Фрейд марта

В молодости Зигмунд Фрейд с ума сходил от любви к Марте Бернейс. И судя по всему, это было настоящее чувство. Зигмунд Фрейд (правильная транскрипция — Фройд [6] ; так как нем. Sigmund Freud, немецкое произношение: [ˈziːkmʊnt ˈfʁɔʏt] ; полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Зигмунд Фрейд родился в немецком городе Фрайберг 6 мая 1856 года. В настоящее время этот населенный пункт называется Пршибор и относится к территории Чехии.

Новости партнеров

  • «Сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием»
  • 5 фактов о Марте Фрейд-Бернайс
  • Звезды в тренде
  • Любовь к родителям

Почему Фрейд принимал пациентов на кушетке, тиранил жену и ненавидел музыку

В 1888 г. Фрейд знакомится с книгой И. Бернгейма «Внушение и его применение в качестве терапии». Применяя суггестивные методы в собственной врачебной практике, Фрейд сталкивается с рядом затруднений, что приводит его к выводу о необходимости усовершенствования техники лечебного гипноза. От «Исследований истерии» к «Толкованию сновидений» В 1889 г. Фрейд прошел стажировку в научно-исследовательском центре при клинике в Нанси Франция у И.

Бернгейма и А. Льебо, где осваивал теорию и методику гипнотического внушения и гипнотической терапии неврозов. Перевёл на немецкий язык книгу Бернгейма о внушении. Впервые применил терапевтический метод Брейера, получивший название «катартический метод», при лечении пациентки фрау Э. Основу этого метода составили использование воспоминаний детства и вербальное выражение проговаривание пациентами собственных переживаний и фантазий в состоянии гипнотического транса.

Рождение первого сына, Жана Мартина 1889 — 1967 , названного в честь Ж. К 1890 г. Фрейд эмпирическим путем приходит к заключению, что в качестве основной причины психоневрозов выступают неосознаваемые, подавленные и вытесненные переживания и желания. В 1891 г. Фрейд опубликовал книгу «Об афазии», которую посвятил своему другу Й.

В этой работе он сформулировал идею о динамическом и генетическом подходах к изучению функций мозга. В том же году Фрейд с семьёй переехал в новую квартиру по адресу Берггассе, 19, где ныне находится венский музей Фрейда. По этому адресу семья основателя психоанализа будет проживать вплоть до вынужденной эмиграции в 1938 г. Здесь же Фрейд будет проводить интенсивный приём своих психоаналитических пациентов. Берггассе, 19 Мучительной смертью умирает Эрнст Фляйшль фон Марксов.

Фрейд длительное время испытывает угрызения совести и винит себя в смерти друга в связи роковым назначением «кокаиновой терапии». Рождение сына Оливера 1891 — 1969 , названного в честь Кромвеля. В 1892 г. Фрейд отказывается от гипноза как от слишком туманного и ненадежного метода психотерапии в пользу разработанной им самим методики, предполагающей постоянное «понуждение» пациентов к припоминанию и воспроизведению травматических ситуаций. В качестве вспомогательного приёма для концентрации пациента на болезненных воспоминаниях использует «давление на лоб» в частности, в случае Элизабет фон Р.

Приходит к заключению, что «отклонения в сексуальной жизни составляют единственную необходимую причину неврастении». Опубликован «Случай излечения гипнозом». Рождение сына Эрнста 1892 — 1970 , названного в честь Брюкке. В соавторстве с Й. Брейером Фрейд пишет «Предварительное сообщение» по истерии, в котором утверждается, что «истерические пациенты больше всего страдают от воспоминаний».

Публикует работу «Некоторые соображения по поводу сравнительного изучения двигательных парезов, органических и истерических». Работает над обоснованием тезиса о сексуальной этиологии неврозов. Фрейд и Й. Брейер приступают к систематическому исследованию и описанию психических механизмов истерии. Выдвигается концепция, согласно которой скрытыми причинами неврозов являются неосознаваемые пациентом «вытесненные представления» и подавленные «травматические переживания», действующие в качестве динамических факторов на уровне бессознательных структур психики.

Сформулирована гипотеза о «травматическом совращении», от которой Фрейд откажется через четыре года. Рождение дочери Софии 1893 — 1920. Фрейд откликается некрологом. Продолжает работу над переводом его трудов. В 1894 г.

Фрейд и Брейер пишут основной и эпохальный совместный научный труд — «Исследования истерии». В ходе работы над этой монографией у них возникают существенные разногласия, преодолеть которые ученым не удается; после длительных споров их многолетняя дружба даёт трещину. Фрейд публикует первый обобщенный обзор собственной психологической теории — статью «Защитные психоневрозы». В этот период он исследует феноменологию страха, разрабатывает оригинальную концепцию возникновения страха и его роли в развитии психических расстройств. У Фрейда развиваются невротическая тревожность и депрессия, он страдает от болей в области сердца, танатофобии и навязчивых мыслей о смерти, что вскоре побуждает его приступить к самоанализу.

Фрейд и Брейер публикуют тиражом 800 экземпляров «Исследования истерии». Эта новаторская работа в момент выхода не получила научного резонанса и долгое время не привлекала внимания специалистов. Важнейший постулат «Исследований истерии»: установление каузальной причинно-следственной связи между неврозами и их предпосылками — неудовлетворенными влечениями и вытесненными из сознания травматическими аффектами эмоциями , которые продолжают функционировать на уровне бессознательных психических структур. В том же году Фрейд опубликовал работу «Об основаниях отделения от неврастении определенного симптомокомплекса в качестве "невроза страха"». Осенью он посылает В.

Флиссу свой «Проект научной психологии», в котором предпринимает попытку разработать в общих чертах новую психологическую теорию естественнонаучного толка, призванную преодолеть ограничения интроспективной психологии сознания и рассматривающую психику во всех её формах и проявлениях, в том числе и бессознательных. Позднее он еще более четко сформулирует идею о том, что психическое шире и глубже доступной для самонаблюдения сферы феноменов сознания и должно исследоваться как реальность особого рода. Обоснованный уже на этом этапе постулат о принципиальной несводимости неправомерности отождествления психического и сознательного вскоре станет краеугольным камнем психоаналитической теории. Данная идея Фрейда будет признана революционной, поскольку позволит преодолеть узко рационалистический подход к психическим явлениям, берущий начало от знаменитого «cogito ergo sum» Рене Декарта, и положит основание глубинной психологии XX в. Незавершённый «Проект научной психологии» выйдет свет только в 1954 г.

К середине 1890-х Фрейд всецело фокусируется на проблеме изучения неосознаваемых психических процессов. Он приходит к выводу о необходимости разработки принципиально новых методов психологического исследования, диагностики и терапии, ориентированных на проникновение в области и структуры бессознательного психического.

В юности Фрейд, вероятно, увлекался философией Артура Шопенгауэра, что могло повлиять на его поздние представления о природе бессознательного психического сам патриарх психоанализа был склонен отрицать философские корни и предпосылки психоанализа, подчёркивая его исключительно клиническое происхождение. Другой возможный источник влияния — подаренное 14-тилетнему Фрейду Собрание сочинений Людвига Берне; этот писатель в своих произведениях предвосхитил важные для психоаналитиченской методологии идеи «свободного ассоциирования». В 1872 г. Фрейд переживает любовное увлечение Гизелой Флюссе, девушкой из круга прежних знакомых во Фрайберге. В 1873 г. Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета; выбор будущей профессии был во многом предопределен крайне тяжелым экономическим положением семьи частная врачебная практика могла обеспечить стабильный доход. Согласно одной из версий, первоначально, по совету своего друга Генриха Брауна, Фрейд решил посвятить себя юриспруденции, однако вскоре, под впечатлением от эссе Гёте «О природе», склонился в пользу медицины. В стенах университета будущий создатель психоанализа столкнулся с выраженными антисемитскими настроениями.

Во время обучения Фрейд не ограничивался только естественнонаучными дисциплинами — он глубоко и увлечённо изучал классическую и современную философию, в частности, посещал философские семинары и лекции по аристотелевской логике прославленного Франца Брентано 1838 — 1917. Первая научная работа Фрейда, подготовленная им благодаря специальной стипендии, под руководством директора Института сравнительной анатомии Карла Клауса 1835 — 1899 на опытной станции в Триесте, была посвящена сравнительно-анатомическому исследованию половых органов угрей. С 1876 по 1881 гг. Фрейд работал в лаборатории Эрнста фон Брюкке 1819 — 1892 , директора Института физиологии Венского университета, где активно участвовал в исследованиях по физиологии, сравнительной анатомии и гистологии. Изучая нервную ткань, предвосхитил ряд идей, позднее положенных в основание теории нейронов. Испытал влияние «энергетической школы» Гельмгольца — Брюкке. В 1878 г. Фрейд сменил имя Сигизмунд на Зигмунд. Завязал дружбу с Йозефом Брейером 1842 — 1925. Брейер стал его многолетним другом, покровителем и соавтором так наз.

Оказывал Фрейду наряду с моральной поддержкой материальную помощь. Итогом их сотрудничества станет позднее эпохальная работа «Исследования истерии» 1893 — 1895. В 1879 г. Фрейд слушает лекции по психиатрии одного из самых авторитетных анатомо-физиологов Европы Теодора Мейнерта 1833 — 1892 , однако они не производят на него глубокого впечатления: в этот период Фрейда интересует исключительно неврологическая сторона проблемы. В этом году Йозеф Брейер приступает к лечению Берты Паппенгейм, которое продолжается на протяжении трёх лет знаменитый «случай Анны О. Фрейд переводит четыре эссе Джона Стюарта Милля. Семейство Фрейд в 1878 г. В 1882 г. Фрейд работал в Венском общем госпитале у Г. К этому периоду относятся первые наброски его теории нейронов, а также решение заняться частной медицинской практикой.

В апреле 1882 г. Фрейд познакомился, а 17 июня тайно обручился со своей будущей женой Мартой Бернайс 1861 — 1951 , дочерью еврейского торговца из Гамбурга. Именно это фото невесты 1880 года стояло до свадьбы на рабочем столе Фрейда 1882 год примечателен также знакомством Фрейда 18 ноября с историей болезни знаменитой пациентки Брейера Анны О. Этот случай имел огромное значение для становления теории и практики психоанализа, хотя при его описании Фрейд допустил ряд искажений. Берта Паппенгейм Анна О. В 1883 г. Фрейд поступает в Психиатрическую клинику Теодора Мейнерта и становится его ассистентом. Пять месяцев работы помощником врача и составили базовый психиатрический опыт Фрейда. Сферы его научных интересов: психиатрия, дерматология, исследования филогенетического и онтогенетического развития спинного мозга. Тогда же Фрейд разработал новый способ окраски нервных клеток и волокон раствором хлористого золота, что позволило сделать структуру нервной ткани более наглядной и отчетливой для глаза исследователя.

Это техническое новшество во многом способствовало описанию нейрона как функциональной единицы нервной системы. В июне 1883 г. Марта отправилась к матери в Вандсбек, начался четырехлетний период их разлуки с Зигмундом за это время он написал около тысячи «Писем к невесте» — этот важнейший человеческий документ был опубликован после смерти Фрейда и стал главным источником психобиографических сведений о его личности и характере. В 1884 г. Фрейд начинает подрабатывать репетиторством и чтением демонстрационных лекций, одновременно практикуя в отделении нервных болезней у Ф. Он изучает органические нервные заболевания и тогда же, по заказу компании «Мерк», приступает к исследованию анестезирующего действия кокаина, причем проводит ряд экспериментов на себе. Результатом этой научной работы стала опубликованная им в том же году монография «О кокаине». Исследования Фрейда в данной области позволили Карлу Коллеру 1857 — 1944 внедрить кокаин в качестве анестезирующего средства в офтальмологию. Сам Фрейд воспринял это весьма болезненно и неоднократно утверждал, что Коллер воспользовался результатами его исследований и попросту «украл», присвоил себе его важнейшее научное открытие. Не имея научных данных о вреде кокаина, Фрейд некоторое время принимал большие дозы этого наркотика и рекомендовал его в качестве стимулирующего средства своим друзьям и пациентам.

Подобным назначением он невольно нанёс непоправимый ущерб здоровью своего друга и коллеги Эрнста Фляйшля фон Марксова, пытаясь вылечить его от морфинизма этот случай стал одной из крупных врачебных ошибок Фрейда. В 1885 г. Брюкке, при поддержке Т. Мейнерта и Г. Нотнагеля Фрейд был избран приват-доцентом неврологии Венского университета. Титульный лист статьи З. Фрейда «О коке». В 1885 — 1886 гг. Во время этой стажировки Фрейд углубляется в вопросы этиологии нервно-психических заболеваний, увлеченно изучает гипноз, гипнотические и постгипнотические феномены. Его посещает идея о терапевтическом применении гипноза при лечении болезней психики.

Однако и этих факторов недостаточно. Ведь бывает, что человек со слабыми нервами, переживший очень тяжелые события, все-таки не приобретает ни навязчивых состояний, ни склонности к истерике, хотя у него могут, например, трястись руки. Словом, его проблема остается нервной, но не психической. Для того чтобы понять это, обязательно следует обратиться к понятию мировоззрения. Твердое, особенно же простое и ясное мировоззрение, в котором есть сознательно принятые нравственные ориентиры и опытом дознанные установки, не позволяет болезненным проявлениям организма расшатать и душевную жизнь человека. Напротив, отсутствие четких ориентиров, беспорядочность мышления, которому свойственно легко попадать под влияние чужих мыслей, дают эффект расколотой личности, в которой слишком много темных углов для нее самой.

По Фрейду, качества личности, обращающейся к психоаналитику — это «психическая импотенция» и навязчивые страхи [12]. Известный австрийский и американский психолог Виктор Франкл 1905-1997 , основатель метода «логотерапии», во многом противостоявшего психоанализу Фрейда и Адлера, справедливо указывал на смысл жизни как один из основных вопросов, отсутствие ответа на который вызывает неврозы. Он приводит рассказ одного своего знакомого, психоаналитика, который только что 1979 г. По его наблюдениям, в Советском Союзе люди страдают неврозами реже, чем в Соединенных Штатах. Причину американские психологи видят в том, что советские люди больше направлены на то или иное конкретное дело, исполнение долга, которое не дает им скучать и обеспечивает их какими-то представлениями о смысле. Американцы же больше праздны; они ежедневно ходят на работу, которую свободны сами выбирать, но не посвящают себя делу, не жертвуют собой.

Вот почему психические болезни невротического характера чаще поражают их. Тогда свобода могла бы получить полное развитие. Пока это в большей степени негативное понятие, которое требует позитивного дополнения. Этим позитивным дополнением является ответственность» [13]. Во время Франкла фрейдизм во многом потерял на Западе кредит доверия, так как все увидели, что с наступлением «сексуальной революции» неврозов меньше не стало. Но не так легко ограничить влияние Фрейда, как могло казаться тогда.

Психоанализ и сейчас силен, а в тех странах, куда он импортируется например, Россия , он действует с размахом эпидемии. Дело в том, что Фрейд на самом деле не столько лечил, сколько создавал мировоззрение. За основу этого мировоззрения он брал страсти нервно неустойчивых людей. И пока люди будут любить свои страсти, не важно, связаны ли они с половым инстинктом или нет, само направление, заданное Фрейдом, будет очень сильным. Метод психоанализа в диагностике и лечении. Анти-исповедь «Я, по сути дела, не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель.

По темпераменту я всего лишь конкистадор-авантюрист, если хочешь, чтобы я это перевел, — со всем любопытством, отвагой и целеустремленностью, Зигмунд Фрейд [14] Одним из главных аргументов защитников учения Фрейда является его практическое применение. Во-первых, говорят они, наша теория соответствует основным требованиям научности, потому что в ее основе лежит эксперимент. Во-вторых, она позволяет поставить больному диагноз в таких случаях, которые обычная психиатрия зачастую вообще не рассматривала как болезни. Речь идет о неврозах. В-третьих, и это самое главное, многие были вылечены Фрейдом и его последователями. В чем заключалось излечение?

А это и является целью медицины. Нельзя не признать логической стройности этой аргументации. Но все-таки остаются существенные вопросы, на которые апологеты фрейдизма затрудняются ответить. Во-первых, далеко не все люди, даже с очевидно выраженными неврозами, отвечают на вопросы психоаналитика именно так, как он предполагает исходя из своей теории. В таком случае больной бывает обвинен в том, что он попросту отвечает нечестно. Всегда ли можно принять это обвинение, или оно может быть уловкой со стороны самого врача, который не знает, что ему делать именно с этим больным?

Во-вторых, и диагнозы не всегда оказываются верными, но часто отличаются от психиатрических большей произвольностью. Когда можно и когда нельзя доверять этим диагнозам? В-третьих, — и в этом основное отличие фрейдизма от обычной медицины, — для «исцеления» необходимо принять мировоззрение психоаналитика, в противном случае ничего не получится. Это подчеркивал уже сам Фрейд, и при его учениках ситуация не изменилась. Чтобы ответить на поставленные нами вопросы, нужно рассмотреть метод психоанализа как в диагностике определении заболевания , так и в лечении. Этот метод нередко сравнивают с христианским Таинством Исповеди.

В чем состоит сходство? Пациент приходит к человеку, ему лично, как правило, незнакомому, и рассказывает о своих проблемах. Врач садится у изголовья так, чтобы больной не видел его и не смущался здесь несомненное сходство с католическим обычаем исповеди через решетку , и задает некие «наводящие вопросы». При этом от больного требуется только одно — чтобы, отбросив «ложный стыд» и обычное рассудочное мышление, он предался потоку своих ассоциаций, напрямую связанных с перечисленными им симптомами, образами встревоживших его снов или событиями, возбудившими его внимание... Полнота исповеди, которую требуют от своих пациентов психоаналитики, сравнима с тем, что в аскетике называется «откровением помыслов». Цель также имеет сходство: человек должен увидеть себя в истинном свете, без покровов, таким, какой он есть.

В результате осознания им своих подлинных мотивов и тайных желаний наступит «изменение ума», коренное преобразование сознания, ценностей, внутренних императивов личности. Она требует не возненавидеть грех, а полюбить его, прекратить всякое внутреннее сопротивление и таким образом устранить источник борьбы, которая мучает невротическую личность. На самом деле метод психоанализа представляет собой анти-исповедь, и если в нем есть намеки на Таинство, то не иначе как в смысле глумления. Это естественно: ведь настоящий фрейдист не может быть верующим человеком, так как Фрейд был твердо убежден в том, что религия есть вид коллективного невроза. Во время сеанса психоаналитик не просто сидит молча, он вставляет свои реплики, замечания, новые наводящие вопросы. Таким способом он направляет человека, открывшего перед ним душу, в русло своей теории.

Это не так трудно, если воля человека не тверда и он запутался в самом себе, как обычно бывает при состоянии невроза. Психоаналитик опирается на те дурные качества, которые действительно присутствуют в человеке, даже бывают наиболее активными и агрессивными в его самосознании. С помощью опыта и «дьявольской» проницательности врач дает этим качествам пациента одностороннее и полное развитие. Диалог пациента с врачом становится искушением, соблазном. Врач, как будто желая исцелить больного, предлагает ему освободиться от страха и отвращения перед самыми гнусными пороками. Более того — признать их проявлениями движущей силы души, необходимой мотивации всей жизни!

Соблазнение было даже одним из элементов «метода». Фрейд основывался на той мысли, что пациент женского пола испытывает некую «влюбленность» в своего психоаналитика и, в свою очередь, бессознательно пытается соблазнить его [15]. Нужно воспользоваться этим феноменом для установления доверия. Один из его учеников пошел дальше и счел половую связь с пациенткой методом лечения; но Фрейд публично этого не одобрил. Когда больной делает первые шаги навстречу, ради освобождения от болезни отбрасывает стыд и открывает свои тайные пороки делом, словом, помышлением , психоаналитик начинает сочинять концепцию диагноза, которая а должна быть уникальной, связанной с симптомами именно этого больного, и б должна основываться на «догматах» фрейдизма, то есть обязательно предполагать половое влечение как основную причину вообще всего, что происходит в человеке. Дальнейшее развитие логики психоаналитического сеанса или ряда сеансов льстит, прежде всего, низменной стороне души больного, неуравновешенного человека.

Все фантазии, мысли, догадки, связанные с половой сферой его жизни, получают актуализацию. Все остальные остаются втуне. Представим себе большую квартиру, в которой погасили свет во всех комнатах, кроме одной. И вся жизнь обитателей квартиры переносится в эту комнату. Все предметы, какие только можно видеть, освещаются только светом из этой комнаты. Так и фрейдизм решительно все трактует если не как саму энергию полового влечения, то как ее символы.

Не имея собственного мировоззрения, невротик верит в эти объяснения своего душевного мира. Поначалу они кажутся и ему фантастическими, но других у него либо вообще нет, либо они слишком путаные. Напротив того, фрейдизм все делает ясным и простым, раскладывает на однородные элементы. В этом состоит соблазнительность его философии. Потакая низменным человеческим страстям и извращениям, психоанализ Фрейда не просто привлекает человека на свою сторону — а переделывает его, из разрозненных частей собирает целую личность и, таким образом, по-своему «исцеляет». Это личность прощающая себе все низменное.

Она может интегрироваться в общество и жить по его законам, больше не вызывая в себе внутренних конфликтов, то есть не требуя от себя нравственного соответствия тем правилам, которые исполняются внешне, для приличия. Фрейд учит: «желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям — не являются ничем необычным» [16]. Таким образом, она сознательно идет на лицемерие и ложь. Она становится способна соблазнять других, а себя не чувствовать соблазняемой. Таков идеал самого Фрейда — человек, уверенный в себе и знающий, что и когда себе позволить. Невротические симптомы у такого человека почти не имеют места.

Но и все остальное, что не входит в рамки теории Фрейда, для него больше не существует. По-настоящему он может общаться только с подобным себе, так же «исцеленным» у психоаналитика человеком. Из вышесказанного понятно, что фрейдизм имеет сходство с такими сектами, какие бывают в религиях и философских течениях. Действительно, у него есть свои нерушимые «догматы», без которых распадается вся пресловутая экспериментальная база и научная обоснованность. Философские «догматы» фрейдизма Самые главные постулаты, лежащие в основе теории Фрейда, не получены из психиатрической практики, а взяты из философии, наиболее схожей с механистическим материализмом французского «Просвещения». Этих постулатов три: 1 абсолютный материализм, 2 отрицание свободы воли и 3 дарвиновский эволюционизм.

Они тесно зависят друг от друга. Абсолютный материализм. Не существует никакой реальности, кроме материальной. Это убеждение представлено в работах Фрейда как само собой разумеющееся и не требующее никаких обоснований. Только материалистическое мышление может быть научным. Это не значит, что психоанализ требует внешнего отречения от религии и от «идеализма», как марксизм.

Он лишь осторожно внушает, что Бог и душа должны остаться «за скобками» при анализе психической жизни человека; однако сам бесцеремонно рассматривает самые тонкие движения души, самые возвышенные произведения искусства и религиозного сознания со своих позиций. Таким образом, психоанализ переводит все феномены, которые встречает, на язык исключительно материального мира. Духовное — «иллюзия», то есть сознание представляет какие-то вещи неправильно, заменяя их другими вещами, которые при этом играют роль символов. Как мы видим, эта схема одномерна. Поэтому абсолютный материализм Фрейда нельзя даже назвать претендующим на диалектичность. Он понимает материю как всеобъемлющее вещество, все части которого детерминированы.

Отрицание свободы воли. В прямой связи с этим детерминизмом находится отношение Фрейда к такому понятию, как свобода человеческой воли. Мне очень жаль, но в этом я самым серьезным образом расхожусь с вами во мнениях» [17]. Если одним из главных утверждений христианства является то, что человек свободен в выборе между добром и злом, а потому сам отвечает за свой выбор, то психоанализ решительно отрицает это. На каком основании? Это такая же аксиома, как и абсолютный материализм.

Фрейд считает, что если допустить концепцию свободы, то психология лишается точности в своих научных исследованиях. Она не может объяснить сознание человека и причины нарушений в сознании. А если свободы нет, тогда сознание поддается расшифровке, как записанный согласно строгим правилам код. В этой мысли Фрейда есть определенная доля истины. Так, он утверждает, что всякую мысль, возникающую в сознании, недопустимо ненаучно рассматривать как случайную. А если так, то и последовательность мыслей обусловлена.

Но допущение свободы никак не препятствует этому разумному подходу. Ведь речь идет не о полной спонтанности, а о свободе в определенных границах, при наличии выбора. Почему же Фрейд не может признать эту свободу, если каждый человек ее ощущает? Дело в том, что тогда рухнет его теория непреодолимых влечений. Чтобы оправдать ее, он вводит полный детерминизм воли. Если иногда кажется, что все-таки он признает некую «творческую» работу сознания, то это иллюзия.

Всю работу сознания, не связанную с биологическими потребностями человека, выполняет «сверх-Я», то есть культура и воспитание человека, его социальная среда. Что же делаю «Я»? Философ-пантеист Спиноза довел до предела древнее учение о свободе, как «осознанной необходимости». По его мнению, когда человек осознает, что он детерминирован извне, тогда он станет свободным, потому что все вынужденные движения души примет, как свои собственные. Тогда не будет ни внутренних конфликтов, ни иллюзий. То же утверждает Фрейд.

В этом только смысле он признает и обещает свободу: как «просвещение» ума человека «научными» истинами его теории.

Он настойчиво добивался ее, и девушка быстро ответила на его чувство. Через несколько дней после знакомства она сжала под столом его руку. Мать Марты Эммелина, весьма чванная особа, не одобряла помолвку. Отец Фрейда Якоб был неудачливым коммерсантом. Хотя сам Фрейд и получил диплом доктора, но врачебной практикой не занимался, и ему приходилось все время одалживать деньги. Марта же принадлежала к уважаемому семейству — ее дядя Якоб Бернейс прославился как один из крупнейших исследователей Библии середины XIX в. Марта была добропорядочной еврейской девственницей, но Фрейд посоветовал ей попробовать кокаин. Он кокетничал с ней: «Берегитесь, моя дорогая принцесса, когда я приду. Я буду целовать вас до красноты и кормить, пока вы не распухнете.

А станете сопротивляться — увидите, кто сильнее: хрупкая маленькая девушка, которая мало ест, или большой дикий мужчина с кокаином в крови». Наконец после четырехлетней помолвки Марта и Фрейд поженились в 1886 г. Через год у них родилась первая дочь Матильда, в следующие восемь лет появилось еще пять детей. Когда дети были маленькими, Фрейд усердно стремился встать на ноги в профессиональном отношении, но при этом регулярно принимал кокаин. Он был человеком своего времени и возложил заботы по воспитанию отпрысков в основном на жену, ее сестру Минну, которая жила с ними после смерти жениха, и няню Жозефину. Последняя преданно ухаживала за детьми, но мальчики часто ее дразнили. Как-то раз один из них, Мартин, отказался принимать ванну, сказав, что эскимосы не моются месяцами. Жозефина ответила, что ее не интересует, что делают другие мальчики и девочки. Никто не помнит, чтобы Фрейд когда-нибудь купал своих детей. Он виделся с ними время от времени, не считая двух—трех летних месяцев в году.

Мартин писал: «Насколько я знал моего отца, он был таким же, как и все другие любящие отцы в Вене, хотя мне интересно, изучал ли он меня с точки зрения психоанализа». Если и изучал, то не говорил об этом. Мартин рассказывал об одном красноречивом эпизоде. Его мать наняла кормилицу, еще более бесполезную, чем были кормилицы Уильяма Глостерского, прежде чем появилась ужасная миссис Пэк. У кормилицы Мартина вообще не было молока. Кстати, о плохой груди! Никчемную кормилицу уволили. По словам Мартина, во время работы над «Толкованием сновидений» Фрейд действительно просил детей рассказывать ему свои сны, что они делали с увлечением.

Введение в психоанализ

Первый ребёнок – Матильда – родилась в 1887 году, а шестой – Анна – в 1895 году. Марта Фрейд, как и большинство замужних женщин своего времени, стала домохозяйкой. Жена Фрейда — Марта Бернайс. Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрайберге в семье галицких евреев. статья о семейной жизни Зигмунда Фрейда и его жены Марты Бернайс. Их семейные взаимоотношения были в духе той эпохи. Катерина Левин.

Марта Фрейд, супруга Зигмунда Фрейда, основоположника психоанализа, не была выдающейся женщиной.

И еще: в письмах к Марте Фрейд рассказывал о своих друзьях со школьной поры и коллегах по научной стажировке и в клиниках. Это помогает представить ту среду, которая окружала его. На самом деле жена "великого и ужасного" Зигмунда Фрейда Марта Бернейс вполне может претендовать на звание "матери психоанализа". Двойственность челов. Биография Зигмунда Фрейда: личная жизнь, музей в Петербурге, съемки фильмов о нем, отношение к женщинам.

Каким мужем и отцом был Зигмунд Фрейд

Фрейд сближается со своей свояченицей (сестрой Марты) Минной Бернайс и в сентябре 1905 г. отправляется с ней на озера в верхней Италии. Памятники Фрейду установлены в Лондоне, Пршиборе, Праге. Зигмунд Фрейд был женат на Марте Бернейс (Martha Bernays), в семье было шестеро детей. Отношения матери Марты Бернейс и Зигмунда Фрейда. Мать Марты – Эмилина Бернейс – не одобряла эту помолвку и пыталасьвосстановить хоть какое-то спокойствие. Зигмунд Фрейд родился в немецком городе Фрайберг 6 мая 1856 года. В настоящее время этот населенный пункт называется Пршибор и относится к территории Чехии. Верная жена Марта и ее младшая сестра Минна, доверенный друг Фрейда: их отношения были настолько близкими, что некоторые биографы заподозрили между ними любовную связь. Молодой практикующий врач Зигмунд Фрейд. 1886 г. Дом в Вене на Берггассе, 19, где с 20 сентября 1891-го по 5 июня 1938 года располагались квартира и клиника Фрейда.

Будущий гуру психоанализа планировал стать юристом

  • Фрейд о любви и ненависти
  • Фрейд и благочестивая Марта
  • Фрейд Анна — Биография |
  • О любви к матери

Зигмунд Фрейд

Неизвестно, почему среди всех детей он выбрал в ученицы именно Анну, но это был удачный выбор. С того момента их жизни оказались плотно переплетены до самой смерти Зигмунда Фрейда. Зигмунд Фрейд с женой Мартой сидит слева , ее сестрой Минной сидит справа и пятью детьми. Анна сидит между матерью и теткой. Около 1898 года Источник: akg-images via Legion Media Девочка очень заинтересовалась деятельностью отца. Фрейд брал ее не только на свои лекции, но даже на приемы пациентов.

Кроме того, она нередко присутствовала на заседаниях Психоаналитического общества и сама проходила курс психоанализа у папы. Что же касается общего образования, то сперва Анна училась на дому, а затем поступила в венский лицей для девочек, который готовил будущих учительниц. Читайте также «Иногда сигара — это всего лишь сигара»: 10 фраз Зигмунда Фрейда, в которых нет и намека на секс «Сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием» Анна закончила лицей в 1912 году. Полученное образование сулило ей карьеру учительницы — чтобы поступить в университет, ей необходимо было сперва окончить гимназию. Фрейд посоветовал дочери не спешить и сначала перевести дух в Италии, где она и прожила несколько месяцев.

По возвращении Анна решила все-таки стать преподавателем и в 1914 году устроилась ассистенткой в тот же лицей, из которого выпустилась двумя годами ранее, а спустя три года стала классной руководительницей. Эту работу она оставила в 1920 году в том числе из-за слабого здоровья. Зигмунд Фрейд с младшей дочерью в Доломитовых Альпах, Италия. В 1918-м Анна стала не просто присутствовать на заседаниях Психоаналитического общества, но и участвовать в них. В 1922 году она выступила с первым своим докладом «Фантазии избиения во сне и наяву», основанном на случае 15-летней девочки возможно, это была сама Анна.

Анна была вне себя от счастья — теперь несколько раз в неделю обожаемый отец 40 минут принадлежал только ей одной! Чтобы не потерять внимание и уважение папы, Анна усердно занималась и вскоре стала делать успехи в изучении человеческой психики. Фрейд начал звать ее вместе с собой на научные конференции и симпозиумы. В это время старшие братья и сестры девушки обзаводились семьями и детьми. А Анна посвящала все свое время науке и помощи отцу. Хладнокровный папа В то же время Анна переживала за свое будущее. Когда ее сестра Софи, любимица отца, вышла замуж и выпорхнула из родительского гнезда, 16-летняя девушка начала волноваться еще сильнее. Ее тревожили сомнения: стоит ли стать учительницей или просто ждать, пока кто-то возьмет ее замуж? Впрочем, во втором варианте развития событий Анна очень сомневалась.

Девушка была крайне стеснительной и считала себя неказистой дурнушкой. Авторитетный отец посоветовал младшей дочери заглушить переживания о будущем путешествиями. Анна так и поступила: она провела несколько месяцев в Италии, после чего получила педагогическое образование и несколько лет работала в школе учительницей, как и мечтала. Зигмунд Фрейд был доволен тем, как складывается карьера его дочери. Однажды в письме он похвалил ее успехи, однако обратил внимание на два недостатка: плохую осанку и чрезмерное увлечение вязанием. Хобби Анны он, кстати говоря, считал замещением интимной жизни: психоаналитик видел в движении спиц символ полового акта. С полного одобрения дочери Фрейд однажды принял крайне неэтичное решение: с 1918-го по 1921 год он проводил ее психоанализ. Это было вопиющим нарушением правил психоаналитического сообщества, однако все нараставший авторитет Фрейда не позволил никому из его коллег и последователей открыто высказать свое неодобрение. Пользуясь высочайшей степенью доверия Анны, Зигмунд иногда намеренно травмировал ее психику, чтобы понаблюдать реакцию, и зачастую принуждал ее быть абсолютно откровенной с ним, несмотря на ее нежелание этого делать.

Фрейд с матерью Амалией и женой Мартой, 1905 год. Фрейд с сыновьями Мартином и Эрнстом, 1916 год. Зигмунд Фрейд с сыновьями. Зигмунд Фрейд с дочерью Анной, 1920 год. Фрейд с матерью в Вене, 1926 год. Зигмунд и Анна Фрейд, 1928 год. Портрет Зигмунда Фрейда.

Впрочем, на следующий день ему принесли письмо от незнакомки, внизу стояла подпись — Марта Бейрнайс. У доктора просили прощения и приглашали на бал, куда он и отправился не раздумывая. Там Зигмунда Фрейда поджидало еще одно потрясение: к нему подошли две совершенно одинаковые девушки, и он не мог сказать, кто из них была в той карете. А они смеялись, видя его изумление. В июне 1884 года в саду Теленгартен торжественно отпраздновали помолвку Фрейда и Марты Бейрнайс, однако нареченный жених отложил свадьбу до того момента, «когда он разбогатеет». Женившись на Марте, Зигмунд Фрейд «не забывал» и о ее сестре. После одного из скандалов, вызванных приступом ревности жены, сорокалетний Фрейд клянется больше не встречаться с Минной. А в письме другу пишет, что отказывается от половой жизни вообще!

К тому времени у Фрейда, правда, уже было пятеро детей. Дочь Анна пошла по стопам отца и стала известным психологом. Работая в институте Мейнерта, Зигмунд Фрейд совершенствовался в невропатологии. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва 1885. Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке 1886 , далее еще статью о слуховом нерве 1886. Из его работ по клинической неврологии две были особенно значительны. Так, его книга о детском церебральном параличе и сегодня считается важным вкладом в медицинскую науку, а другая — об афазии 1891 — менее известна, но с точки зрения теории может считаться более фундаментальной Работа Зигмунда Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Интерес к психологическим аспектам медицины проявился у него в 1886 году, когда он получил стипендию, позволившую ему поехать на стажировку в Париж к профессору Шарко, бывшему тогда в зените славы.

К моменту возвращения в Вену Фрейд уже был ревностным сторонником взглядов Шарко на гипноз и истерию. Однако лишь Йозеф Брейер, один из старших коллег, слушал его с пониманием, на остальных же членов медицинского общества отчеты Фрейда о его парижском опыте не произвели особого впечатления. Мейнерт был вообще против гипноза, а работа Фрейда по мужской истерии не привлекла внимания медиков. На столь прохладный прием Фрейд отреагировал все большим отдалением от медицинского сообщества. Его прежде близкая и теплая, дружеская связь с Мейнертом быстро распалась, и вскоре Фрейд был исключен из лаборатории по анатомии мозга. После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 году Зигмунд Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально.

Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено, и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь сквозь под сознательные конфликты». Именно этот процесс Зигмунд Фрейд и назвал «психоанализом», впервые употребив этот термин в 1896 году. Фрейд научился читать между строк и постепенно понял значение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвал перевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности «искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано и понято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений Зигмунд заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи с тем или иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциации раскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешним содержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — его латентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательных умственных процессов.

Он опубликовал свои находки в работе «Толкование сновидений» в 1900 году. Эта книга по праву может считаться самым существенным его вкладом в науку. После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа Зигмунда Фрейда «Три очерка по теории сексуальности».

83 факта о Зигмунде Фрейде, которые не связаны с психоанализом

Семейство Фрейд, 1898 год. Передний ряд: Софи, Анна и Эрнст Фрейд. Средний ряд: Оливер и Марта Фрейд, Минна Бейрнайс. Сзади стоят: Мартин и Зигмунд. жена психоаналитика Зигмунда Фрейда. Семейство Фрейд, 1898 год. Передний ряд: Софи, Анна и Эрнст Фрейд. Средний ряд: Оливер и Марта Фрейд, Минна Бейрнайс. Сзади стоят: Мартин и Зигмунд. Зигмунд Фрейд родился в немецком городе Фрайберг 6 мая 1856 года. В настоящее время этот населенный пункт называется Пршибор и относится к территории Чехии. За это время Фрейд отправил Марте около 900 писем. Многие исследователи говорят о нежной привязанности мужчины к своей половинке, которую он щедро изливал на бумагу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий