они дают ему методику мышления и материал для его речей. В диалоге Цицерона Красс предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой - Аристотеля с Исократом, поскольку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным целям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подкупать их деньгами. Задача воспитания политического вождя лежит не в том, чтобы научить его красивой речи. Он должен знать многое и многое. Только соединение красноречия со знанием и опытом создаст политического вождя. Во второй книге Цицерон рассуждал о нахождении, расположении, памяти, и, что особенно интересно, об иронии и остроумии — материале, наименее поддающемся логическому схематизированию. В третьей книге он говорил о ремесле, о словесном выражении и о произнесении. В целом книга «Об ораторе» говорила об образовании оратора истинного, идеального и совершенного.

Здесь он рассуждал о трех стилях красноречия, об уместности, ритме, словесном выражении и других аспектах риторики. Значение политического красноречия упало, значение торжественного — возросло. Римское право все больше складывалось в твердую систему, в речах судебных ораторов оставалось все меньше юридического содержания и все больше формального блеска. Цицероновское многословие становилось уже ненужным, на смену пространным периодам приходили короткие и броские сентенции, лаконически отточенные, заостренные антитезами, сверкающие парадоксами. Все подчиняется мгновенному эффекту. Это — латинская параллель рубленому стилю греческого азианства; впрочем, в Риме этот стиль азианством не называется, а именуется просто «новым красноречием». Главным прибежищем красноречия этого периода становятся риторические школы, где учебными образцами остаются классические речи и трактаты Цицерона. Но все школьные упражнения были очень далеки от практики красноречия предшествующей эпохи, но не были вовсе бесполезны: они представляли собой прекрасную гимнастику для ума и языка. Помимо того, изобретательность и занимательность сюжета, чисто психологические коллизии, патетика, установка на образное восприятие конфликта, игра воображения — все сближало риторику и поэзию. Результатом стало развитие жанра авантюрного романа и других не менее плодотворных жанров «второй софистики», оказавшей огромное влияние на развитие европейской литературной традиции.

На поставленный вопрос Квинтилиан отвечал как педагог: причина упадка красноречия в несовершенстве воспитания молодых ораторов. В целях улучшения риторического образования он пишет обширное сочинение «Образование оратора», где излагает ведущие взгляды своей эпохи на теорию и практику красноречия, образцом которого продолжает служить Цицерон. Подобно Цицерону «Брут» , Квинтилиан видит залог процветания красноречия не в технике речи, а личности оратора: чтобы воспитать оратора «достойным мужем», необходимо развивать его вкус. Развитию нравственности должен служить весь образ жизни оратора, в особенности же занятия философией. На развитие вкуса рассчитан цикл риторических занятий, систематизированный, освобожденный от излишней догматики, ориентированный на лучшие классические образцы. Цицерон, как мы помним, ратует против риторических школ, за практическое образование на форуме, где начинающий оратор прислушивается к речам современников, учится сам и не перестает учиться всю жизнь. У Квинтилиана, наоборот, именно риторическая школа стоит в центре всей образовательной системы, без нее он не мыслит себе обучения, и его наставления имеют в виду не зрелых мужей, а юношей-учеников; закончив курс и перейдя из школы на форум, оратор выходит из поля зрения Квинтилиана, и старый ритор ограничивается лишь самыми общими напутствиями для его дальнейшей жизни. В соответствии с этим Цицерон всегда лишь бегло и мимоходом касался обычной тематики риторических занятий — учения о пяти разделах красноречия, четырех частях речи и т. У Квинтилиана, напротив, изложение традиционной риторической науки занимает три четверти его сочинений, а философии, истории, праву посвящены лишь три главы в последней книге, изложенные сухо и равнодушно и имеющие вид вынужденной добавки. Для Цицерона основу риторики представляет освоение философии, для Квинтилиана — изучение классических писателей; Цицерон хочет видеть в ораторе мыслителя, Квинтилиан — стилиста.

Цицерон настаивает на том, что высший судия ораторского успеха — народ; Квинтилиан в этом уже сомневается и явно ставит мнение литературно искушенного ценителя выше рукоплесканий невежественной публики. Наконец — и это главное — вместо цицероновской концепции плавного и неуклонного прогресса красноречия, у Квинтилиана появляется концепция расцвета, упадка и возрождения — та самая концепция, которую изобрели когда-то греческие аттицисты, вдохновители цицероновских оппонентов. Для Цицерона золотой век ораторского искусства был впереди, и сам он был его вдохновенным искателем и открывателем. Для Квинтилиана золотой век уже позади, и он — лишь ученый исследователь и реставратор. Путей вперед больше нет: лучшее, что осталось римскому красноречию — это повторять пройденное» Гаспаров М. Три трактата об ораторском искусстве. Родился в Испании, отец его, Сенека Старший, был всадником, написал труд о римских риторах. Оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Учился философии у стоиков Аттала и Фабиана и до конца своей жизни сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Свою деятельность как судебный оратор он начал в 31 г. Его успех вызвал недовольство Калигулы, который хотел его убить. Смертная казнь грозила Сенеке и при Клавдии. Вследствие интриг Мессалины, сосланный в 41 г. Возвратившись в Рим, Сенека получил должность претора благодаря покровительству второй жены Клавдия Агриппины, которая поручила Сенеке воспитание своего сына от первого брака, будущего императора Нерона. Когда Нерон вступил на престол, Сенека фактически стал управлять государством, и это время ослабленного деспотического режима считается счастливым «пятилетием Нерона». Облеченный властью, получивший звание консула, Сенека накопил огромное богатство. Это вызвало против него оппозицию. Литературное наследие Сенеки состоит из сочинений философского характера и поэтических произведений. В периоды общего упадка гражданских идей в обществах, прошедших путь от демократии к единовластию, всегда наблюдается процесс примирения риторики и философии.

Сенека Млад- ший — характерный пример подобного симбиоза. Если Цицерон писал свои морально-этические трактаты в форме диалога, то Сенека в своих философских трактатах приходит к форме диатрибы — проповеди-спора, где новые и новые вопросы заставляют философа всё время с разных сторон подходить к одному и тому же центральному тезису. Если трактаты Цицерона имели в основе линейную композицию развития тезиса — логику развития мысли, то в сочинениях Сенеки композиция как таковая отсутствует: Все начала и концы выглядят обрубленными, аргументация держится не на связности, а на соположении доводов.

Хорошие паузы в середине речи. Убыстрение и замедление темпа. Обратите внимание, что Гитлер смотрит на свои записи на листочке, то есть он заранее подготовил речь и написал, вероятно, план-конспект то, о чем я настойчиво рекомендую делать.

А записи свои Адольф Гитлер смотрит во время паузы, когда публика апплодирует. Мало кто умеет проявлять эмоции на публике. А Гитлер не просто их показывает, Гитлер живет этими эмоциями. Он весь буквально состоит из них. Может кто и будет со мной спорить, будто эмоции у Гитлера наиграны. Но я вижу искренность эмоций Адольфа Гитлера.

Он верит в свои слова, во всяком случае во время своего выступления. Лишний раз напишу, что я не фанат Гитлера, мне он не нравится, как человек. Я лишь комментирую его ораторские качества: Адольф Гитлер является сильным оратором, у него есть чему поучиться с точки зрения ораторского мастерства. Друзья мне советовали посмотреть речи Йозефа Геббельса. И могу сказать, что Гитлер выступает куда лучше Геббельса. Во всяком случае, если брать видео.

Геббельс хорош в аудио он известен больше своими речами по Берлинскому радио.

Но здесь различие в том, что их задача — не волновать, а скорее умиротворять души, не столько убеждать, сколько услаждать, и что они делают это чаще и более открыто, чем мы, в мыслях ищут скорее стройности, чем доказательности, нередко отступают от предмета, пользуются слишком смелыми переносными выражениями, располагают слова, как живописцы располагают оттеняющие цвета, соотносят равное с равным, противное с противным и чаще всего заканчивают фразы одинаковым образом. Изложение здесь обычно пышное, то и дело описываются местности и битвы, иной раз даже вставляются речи перед народом и перед солдатами, но в этих речах стремятся к непрерывности и плавности, а не к остроте и силе. Поэтому красноречие, которое мы ищем, следует признать чуждым историкам не в меньшей мере, чем поэтам. Ведь и поэты подняли вопрос: чем же они отличаются от ораторов? Раньше казалось, что прежде всего ритмом и стихом, но теперь и у наших ораторов [51] вошел в употребление ритм.

Вероятно, поэтому некоторым и кажется, что речь Платона и Демокрита, хотя и далека от стихотворной формы, обладает такой стремительностью и блистает такими словесными красотами, что ее с большим основанием можно назвать поэзией [52] , нежели речь комических поэтов, которая ничем не отличается от обыденного разговора, кроме того, что изложена стишками. Однако не это главное в поэте, хотя его можно только похвалить, если он к строгой форме стиха добавит ораторские достоинства. Закрыть Как отключить рекламу?

Отметьте верные высказывания в этимологических словарях представлены омонимы

Цицерон против Верреса. Изначально в выступлениях и сочинениях Цицерона превалировали интересы всаднического сословия, к которому, собственно, он сам и принадлежал от рождения, а выступал он против римской знати. В данной работе были рассмотрены основные идеи риторики Аристотеля и Цицерона, их наиболее известные работы и высказывания. Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить. Цицерон Марк Туллий. Молодые римляне, прошу вас, изучайте ораторское искусство, но не исключительно для защиты испуганных подсудимых! Линкольн непрерывно обдумывал свою речь в дороге, дома. Он постоянно записывал на листы бумаги свои мысли в моменты подготовки к своей речи. Незадолго до своего выступления Линкольн сказал своему другу: «Речь еще не совсем написана и совсем не закончена. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение словесным творчеством.

Мотивационные идеи речи Абрама Линкольна

  • Ораторское искусство Рима. Цицерон -
  • Речи Цицерона
  • Практическая риторика. И
  • Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)

Цицерон "Оратор"

Кони полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, первый, самый ответственный момент в речи - привлечь слушателей. Внимание всех вообще ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого , отмечал он, возбуждается простым, интересным, интригующим и близким к тому, что, наверное, переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих "крючков" - зачинов, по мнению А. Кони, может быть очень много. Что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью и т. Вот эти слова А. Кони свидетельствуют о важности начала речи. Конечно, зачин должен быть функционально обусловлен и тематически мотивирован.

Пример: Если оратор, говоря о римском императоре Калигуле, начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что он родился тогда-то, расскажет, как он воспитывался и где жил, то такое начало речи не вызовет никакой эмоциональной реакции. В этих сведениях нет ничего необычного. Но излагать этот материал все равно придется. Однако это следует делать не сразу, а когда привлечено внимание слушателей, когда из рассеянного оно станет сосредоточенным. И вот А. Кони предлагает такое начало: "В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна пауза сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед.

Когда же я вырос и кое-что узнал, то... А при том, что людоед в сказке и Калигула - в жизни - братья по жестокости". Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько аспектов: 1 психологический - закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; 2 содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части аннотирование ; 3 концептуальный - указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости. Ораторы всегда уделяли вступлению большое внимание и зачастую в своих конспектах писали его полностью. Основная часть. Ее следует отрабатывать наиболее тщательно. Вступление помогает перейти к основной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т.

И действительно, в заключение речи могут: 1.

Широко образованным оратором был предшественник Цицерона на ораторском поприще Лициний Красе. Он говорил по-гречески так, «что казалось, он не знает никакого другого языка»; и для него не было «ничего нового и неслыханного» Об ораторе, II, 2. Цицерон был учеником Красса и получил широкое образование, насыщенное греческой культурой. В сочинении «Брут» 308 он признается, что в молодости он «все дни и ночи проводил в углубленных занятиях всеми науками». Необходимость широкого разностороннего образования для оратора особенно ощущалась в напряженный период политической жизни Рима I в. Широкое образование противопоставлялось Цицероном пустой болтовне риторов и легковесных ораторов — этих «ремесленников, обладающих проворным и привычным языком» Об ораторе, I, 83 , которые «лают, а не говорят» Брут, 58. Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия.

И в этом отношении Цицерон исходил прежде всего из своего собственного опыта. В трактате «Оратор» 12 он заявляет, что «он вышел не из школ риторов, а из залов Академии». Исходя из практических целей, римляне, как известно, в греческой философии осваивали главным образом этику. Такая философия особенно была нужна оратору для того, чтобы он мог «распознать человеческую природу и характеры» Об ораторе, I, 48. И сама речь должна отражать нравственные качества mores оратора, чтобы в мыслях, в способе выражения, во всем внешнем произнесении речи оратор казался человеком честным, нравственным, «благонамеренным» — цицероновским vir bonus. В 50-е годы I в. Цицерон — идеолог оптиматов и сената — не мог понять глубоких социально-экономических причин, приводивших к гибели римскую республику, не мог понять, что традиционная римская мораль, составлявшая основное качество «благонамеренного мужа» vir bonus , стала приходить в упадок. Причиной кризиса республики Цицерон считал падение нравственности.

Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код. Русский язык как и любой другой язык представляет собой систему. Система от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение - объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система: элементы находятся в связи друг с другом; элементы образуют единство, одно целое. Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство. Язык состоит из единиц: морфема приставка, корень, суффикс, окончание ; слово;.

Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т. Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного. Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий