Владение искусством аргументации это неотъемлемая часть выступления

владение ораторским искусством. Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность. Какие преимущества получает тот, кто владеет теорией ораторского искусства. В основном свидетельство используется в начале или конце выступления или на границе структурных частей.

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

Как правило, по мере достижения профессиональных успехов ваша самооценка повышается, и вы становитесь более уверенными в своем стремлении к жизненному успеху. Средний уровень мотивации достижения. Вам необходимо немного активизировать себя. Если вы хотите стать преуспевающим человеком, работайте над собой, вырабатывайте уверенность в себе и целеустремленность. Низкий уровень мотивации достижения. Для вас любая профессия покажется трудной.

Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом. Чем больше интереса к нему вы проявите, тем больше шансов достичь успеха у вас появится в этой области. Где и как практиковать свое искусство выражать свои мысли? Ответ прост, везде! Это можно делать на уроках, в компаниях близких друзей, на конференциях.

Необходимо выходить из зоны комфорта и побеждать свои страхи. Не бояться смотреть им в лицо, держать удар. Дебаты как форма обучения Цель: получение навыков выражения собственного мнения, выступления на публике через технологию игры "Дебаты". Дебаты — технология форма , предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

Задачи или чему учат дебаты: получение навыков общения и коммуникаций; развитие критического мышления; получение навыков логически выстраивать аргументацию; способность смотреть на проблемы с разных точек зрения. Дебаты - это спор, дискуссия. Для чего люди спорят. Есть 2 цели у дебатов одну из них можно описать поговоркой "В споре рождается истина". Бывают такие вопросы, на которые заведомо нельзя дать однозначный ответ.

Именно второй случай наиболее подходит для обучения ораторскому искусству и достижения всех тех задач, о которых мы говорили ранее.

Государство с оказанием помощи пенсионерам не справляется... Кто поможет старикам?.

Множество престарелых нуждается сейчас в срочной помощи... Мы должны немедленно создать специальную службу, чтобы им помочь. При двусторонней аргументации, излагая противоположные точки зрения, слушателю дают возможность сопоставить, выбрать одну из них.

Разновидностью способа двусторонней аргументации является так называемый способ контраргументации, когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив. Например: Говорят, что мы не умеем работать, не способны управлять... Что ж, давайте, посмотрим на факты...

Опровергающая и поддерживающая аргументация. При опровергающей аргументации оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или выдуманного оппонента. При этом позитивные аргументы либо не приводятся совсем, либо им уделяется крайне мало внимания в процессе выступления.

При поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует. Дедуктивная - от вывода к аргументам и индуктивная - от аргументов к выводу. Аргументация от вывода к аргументам - сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами.

Например: Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамотность школьников. Во-вторых, у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых.

В-третьих, у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. Аргументация от аргументов к выводу - сначала аргументы, а потом вывод. Например: Рассмотрим состояние русского языка.

Оратор объясняет свою точку зрения, то есть осуществляет аргументацию. Техника рассуждения Тезис — главная мысль текста или выступления , выраженная словами, — это законченное по смыслу суждение, полное предложение с субъектом и предикатом. Это не вопрос и не рекламный слоган. В тезисы не включаются доказательства, факты, иллюстрирующие основные положения. Это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Тезис проще сформулировать, если отталкиваться от основной цели выступления. Пример Цель — побудить слушателей покупать акции той или иной компании почему они должны купить именно наши акции? Цель — побудить слушателей записываться в секцию бокса зачем нужны занятия боксом?

Аргументы — доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Аргументами могут быть факты, примеры, утверждения, объяснения, словом, все, что может подтвердить Ваш тезис. Вывод — тот же тезис, но только сформулированный в другой словесной форме. Как надо рассуждать? От тезиса к аргументам можно перейти с помощью вопроса: Почему? После аргументов формулируется вывод. От аргументов к выводу мы переходим с помощью вопроса: Что из этого следует? Пример Тезис нашего выступления — Телевизор смотреть полезно Почему?

Можно дополнить список аргументов или привести аргументы и к противоположному тезису: Телевизор смотреть вредно. Техника рассуждения Аргументация — это процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли. Как приводить аргументы? Необходимо создать систему аргументов, определив, с каких аргументов следует начинать, а какими заканчивать. Иногда думают, что самое главное в аргументации — найти как можно больше доказательств, аргументов. Но это не совсем так. Латинская пословица гласит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Есть и такая пословица: «Кто много доказывает, тот ничего не доказывает».

Самое главное — продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько серьезно. Аргументы должны быть убедительными, то есть настолько сильными, чтобы с ними все соглашались. В процессе рассуждения мы выдвигаем тот или иной тезис, а затем его аргументируем.

Аудитория, как и любой отдельный человек, слыша что-либо, субъективно готова воспринять продолжение, а не нечто, переворачивающее уже имеющиеся представления. Аудитория этого ждет. Поэтому выгоднее выступать в конце, а не в начале; необходимо знать, что было сообщено аудитории до вас, чтобы опереться на это и использовать данную информацию: надо создать у слушателей впечатление, что вы продолжаете ранее сказанное. Мешают восприятию избыточные повторы. Установлено, что повторение некоторой идеи или мысли четыре раза увеличивает число воспринявших и запомнивших лишь в два раза, а более частые повторения практически не дают желаемого результата. Оптимальное число повторений - три. Мешает аудитории злоупотребление оратора иностранными терминами. Как показали специальные исследования, большинство людей плохо понимают иностранную терминологию и не любят ее. Оратор не должен допускать речевых ошибок, отступать от норм культуры речи. Интересно, что если аудитория зафиксировала у оратора речевую ошибку, то у нее возникает недоверие к передаваемой информации, сомнения в профессиональной компетентности оратора. Ухудшает восприятие аргументации обилие деталей и аргументов. Цицерон говорил: "В публичной речи надо сказать, что нужно, и не сказать, что не нужно". Подрывает доверие аудитории узнаваемость источника информации в выступлении оратора. Если оратор сообщает некий факт, а аудитория узнает: Да это же из вчерашних "Известий" или это из книги такого-то, то это значительно снижает авторитет оратора, подрывает доверие к его выступлению. Как же быть? Нельзя же вообще не пользоваться источниками! Конечно же, нельзя. Но, учитывая сказанное, следует помнить: источник того или иного материала не должен быть узнан - для этого его надо соответствующим образом "закамуфлировать"; если же подать ту или иную идею как чисто авторскую Заключение В своей контрольной работе я подробно рассмотрела понятие аргументации в ораторской речи. И напоследок, мне бы хотелось отметить Правила эффективности аргументации.

Говори, не бойся! Искусство публичных выступлений

характеристику ораторской речи, искусное владение живым. на словесной форме, на средствах усиления изобразительности и выразительности речи, мемория – на техниках запоминания сочиненной. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Композиция речи. построение выступления, соотношение его отдельных. частей и отношение каждой части ко всему.

Риторика – теория красноречия. Методы аргументации

• Аргументация – это процесс, поэтому утверждения, аргументы нужно расположить в определенной последовательности. Риторика – это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Рассказываем подробно об аргументации: что это, для чего нужна, как строится аргументирующая речь.

Ораторская этика, или Как впечатлить и не обидеть слушателя?

В западной классической риторике ораторское искусство было одной из пяти основных дисциплин произношения, то есть искусством произносить речи. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Скорее, она является неотъемлемой частью профессий, требующих умение выступать перед аудиторией. Тропы – это то, что рекомендуют для использования в ораторской речи руководства по данному искусству. на словесной форме, на средствах усиления изобразительности и выразительности речи, мемория – на техниках запоминания сочиненной.

Проблема значения ораторского искусства в жизни общества...

Риторика. Роды и виды ораторского искусства. Споры в риторике. — КиберПедия Аргументация предполагает использование тезисов и аргументов. Тезис (от греч. «положение») – положение (утверждение), нуждающееся в доказательстве.
Ораторская этика, или Как впечатлить и не обидеть слушателя? Какие преимущества получает тот, кто владеет теорией ораторского искусства.

Риторика: что это такое и для чего она нужна

16 правил успешного публичного выступления что означает определение ораторское искусство?
Мокаев А.Р., Аргументирующая речь: понятие, разновидности, композиция, NovaInfo 112, с.72-73 Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.
Роль аргументации в публичном выступлении: почему она так важна? это интересная, увлекательная и очень полезная наука, которая может помочь во многих случаях в жизни!

Мы в социальных сетях

  • Рекомендуемые материалы
  • Публикации из раздела "Ораторское искусство"
  • Ораторская этика, или Как впечатлить и не обидеть слушателя?
  • Риторика: что это такое и для чего она нужна
  • Сила убедительности

Основы мастерства публичного выступления

Особенности ораторского искусства - лингвистические и психологические Ораторское искусство. Свойства ораторской речи. Аргументация в ораторском искусстве.
Аргументация как социальная деятельность. Язык и мышление. Следовательно, риторика – наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией.
Тема 15. Дискуссия. Дискуссионная речь Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности.
Аргументация Аргументация является неотъемлемой частью человеческой коммуникации.
Риторика: искусство убедительной коммуникации Искусство, Тесты, СУЗ, Риторика. ответы на вопр.

Из истории ораторского мастерства

Ораторское мастерство – это искусство публичных выступлений и влияния на слушателей. Ораторское мастерство – это искусство публичных выступлений и влияния на слушателей. Владение словом является составной частью общей культуры человека.

Аргументирующая речь: понятие, разновидности, композиция

Риторические приемы, такие как объяснение, примеры, иллюстрации и аналогии, помогают сделать сложные концепции и идеи более понятными и доступными для слушателей. Развлечение Риторика может также использоваться для развлечения аудитории. Хорошо построенная и интересная речь может вызвать улыбку, смех или заинтересованное внимание слушателей. Риторические приемы, такие как юмор, ирония и рассказы, могут сделать речь более привлекательной и запоминающейся. Цели и задачи риторики могут варьироваться в зависимости от контекста и целей коммуникации. Важно учитывать аудиторию, цели и контекст, чтобы выбрать наиболее эффективные риторические приемы и достичь поставленных целей. Основные элементы риторики Риторика включает в себя несколько основных элементов, которые помогают организовать и структурировать речь.

Вот некоторые из них: Вступление Вступление — это начало речи, которое предназначено для привлечения внимания аудитории и установления контакта с ней. Вступление может содержать приветствие, вводные слова, анекдоты или истории, которые помогут заинтересовать слушателей и подготовить их к основной части речи. Тезис Тезис — это основная идея или утверждение, которое будет развиваться в речи. Тезис должен быть ясным, конкретным и легко запоминающимся. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы вызвать интерес и внимание аудитории. Аргументы Аргументы — это факты, доказательства или примеры, которые подтверждают или подкрепляют тезис.

Аргументы должны быть логичными, убедительными и подкрепленными достоверными источниками. Они должны быть представлены в структурированной и последовательной форме, чтобы слушатели могли легко следовать за рассуждениями. Противоположные аргументы Противоположные аргументы — это аргументы, которые противоречат тезису или поддерживают противоположную точку зрения. Включение противоположных аргументов помогает укрепить убедительность речи и показать, что автор рассмотрел разные точки зрения и имеет обоснованные аргументы в пользу своей позиции. Заключение Заключение — это завершающая часть речи, которая подводит итоги и закрепляет основные идеи. Заключение может содержать краткое повторение тезиса и основных аргументов, а также призыв к действию или заключительные мысли.

Заключение должно быть запоминающимся и завершающим впечатление на аудиторию. Эти элементы риторики помогают организовать и структурировать речь, делая ее более понятной, убедительной и запоминающейся для аудитории. Техники риторики Техники риторики — это способы использования языка и риторических приемов для достижения определенных целей в коммуникации. Они помогают убедить аудиторию, вызвать эмоциональную реакцию и улучшить понимание и запоминаемость сообщения. Вот некоторые из основных техник риторики: Метафора Метафора — это использование слов или выражений в переносном смысле, чтобы создать образное представление или сравнение. Она помогает аудитории лучше понять и запомнить информацию, а также вызывает эмоциональную реакцию.

Риторический вопрос Риторический вопрос — это вопрос, на который не требуется ответа, но который задается для эффекта и усиления риторической силы высказывания. Он привлекает внимание аудитории и заставляет ее задуматься. Мы должны изменить. Мы должны прогрессировать. Любовь — это мотивация. Любовь — это изменение.

Она помогает выделить ключевые аспекты и убедить аудиторию в своей точке зрения.

Ораторское искусство долго было неотъемлемой частью классического образования. Но сейчас оно превратилось почти в привилегию.

Школы исключают риторику из программы или преподают ее бегло, считая несущественным предметом. Однако, как и тысячелетия назад, умение завладеть вниманием публики и убедить ее в своей правоте — неоценимый инструмент, которым должен владеть политик, ученый, предприниматель и любой, кто хочет добиться успеха. Основы ораторского искусства Умение связно и последовательно излагать свою мысль, доказывать свою точку зрения или рассказывать историю — это основа ораторского мастерства.

Оратор должен завладеть вниманием слушателей, заинтересовать их своей речью. И хотя риторика подразумевает умение импровизировать, публичное выступление требует тщательной подготовки. Чтобы произнести хорошую речь, ее нужно готовить не меньше 8 дней.

Для начала оратор должен знать о предмете повествования больше, чем он собирается рассказать публике. Возможно, вы профессионал и должны выступить с презентацией или докладом на хорошо известную тему, вам не нужно предварительно собирать факты. Все равно потребуется 8 дней, чтобы структурировать информацию, подготовить тезисы, написать черновик речи.

Черновик не стоит редактировать сразу, это неэффективно. Следует хотя бы ненадолго отвлечься, чтобы затем взглянуть на него свежим взглядом и отшлифовать речь. На этом этапе черновик обычно меняется до неузнаваемости.

Потом текст нужно прочесть вслух, желательно близкому человеку. В этот момент становятся очевидными недостатки, которые были незаметными, пока речь оставалась набором букв. Наконец, даже готовое выступление следует отрепетировать.

Это только первый шаг — научиться писать речи, которые будут хорошо звучать со сцены. Ораторское искусство требует умения красиво декламировать. Для этого оратор должен обладать хорошей дикцией, владеть собственным голосом и жестами, уметь держаться перед публикой, взаимодействовать с ней и вести дискуссии.

Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения и спорить — часть ораторского мастерства. Итак, будущему оратору придется овладеть собственным голосом и произношением: Научиться правильно дышать. Людей, которые никогда не сталкивались с вокалом или актерским мастерством, требование «правильно дышать» сбивает с толку: разве можно это делать неправильно?

Однако дыхание — физиологическая основа речи, и далеко не все от рождения дышат так, чтобы голос звучат сильно и выразительно. Выработать четкую артикуляцию, внятное произношение. Это своеобразная «вежливость» оратора: если вы говорите невнятно, слушателям будет тяжело вас понять.

Поставить голос: сам тембр, звучание человеческого голоса обладают большой силой.

Искусство речи является древнейшим из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло видную роль: Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского. С тех времен до наших дней дошло выражение «филиппики». Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, то под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя». Уже тогда практика демонстрировала широкий диапазон ораторских возможностей: от речи на благо ближним до самодовольно-артистической, неискренней болтовни софистов. С риторикой более-менее понятно? Чем от риторики отлично красноречие? Красноречие — это не теория!

Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. Ломоносов писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить». Но может ли говорить «красно» прокурор, поддерживающий обвинение в убийстве? Уместна ли красивая, образная речь при изложении результатов судебно-медицинской экспертизы? Сперанский определял красноречие как «дар потрясать души». Но как может потрясать души судебный оратор? Анатолий Фёдорович Кони различал понятия «красноречие» и «ораторское искусство». Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений», то есть как умение говорить образно, как природное дарование. Ораторское же искусство, по его убеждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно».

Ораторское искусство подразумевает искусство подбирать слова, грамотно — в зависимости от цели высказывания выстраивать предложение. Приглашение на торжественный вечер для военных гласило: «От всего сердца приглашаются офицеры со своими почтенными супругами, унтер-офицеры со своими супругами, рядовые со своими женами». Но какое различие в значении! Никто не скажет «лик преступника», никто не скажет и «физиономия Шиллера». Марк Твен однажды сказал: «Различие между правильным и почти правильным словом, как между молнией и светлячком». Вместо формулировки: «Над горами больше не дует ветер» Гете предпочел написать: «Горные вершины спят во тьме ночной». Ораторское искусство — искусство лаконично и доходчиво рассказать о понятии, явлении, событии. Например, что такое «железная дорога», знает каждый. Но определение, которое дал имперский суд в решении от 17 марта 1879 года, настолько своеобразно, что до сих пор сохраняется в учебниках: «Железной дорогой называют предприятие, занимающееся повторным перемещением людей и вещей на значительные расстояния по металлическим опорам, которые благодаря их консистенции, конструкции и гладкости делают возможной транспортировку тяжелейших масс при соответственном достижении относительно высокой скорости движения транспорта, и благодаря этой особенности, в соединении с используемыми длясоздания движения транспорта кроме этого естественными силами - паром, электричеством, механической силой или животной мускульной деятельностью, при наклоне плоскости пути, а также с помощью собственной тяжести транспортных емкостей и грузов и так далее - способны при эксплуатации предприятия оказать сравнительно могущественное действие, в зависимости от обстоятельств лишь целесообразно полезное или даже губящее человеческую жизнь и вредящее здоровью человека».

Железная дорога берет реванш следующим образом: «Имперский суд является организацией, которая должна идти навстречу общему пониманию, но иногда сама не во всем может избежать появления не столь уж малых, а значит относительно больших ошибок в построении предложений на наклонной плоскости канцелярского стиля, сделавшегося несносным из-за витиевато выражающихся особ, подбрасывающего определения, способные оказать действие, вредное для человеческого чувства языка». Итак, ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Но нужно помнить, что при всем техническом совершенстве любая настоящая речь требует этической предпосылки, - сознательной ответственности говорящего. Суть любой речи - в ее функциональном назначении: служить людям. В античные времена, а также в позднее время в риторической традиции существовал идеал vir-bonus добродетельного мужа , который требовал от оратора таких качеств, как порядочность, высокая нравственность, правдивость и добродетель. Существует также, известная в народе и относящаяся к необходимости определять необходимость, правдивость и полезность посыл доброты в высказывании притчу: Притча о трёх ситах … Один человек пришел к своему Наставнику и спросил: Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг? Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита. Три сита? Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это.

Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда? Да нет, я просто слышал… Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито —сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее? Нет, напротив… Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет никакой необходимости… Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это? Но и в античные времена ораторское искусство не считалось бесспорно порядочным. В «Горгии» Платона риторика ставится на одну ступень с искусством украшения или кулинарией, поскольку и то, и другое ловко используется для лести. Резкое осуждение риторики, особенно позднеантичной, находим у Гигона: «Триумф риторики заключается в том, чтобы плохие дела представить добрыми и явного преступника искусно задрапировать под невинного. Юридические соображения остаются при этом на заднем плане. Все иногда направлено с привлекающей циничностью на психологическое воздействие на слушателя. XIX век пережил шок, когда обнаружил до какой степени прав был Платон, утверждая, что ораторы заботятся не об истине, а главным образом только о воздействии на публику. Это справедливо даже для величайшего из них, например Демосфена, который свободно манипулировал фактами по своему усмотрению.

Многие критикуют искусство речи, но они видят только одну его сторону - негативную и потому не правы. Недоверие глубоко укоренилось у Канта: «Речь — коварное искусство, которым люди в важных делах пользуются как стенобитной машиной, умело придвигая к мнению и которое - если подумать о нем спокойно и предметно - должно потерять всю свою важность... Бедняки, слушающие народного витию, думают, что это голос Космоса. Но это всего лишь мундштук Хаоса». Подобно Карлейлю, проводит сравнение его соотечественник Редьярд Киплинг: «Слова действительно являются сильнейшим из наркотиков, применяемых человечеством». Подобные высказывания станут понятны и нам, если рассмотрим в недавнем прошлом, например, фашистский национал-социализм, идеология которого распространялась в народе демагогическим способом, прежде всего Гитлером и Геббельсом. Подкрепляя своеобразным национал-фашистским воодушевлением свою манеру говорить нараспев, Геббельс воздействовал еще более изощренно и рафинированно, чем сам Гитлер. Гейбер, например, выразил это следующим образом: «Геббельс технически наиболее совершенный оратор из употреблявших немецкий язык. Едва ли можно представить...

Ему удавалось, например, в кругу друзей убедительно защитить четыре различных мнения об одном и том же деле. При этом он оперировал странной смесью холодного интеллекта, полуправды, фантазии, софистических фальсификаций и эмоциональных обращений. Стиль его речи, при всей резкости и выразительности,был понятен любому. Во время выступления Геббельс постоянно осуществлял холодный контроль и зорко наблюдал за слушателями, точно выражая их неясные ощущения. Его эффекты и остроты были тщательно спланированы, заранее зафиксированы за письменным столом в ходе работы, напоминающей масштабы генерального штаба». Так это было, например, с его пресловуто знаменитой речью во Дворце спорта в феврале 1943г. Апресян, один из исследователей ораторского искусства, подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что ещё античные философы Платон и Аристотель рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Что же позволяет рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?

Влияние и убеждение Вы научитесь структурированно излагать информацию, правильно формировать свои мысли и создавать грамотную аргументацию, подбирать доводы и яркие примеры. Выступления и презентации На тренинге вы сможете выступить публично более 20 раз, которые будут записаны на видео, благодаря чему, вы сможете быстрее осознать свои зоны роста. Ленина Высшее Психологическое Образование: "Практическая психология. Джудит Делозье сооснователь НЛП. Два раза в неделю по рабочим дням по расписанию 4 воскресенья по 6 часов Занятие 1. Основы публичных выступлений и красноречия. Основы ораторского мастерства.

Искусство построения и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию; Ключевые секреты ораторского искусства. Мета-сообщение; Приемы установления контакта с аудиторией. Вербальные словесные и невербальные мимика, жесты приёмы установления контакта. Взаимопонимание между выступающим и слушателями; Создание высокой энергетики перед выступлением; Освоение структуры четкого изложения информации; Практика делового общения и нетворкинга; Практика публичных выступлений и съемка на камеру. Занятие 2. Техника речи, технология стрессоустойчивости. Техника речи.

Избавление от слов и звуков паразитов.

Аргументирующая речь: понятие, разновидности, композиция

Богословные — связаны с проповедями в церквях разных конфессий. Помимо данной классификации, можно выделить выступления по телевидению и радио, рекламу и прочие сферы жизни, в которых успешно применяется ораторское искусство. Если говорить кратко, в основы ораторского искусства вкладывают: Высокую коммуникацию, способность выступать публично, доносить информацию и слушать других людей. Способность уважительно и объективно относится к словам своего партнера. Умение найти контакт с любым человеком, выяснить, что вам связывает и какие у вас есть общие интересы, после чего можно построить действенное взаимодействие. К основным понятиям теории ораторского искусства относят этос, логос и пафос. Под этосом подразумевается этническая часть образа диктора, которая играет небольшую роль в наше время.

Правила поведения, моральные нормы и ценности определяют его отношение к слушателям и целям своей работы. Нравственные и этические требования оратора по отношению к слушателям считаются основополагающими в любом выступлении. Понятие логос описывает использование таких словесных средств и речевых оборотов, которые достигнут разума аудитории. То есть, оно включает доскональное знание своего предмета, владение искусством аргументации и логика высказывания. Третья категория, пафос, включает эмоциональную сторону — насколько человек может эмоционально воздействовать на аудиторию, выражать неравнодушие к своему предмету. Выразительность своему выступлению можно придать за счет интонаций — пауз, разного тембра, изменения темпа речи.

Таким образом, основные понятия ораторского искусства объединяют качества, которые определяют хорошего оратора. Психологические основы ораторской речи кратко можно описать так: Способность произвести хорошее впечатление на партнера или аудиторию. Выразить свои мысли или идеи таким образом, чтобы заинтересовать другого человека. Способность адаптировать свою речь и тему доклада общения , чтобы слушатель все понял. Создание комфортных условий для общения. Способность объективно оценить слушателя.

Для удобства сразу назовем все четыре уровня: 1. Общие принципы любого диалога. Общие принципы полемики. Принципы ведения стратегии полемики определенного типа. Тактика полемики, характерная для каждого из типов.

Сейчас, в наше бурное, конфликтное время без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации, спора человеку просто невозможно выстоять, выжить в этом мире. В последние годы стало очевидно, что каждый, кто стремится не только выжить, но и преуспеть в этом мире, должен и в теории, и на практике постичь такую нелегкую, но нужную науку - конфликтологию. С точки зрения теоретического знания конфликтология как наука находится лишь в самом начале своего развития. Конфликтология как зарождающаяся наука прежде всего опирается на синтез социально-психолого-педагогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения, с тем чтобы лица, в них участвующие, имели наименьшие потери и для себя и для окружающих. Мы рассмотрели явление, чаще всего сопутствующее конфликтной ситуации - спор.

Спор, его цели и подходы Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что «выяснение» отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное - не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию. Многие ли руководители задумывались, например, над тем, почему не все подчиненные позволяют себе спорить, отстаивать свою точку зрения?

На словах почти все руководители высказывают желание, чтобы их подчиненные в процессе деловой межличностной коммуникации проявляли большую активность и инициативу в отстаивании своей точки зрения, но далеко не все действительно хотят этого. Можно выделить некоторые причины, в следствие которых подчиненные крайне неохотно вступают в спор с руководителями: Чувство собственной безопасности. Подчиненные «боятся за собственную шею». Они нередко, в ходе наблюдений за развитием событий, приходят к выводам, что люди, всегда соглашающиеся с начальством, как правило, быстрее продвигаются вверх по служебной лестнице, чем те, кто высказывает собственное, пусть даже очень умное и дельное мнение. Они также хорошо понимают, что их будущее в основном зависит от их непосредственного руководителя, и поэтому им нет смыла не согласиться с ним.

Статус различий. Различия в занимаемом руководителем и подчиненным положении часто препятствует установлению успешных деловых и межличностных отношений, особенно если такой руководитель постоянно подчеркивает свое «верхнее» положение и не допускает никакого межличностного сближения с подчиненным. Прошлый опыт. Имея «богатый» прошлый опыт попыток ведения споров с руководителями, подчиненные начинают испытывать чувство бесполезности хоть какой-то борьбы за собственное мнение и уверенность в том, что любое несогласие с начальством может привести лишь к появлению антагонизма с его стороны и пустой трате времени со стороны подчиненного. Манера руководителя принимать решения.

Если среди подчиненных сформировалось мнение, что кто бы и что бы руководителю не говорил, он все равно останется при своем мнении, вряд ли кто-то рискнет спорить с таким руководителем. Репутация руководителя. Редко, но все же бывает, когда руководитель имеет репутацию человека злопамятного, мстительного, человека, который никогда ничего не забывает и не прощает. В ситуации такого рода весьма сомнительно, чтобы кто-то из подчиненных рискнул поспорить с таким руководителем. Поскольку искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все более важное значение, то есть все основания для того, чтобы разобраться в его сущности, сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия» и «полемика».

Слово «диспут» происходит от латинского disputo - рассуждаю. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем. Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio - рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов.

Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, проблемы, который вклинивается в контекст, например, семинарского занятия. Слово «полемика» происходит от греческого polemikos, что означает «враждебный», «воинствующий». Нетрудно понять, что для полемики также характерна процедура спора, но спора, приводящего к конфронтации и борьбе принципиально противоположных мнений и подходов в решении определенных проблем. Известно, что дискуссии и диспуты чаще всего ведут к мирному исходу событий, к коллективному поиску истины. Цель же полемического спора - одержать победу над противником во что бы то ни стало.

Однако следует заметить, что и в диспуте, и в дискуссии, и в полемике, хотя и с разной степенью активности и конфронтации, возникает и разворачивается спор его участников. Спор выступает как бы характеристикой процесса обсуждения проблемы или вопроса двумя противоборствующим сторонами. Заметим также, что слова «спор» и «дискуссия» часто используются, как слова-синонимы как, например, в словаре Ожегова. Практика показывает, что дискуссия может вестись с различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор.

В любом случае для ведения дискуссии, как минимум, необходимо иметь две различных точки зрения, два различных подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Хотя реально их, как правило, бывает значительно больше. По существу каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы. Если говорить о споре, то он может быть определен как обсуждение в форме исследования проблемы с целью установления истины. Андреев предлагает в качестве рабочего определения понятия «спор» следующее: СПОР - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя отстаивая и опровергая оппонируя мнение собеседника противника , претендует на монопольное установление истины.

В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении. Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора: Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора. Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу. Софистический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим. Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение. Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели. Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам. Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора: обсудить все возможные варианты решения проблемы; выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу; привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц; опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи; привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству; оценить возможных единомышленников и противников. Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора: расколоть участников спора на две непримиримые группы; завести решение проблемы в тупик; опорочить идею и ее авторов; превратить дискуссию в схоластический спор; используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути; разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию. Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях.

Удавшимся можно считать то выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Слушатели должны хорошо представлять, как поступать дальше. И еще одно. Любое выступление, даже критическое, должно заканчиваться на оптимистичной ноте. Будучи ленивыми слушателями по большей части, с короткой памятью, мы всегда благодарны оратору за краткое повторение, сделанное в любой форме. В этом случае слушатели запоминают больше самого оратора, нежели выражаемые им идеи. Концовку можно несколько расширить, похвалив аудиторию, ее уровень, заданные ею интересные вопросы, то есть выразив ей комплимент. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Мне было очень приятно выступать в вашей заинтересованной и доброжелательной аудитории. Как не надо заканчивать выступление? Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Концовка должна быть очевидной для слушателя без каких-либо специальных вводных фраз. Заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления, или благодарностью за внимание. Самомаркетинг… Ответы к упражнениям приведены в Приложении. Упражнение За что я люблю свой город? Выберите один или несколько приемов захвата внимания и придумайте начало к выбранной Вами теме своего выступления. Обращение к событию, времени, месту. Возбуждение любопытства. Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям. Демонстрация какого-либо предмета. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни. Цитирование, упоминание мнения знаменитости. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Риторический вопрос. Прочитайте концовки выступления. Какие из них правильные, а какие — нет? До свидания.

Здесь важно подчеркнуть следующие характеристики оратора: искренность оратора; внимание оратора к интересам своих слушателей; полезность комплиментов в адрес слушателей; необходимость разговорного тона; манере оратора одеваться, жестикулировать, шутить и т. Литература об ораторском искусстве Авторство знаменитых трактатов об ораторском искусстве принадлежит Цицерону. В своих трех трактатах философ описал качества оратора и что ему следует говорить, в частности, уделить внимание социальным проблемам и проблемам истины, справедливости. Это своеобразные замечания об аудитории, о том, как должна строиться убедительная речь и т. Именно Цицерон в своих трудах по вопросам красноречия сформулировал три задачи, которые должен ставить перед собой и решать в ходе выступления настоящий оратор: доказать и продемонстрировать истинность всех приводимых им фактов; доставить каждому слушателю эстетическое удовольствие от самой произнесенной речи; воздействовать на их волю, при этом побуждая к активным действиям. Интерес к публичным выступлениям, а также возникшая острая необходимость в таких выступлениях способствовали тому, что начинает создаваться теория ораторского искусства, нашедшего яркое выражение в риторике философа Аристотеля. В эпоху Средневековья риторика в Европе, как и большинство других сложившихся к этому времени наук, существовала в определенной зависимости от богословия. В области ораторского искусства основным видом стало духовное красноречие. Эпоха Возрождения сформировала новые ориентиры в развитии риторики — обязательное приближение текста каждого публичного выступления к литературному произведению. С этого времени ораторское искусство начинает обретать черты художественности, образности и выразительности. В 20 веке возникла теория аргументации и множество работ, которые были посвящены влиянию речи на убеждение людей, правилам публичного выступления.

Мы в социальных сетях

  • Убеждающее выступление: аргументация
  • Риторика: искусство убедительной коммуникации
  • Ораторское искусство — Википедия
  • Предмет и функции ораторского искусства - Ораторское искусство (Гуманитарные дисциплины)
  • Курсы ораторского искусства
  • Курсы ораторского искусства

Искусство убеждения и аргументации

Знания образуют фундамент публичной речи. Оратор обязан хорошо знать предмет своей речи, разбираться во всех тонкостях рассматриваемой проблемы. Однако для того, чтобы быть хорошим оратором, одних профессиональных знаний недостаточно. Ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека.

Оратор должен быть высокоэрудированным человеком, то есть начитанным, осведомленным в области литературы и искусства, науки и техники, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в своей стране и за рубежом и т. Успешная ораторская деятельность невозможна без специальных навыков и умений. По мнению специалистов, оратор должен владеть такими навыками, как: отбор литературы, изучение литературы, составление плана выступления, написание текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени.

Навык отбора литературы традиционно был связан с умением пользоваться каталогами алфавитным, систематическим, предметным. Сегодня в связи с широким распространением компьютера появились большие возможности использования для отбора литературы всемирной информационной системы Интернет. Навыки изучения литературы складываются из умения определить из отобранной литературы те источники, которые подлежат наиболее внимательному изучению, сделать нужные выписки конспект , осмыслить и систематизировать изученный материал.

Навык составления плана выступления предполагает умение его структурирования, композиционного расчленения. План — это взаимное расположение частей, краткая программа выступления. Навык написания текста формируется в результате систематического труда по составлению письменного текста своих выступлений.

Работа над письменным текстом активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над письменным текстом, оратор имеет возможность подобрать наиболее удачные слова и выражения, исключить речевые ошибки. К письменному тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму.

Навык самообладания перед аудиторией сводится к умению преодолевать стартовое волнение, «взять себя в руки» в начале выступления, не поддаваться на провокации и не терять контроля над самим собой, если кто-то в аудитории путем провокационных вопросов, реплик попытается вывести оратора из эмоционального равновесия с целью срыва выступления. Развитию этого навыка способствует регулярная практика публичных выступлений, а также психологические тренинги, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе. Навык ориентации во времени ми рамками выступления.

Если время выступления не установлено, то оратор должен по реакции аудитории уметь определить, готова ли аудитория слушать дальше или она устала и пора заканчивать выступление. Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков, которые позволяют ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Это, например, умение самостоятельно составить план выступления, подготовить выступление.

Так как текст, подготовленный другими людьми, даже лучшими, чем оратор, специалистами в этой области знания, остается чужим. Чтобы текст хорошо звучал, чтобы он оказывал эффективное воздействие на аудиторию, он должен быть «своим», лично выстраданным, пропущенным через твои разум и чувства. Другой важной характеристикой оратора является умение доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей.

Это умение определяется тем, как оратор знает предмет речи и в какой степени он владеет речевой культурой. Оратор не должен избегать отвечать на неприятные для него вопросы. Ответы на вопросы должны быть точными и краткими, но достаточно аргументированными.

Следует также заботиться о корректной форме ответа на вопросы, ответ не должен оскорблять чувства автора вопроса. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, — это умение устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность.

В практике бывают удачные импровизации ораторских выступлений. Однако если существует возможность для подготовки, то ее следует обязательно использовать. Повседневная подготовка к выступлению включает следующие элементы.

Оратор должен быть в курсе происходящих событий, расширять свой общий кругозор и углублять свои знания в профессиональной деятельности. С этой целью рекомендуется делать выписки, составлять конспекты прорабатываемых источников, делать вырезки из газет и журналов, собирать пословицы и поговорки, накапливать статистический материал, сохранять вопросы, которые были заданы после очередного выступления. Как уже отмечалось выше, хорошее владение фактическим материалом является важной предпосылкой успеха ораторской речи.

Но этот материал надо уметь преподнести, донести до сознания слушателей. И здесь на первый план выходит искусство речи, мастерство владения словом. Человек, который по роду своей деятельности систематически выступает с публичными речами, должен постоянно обращать внимание на культуру речевого общения, всегда стремиться говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать свою мысль, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету.

Этому способствует активное участие в деловых беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, родственников, коллег, на семинарских и практических занятиях, в прениях и дискуссиях. Эффективность публичного выступления напрямую связана с владением оратором техникой речи. Основные элементы речевой техники: фонационное речевое дыхание, голос правильные навыки голосообразования и дикция степень отчетливости в произнесении слов, слогов, звуков.

Правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкая дикция, безупречное произношение позволяют оратору привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение и волю слушателей. Совершенствованию ораторского мастерства способствует и критический анализ как выступлений других ораторов, так и своих собственных. Слушая выступления других ораторов, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала: языковое оформление речи, ораторские приемы.

При этом следует определить для себя, что нравится, а что вызывает отрицательную реакцию, какие слова, речевые обороты, действия, приемы способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы использовать для управления аудиторией. Все эти знания содержатся в литературе по ораторскому искусству.

Каждое выступление по тематике, цели, характеру аудитории и т. Поэтому при подготовке к конкретному выступлению необходимо обратить внимание на следующие этапы. Проблема — это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей.

Тема — это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема: «Как улучшить благосостояние нашего народа? Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований: — тему необходимо формулировать четко и кратко, так как длинные формулировки, включающие незнакомые слова и выражения, могут вызывать отрицательное отношение к предстоящему выступлению; — выбранная формулировка должна отражать содержание выступления; — формулировка также должна привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.

Цель — это то, к чему стремится выступающий, какого результата он хочет достичь: поставить ли новую проблему, опровергнуть чужую точку зрения, настроить людей на определенную линию поведения и т. Так, в теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа? Содержание выступления, как уже отмечалось, играет важнейшую роль для его эффективности.

Поэтому оратор должен собрать интересный и полезный для аудитории материал. Откуда же оратор может почерпнуть его?

Практически все спикеры испытывают страх, новичков иногда он буквально парализует. И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора. Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным. Подготовка — это основа успеха Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки. Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал. Вот несколько этапов подготовки: Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы.

Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории. Как правило, организаторы запрашивают тезисы для размещения анонсов мероприятия, именно с них и нужно начать подготовку текста выступления. Сформируйте план своего доклада. Он может быть представлен в виде текста или, ментальной карты, позволяющей визуально представить наполнение доклада рис. Пример mind map выступления Продумайте, с помощью какой информации вы будете раскрывать каждую ключевую идею экспертные мнения, расчеты, прогнозы, факты, исследования и др. Соблюдайте классическую схему подачи материала: введение о чем выступление, чем определяется важность и актуальность выбранной темы, представление спикера , основная часть ключевые идеи, аргументы и факты и заключение подведение итогов, побуждение аудитории к действию и благодарность. Подготовьте презентационные материалы, если они необходимы. Презентация — это всегда «лицо» спикера, поэтому используйте качественные шаблоны или привлеките к подготовке дизайнера.

Постарайтесь избежать ключевой ошибки спикеров — на презентации должны быть иллюстративные материалы, а не текст выступления. Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия.

Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты. Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории. Правило 3. Заранее изучите место выступления Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т.

К перечню правил следует отнести: 1 умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий.

Предмет спора — это те положения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Определив предмет, участники спора должны точно указать, по каким именно пунктам они не согласны с данной мыслью; 2 умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Чтобы не потерять предмет спора, не дать увести себя в сторону от обсуждаемой проблемы, полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированным и компетентным; 3 умение четко определить свою позицию в споре. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание.

Мнения участников спора могут быть абсолютно различны, но их должна объединять цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и достичь истины; 4 правильное использование понятий. Необходимо выделить основные понятия, связанные с предметом спора, и термины, их обозначающие. Чтобы все участники полемики одинаково понимали употребляемые понятия, целесообразно в начале спора уточнить значение основных слов, исключить их многозначность в рамках дискуссии; 5 уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем; 6 умение сохранить выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что при попытке навязать оппоненту мнение, расхожее с его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое.

Поэтому иногда полезно согласиться с противником, и прежде, чем сказать «нет», произнести «да»; 7 умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия. Здесь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения. Влияние оказывает также и фактор наблюдения со стороны. Полемисту небезразлично, кто станет свидетелем его победы или поражения; 8 умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента. В этой ситуации полемист должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы.

Кроме того, необходимо учитывать, что доводы должны воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства. Важно подобрать единственно верные слова, которые окажут воздействие на слушателей именно в данной обстановке. Полемические приемы. Для подтверждения своей точки зрения и опровержения мнения оппонента участники спора используют различные полемические приемы. В частности, одним из приемов является прием бумеранга.

В переводе с английского «бумеранг» означает метательное орудие, при искусном броске возвращающееся к тому месту, откуда было пущено. Полемический прием заключается в том, что тезис или аргумент обращается против тех, кто их высказал. Разновидностью такого «возвратного удара» является «подхват реплики». При обсуждении спорных вопросов полемисты нередко бросают различного рода реплики. В данной ситуации будет полезно умение применить реплику на пользу собственной аргументации, для разоблачения взглядов оппонента и оказания психического воздействия на присутствующих.

Распространенным приемом опровержения является «сведение к абсурду». Его суть сводится к следующему: показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности. Многие риторы применяют такие средства, как. Юмор — это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Сарказм — язвительная насмешка, злая ирония. Шутливое, ироническое замечание может смутить оппонента в споре, поставить его в затруднительное положение, а иногда разрушить и тщательно построенное доказательство. В некоторых случаях юмор бывает неуместен. Например, в судебных спорах. В данной ситуации могут оказаться полезными ирония и сарказм, направленные на разрушение представленного доказательства, на создание образного представления о преступлении, на воздействие на присяжных и судей.

В полемике часто используют и такой прием, как «довод к человеку». Здесь вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего. Это оказывает сильное психологическое воздействие. Как самостоятельное доказательство он считается логической ошибкой, состоящей в подмене самого тезиса ссылками на личные качества того, кто его выдвинул. Разновидностью данного приема является «апелляция к публике», цель которой — повлиять на чувства слушателей, их мнения, интересы, склонить аудиторию на сторону говорящего.

Полезным может выступить прием «атаки вопросами». Он состоит в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом оппоненту, заставляя его все время отвечать на вопросы. Целью в этом случае становится сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться. Это создает наиболее благоприятную почву для выступающего в споре. Уловки в споре.

Позволительные и непозволительные уловки. Уловка в споре — всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя и затруднить его для противника. Большое внимание описанию уловок в споре уделяется в работе С. Поварнина «Спор. О теории и практике спора».

Автор делит уловки на позволительные и непозволительные, анализирует психологические уловки, рассматривает различные виды софизмов. Одной из наиболее часто встречающихся уловок является — «оттянуть возражение». Если противник привел довод, на который трудно сразу найти достойный ответ, то некоторые полемисты ставят вопросы в связи с приведенным доводом, как бы для выяснения его; начинают ответ издали, с чего-нибудь, не имеющего прямого отношения к данному вопросу; начинают опровергать второстепенные аргументы, а затем, собрав силы, разбивают главные доводы противника и т. Может сложиться и другая ситуация: в процессе обсуждения спорной проблемы один из полемистов замечает, что совершил ошибку. Открыто признать ошибку по различного рода соображениям полемист не желает и прибегает к речевым оборотам, позволяющим смягчить и исправить ситуацию: «Я не то хотел сказать»; «Эти слова неправильно выражают мою мысль»; «Позвольте мне уточнить свою позицию» и др.

Все эти приемы считаются позволительными. Они вполне допустимы в публичном споре. Их использование не мешает выяснению истины, не компрометирует оппонента. Однако следует иметь в виду, что недобросовестные полемисты в спорах часто прибегают к различным нечестным средствам. Грубейшими непозволительными уловками С.

Поварнин считает неправильный выход из спора, срывание спора, «довод к городовому», «палочные доводы». Выход из спора — это уловка участника, который чувствует, что спор складывается не в его пользу, что у него нет достаточных аргументов. Поэтому он старается «улизнуть из спора». Срывание спора обструкция. Порой противник бывает заинтересован в том, чтобы сорвать спор, так как он ему не по силам.

В таких случаях прибегают к грубым механическим уловкам: перебивают противника, не дают ему говорить, явно показывают нежелание слушать оппонента — зажимают уши, напевают, насвистывают, смеются, топают ногами и т. Посредством того, что тезис оппонента объявляется опасным для государства или общества, противнику, по сути, «зажимают рот». Спор прекращается, победа на стороне применившего уловку. Приводят такой довод, который оппонент должен принять из боязни чего-нибудь неприятного, часто опасного, или на который он не может ответить по той же причине, и должен либо молчать, либо придумывать какие-нибудь «обходные пути». Психологические уловки.

Психологические уловки разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании особенностей психологии людей, слабостей человеческой натуры. В них проявляется грубое, неуважительное отношение к оппоненту. В частности к ним относят: 1 выведение противника из равновесия. Полемист использует грубые выходки, оскорбления, явно несправедливые, издевательские обвинения и т. Если противник «вскипел» — дело выиграно, потому что он потерял шанс на успех в споре; 2 ставка на ложный стыд.

Психологически люди часто хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, боятся «уронить себя» в глазах окружающих. Вот на этом-то желании выглядеть чуть лучше и играют некоторые опытные полемисты. Например, приводя недоказанный или даже ложный вывод, противник сопровождает его фразами: «Неужели вы до сих пор не знаете? Так он делает ставку на ложный стыд. Если человек не признается, что это ему неизвестно, он «на крючке» у противника и вынужден соглашаться с его аргументами; 3 «подмазывание аргумента» — это тоже уловка, основанная на самолюбии.

Слабый довод, который может быть легко опротестован, сопровождается комплиментом противнику. Например: «Вы как человек умный не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы... Иногда противнику тонко дают понять, что к нему лично относятся с особым уважением, высоко ценят его ум, признают его достоинства; 4 внушение. Человек, говорящий с апломбом, внушительным голосом, психологически давит на присутствующих. В подобной ситуации требуется внутренняя собранность, выдержка, деловой тон, умение перевести разговор от общих фраз к рассмотрению существа дела; 5 кроме соответствующего тона, есть много и других разнообразных уловок, рассчитанных на внушение и психологическое воздействие на участников спора.

Это и насмешка, и стремление оборвать противника, вызвать недоверие к его словам, резко отрицательная оценка высказанных суждений, обидная реплика и т. Однако человек, старший по возрасту, имеющий высшее образование, занимающий определенную должность, далеко не всегда бывает прав; 7 «двойная бухгалтерия» — это уловка, основанная на склонности людей к двойственности оценок. В споре один и тот же довод может быть верным, когда он нас устраивает, и ошибочным, если не устраивает. Когда мы опровергаем кого-нибудь с помощью данного довода — он истинный, а когда нас им опровергают — он ложный. Логические уловки.

Логические уловки иначе называют софизмами. Это намеренные ошибки в доказательстве. Следует помнить, что софизм и ошибка различаются только тем, что софизм — намерен, а ошибка — не намеренна. Поэтому сколько есть логических ошибок, столько и софизмов. Увод разговора в сторону.

Бывают ситуации, когда участники обсуждения спорной проблемы затрудняются подобрать необходимые аргументы. Чтобы уйти от поражения, сделать его не столь заметным, они всячески уводят разговор в сторону, отвлекают внимание оппонентов второстепенными вопросами, рассказами на отвлеченные темы. Их поведение напоминает действия героев рассказа А. Чехова «Накануне поста», в котором описывается такая сцена. Степа, гимназист второго класса, сидит над книгой и плачет.

У него опять что-то не получается с математикой, он не понимает, как делится дробь на дробь. Его мать, Пелагея Ивановна, будит мужа и велит ему позаниматься с сыном. Павел Васильевич поднимается и идет к Степе. Однако вместо помощи по математике Павел Васильевич пускается в воспоминания. Он рассказывает о своем учителе математики Сигизмунде Урбановиче, из поляков, который, бывало, каждый урок путался и начинал плакать.

Говорит о великодушии своего товарища Мамахина, крупного гимназиста, в сажень ростом, которого даже учителя боялись. Дело заканчивается тем, что отец с сыном, услышав зов Пелагеи Ивановны, бросают арифметику и удаляются пить чай. Очевидно, что Павел Васильевич начинает философствовать только потому, что не может решить простой задачи. Но в споре этой уловкой часто пользуются совершенно сознательно. Перевод спора на противоречия между словом и делом.

Уйти от предмета обсуждения, оставить в стороне выдвинутый тезис можно и с помощью такой уловки — перевести спор на противоречия между словом и делом, взглядами противника и его поступками, образом жизни. Показав несоответствие выдвинутого тезиса действиям оппонента, ставят противника в неловкое положение, сводят фактически спор на нет. Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда. Здесь вместо доказательства истины того или иного положения выясняется, имеет ли оно пользу для оппонента или нет. Если человек чувствует, что данное предложение ему выгодно, хотя и имеет вредные последствия для других, он скорее с ним соглашается.

Недобросовестные спорщики пользуются этим, начинают давить на противника, подчеркивая преимущества своей позиции для оппонента. Такие доводы называют нередко «карманными», т. Смещение времени действия. Иногда спорщики в процессе рассуждения смещают время действия, подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего, тем, что произойдет в будущем. Уловки, связанные с недобросовестным использованием вопросов и ответов.

Нередко полемисты прибегают к уловкам, связанным с недобросовестным использованием вопросов , и ответов. К ним относится, например, «ошибка многих вопросов». Оппоненту сразу задают несколько различных вопросов под видом одного и требуют немедленного ответа «да» или «нет». Но дело в том, чтозаключенные в заданном вопросе подвопросы бывают прямо противоположны друг другу. Отвечающий, может не заметить этого, и дать ответ только на один из вопросов.

Полемист пользуется этим, произвольно применяет ответ к другому вопросу и запутывает оппонента. Этой уловкой пользовались еще в античном мире. Порой полемисты по разным причинам стараются уклониться от поставленных вопросов.

Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием обстоятельно и глубоко разобраться в обсуждаемых вопросах. Синонимы слова «спор» - слова «диспут», «полемика», «дебаты»…. Главным элементом спора является тезис или тема, которые доказываются его участниками. Тезис — это утверждение, представляющее собой вербальную формулировку основной доказываемой идеи. Спор ведется так: один из участников спора высказывает тезис, другой участник находит в нем уязвимые места, указывает на них и выдвигает положение, представляющееся ему истинным. Спор предполагает участие как минимум двух человек.

Спор развивается на 2-х уровнях: на уровне спора за истинность мысли и на уровне спора о доказательствах. Спор может быть сосредоточенный и бесформенный. Сосредоточенный — это когда спор идет вокруг одной мысли. В споре нужно помнить о тактике и стратегии. К числу важных приемов относятся: корректность, спокойствие, рассудительность, внимательность и доброжелательность, открытость для доводов другой стороны. Кроме тезиса, неотъемлемая часть спора — аргументация. Аргументы — это известные положения, с помощью которых достигается обоснованность мысли. Чтобы аргументация была убедительной необходимо: формулировать тезис точно, указать для какой цели осуществляется аргументация данного тезиса, исключить из тезиса неявные условия. Также существуют различные полемические приемы, помогающие в споре: применение юмора, иронии, сарказма, сведение к абсурду, прием бумеранга тезис обращается против того, кто его высказал.

Исключительное право сохранено за автором текста. Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав.

Тренинг публичных выступлений и ораторского мастерства - «Ораторский спецназ»

Аргументация в ораторском искусстве. Основные части речи (начало, середина, окончание речи), их функции, содержательные особенности. Ораторское искусство – это прежде всего искусство владения словом, словесное мастерство. что означает определение ораторское искусство?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий