Форма и композиция выступления

Ораторская речь обращена к многочисленной аудитории, она готовится и продумывается заранее и предполагает специальное воздействие на слушателей. Публичная речь неоднородна по форме и содержит в себе черты тех стилей, к которым наиболее тяготеет. Гармония мысли и слова — закон публичного выступления. Работа над его формой, и прежде всего над языком, должна стремиться к приданию выступлению возможно большей ясности, образности, доходчивости. Форма выступления — начало подвижное и активное. Диспозция. Сущность этапа Композиция речи Содержание и функции введения. Рекомендации по исполнению Содержание и функции основной части Содержание и функции заключения Общие рекомендации по построению выступления: Типы композиции.

Методика публичного выступления

Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит. Как правильно составить композицию. Правила составления композиции. Почему важно соблюдать композицию выступления. Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего. Любая речь должна быть произнесена. На этом занятии мы разберем основные этапы подготовки выступления, а так же правила успешного выступления. Сначала рассмотрим, что такое публичное выступление. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой. Особенности публичного выступления Публичное выступление и его особенности. Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения. Композиция публичного выступления: Композиция (=построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение.

Мастерство публичной речи (основы оратории)

Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления Установленный нами порядок анализа логоса речи предполагает частичное освещение последующего пункта всеми предыдущими, так что при органичном разборе последние пункты (как правило, композиция и стиль) могут оказаться уже исчерпанными анализом содержания.
Композиция публичного выступления - основные принципы Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения.

Лекция 7. Публичное выступление

Композиция публичного выступления. «Порядок мыслей: взаимное отношение к себе и подчинение их целому» (М. М. Сперанский). ДИСПОЗИЦИЯ (композиция речи). Всякая речь должна быть составлена словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и с ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому. Основные этапы разработки публичной речи: выбор темы, цель речи; поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления.

Повествование и композиция: как организовать свою речь, чтобы заинтересовать слушателей

Ломоносов и Н. Время показало, что наиболее приемлемым является трехчастное построение речи, оно создает ощущение целостности изложения. Однако ораторскую речь не следует рассматривать как искусственное сцепление этих частей. Публичная речь — это единое целое. И все же каждая композиционная часть обладает вполне определенными, только ей присущими функциями, которые могут варьироваться в зависимости от вида речи. В основе композиции всегда должен быть план выступления. Значимость плана в ораторской речи подчеркивают сравнения, используемые современными и античными ораторами: Как без чертежа нельзя построить хороший дом, так без плана нельзя произнести яркую речь; Как опытный капитан не позволит себе выйти в море без компаса и карты, так и хороший оратор не выйдет на трибуну без предварительно разработанного плана. Оратор, не продумавший плана, теряет «ось, стержень» своего выступления, не укладывается в отведенное для него время.

Планы бывают различными по цели и назначению.

Обычно страх иррационален, и все, что необходимо сделать — это осознать это и попытаться его визуализировать. Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, — это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает. Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов — боязнь незнакомой аудитории все эти люди будут меня слушать? Известный писатель Элизабет Гилберт поделилась однажды приемом, который ее часто выручает: «Самое главное — обращаться к человеку, а не к демографической группе «Мое выступление обращено к компьютерщикам в возрасте от 22 до 38 лет» , потому что группа — это не человек. Если вы говорите с группой, то не сможете обратиться к человеку». Если найти в зале знакомые или просто симпатичные лица и обращаться к ним, то уверенности во время выступления станет больше.

Исследование, проведенное под руководством профессора психологии Стэнфордского университета Стивена Косслина, выявило интересную закономерность: проблемы, связанные с волнением выступающего невнятная речь, использование междометий «э», «ммм» и так далее не входят в рейтинг тридцати причин, раздражающих аудиторию. Среди них: «главная мысль полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли» и другие. Получается, что если речь содержательная и актуальная, то легкое волнение спикера не испортит общего впечатления. Дыхание — следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает. В состоянии стресса нужно дышать иначе.

Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание. Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно.

Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других. Играть темпом речи Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов». Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться. Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы.

В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так. Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции. Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними?

С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает.

Вывод или призыв должен быть обязательно сформулирован словами. Изложенные принципы построения публичного выступления должны быть реализованы в структуре, композиции выступления. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Во вступлении различают зачин цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание и завязку цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса. Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса. Заключение может включать напоминание цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме , обобщение цель — сформулировать словами обобщающий вывод и призыв цель — мобилизовать слушателей на некоторую реакцию.

Важнейшим условием, которому должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: структура логика выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей. Для того чтобы достичь этого, структурные части выступления необходимо обозначать особыми словами либо технически паузами, снижением тона. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с... Аналогично могут использоваться: во-первых... Исследования показали, что числительные как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо, и рекомендуется ими пользоваться. Отметим, однако, что больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. То же относится и к микротемам — оптимальное их количество три. В каком месте выступления ее давать? В конце XIX века Герман Эббингауз установил закон края: лучше запоминается информация в начале и конце.

С учетом этого можно применять рамочную конструкцию построения выступления: Цель нашей лекции...

Причем любой человек, вступая в состояние спора, на подсознательном уровне понимает, что нужно научиться признавать и ценить мнения других людей. Ведь человек ценит другого человека, как собеседника именно тогда, когда его восприятие окружающего мира в различных аспектах отличается от твоего восприятия. Спор — это всегда столкновение различных мнений, позиций, точек зрения. В ходе спора стороны приводят аргументы в поддержку их собственных мнений и критикуют, по их мнению, несовместимые с их собственными представлениями противоположенной стороны.

Для того чтобы возник спор, необходимо, чтобы точка зрения, высказанная одним из участников диалога, подверглась сомнению, то есть не была принята как нечто само собой разумеющееся. При этом для спора даже не нужно, чтобы были высказаны прямо противоположные точки зрения. По моему мнению, спор для человека имеет как положительное влияние, так и отрицательное. Спор, безусловно, положителен в тех случаях, когда в результате обе стороны, выносят для себя определенную истину, и при этом как бы сближаются во взглядах. Один из важнейших положительных качеств спора состоит в том, что после столкновения позиций и их прояснения обе стороны становятся богаче, каждая из них приобретает новую информацию, новые идеи и предложения.

Спор помогает составить мнение о собеседнике, разобраться в человеке, понять ход его мыслей, а так же решить нужно дальше продолжать общение или не стоит. Никоим образом! Между ними лежит проблема…» Иоганн Гете Спор может быть опасен, если на определенном этапе он перерастает в конфликт. Столкновение точек зрения, приводящее к спору, нередко воспринимается как наличие определенного кризиса в отношениях сторон в таком диалоге. В различных ситуациях человек в силу своего эгоизма, слабости признаться в своей не правоте умышленно или непроизвольно превращает спор в банальную ссору, при которой в общении между людьми наступает кризис.

Уместно вспомнить, что древнегреческое слово «кризис» означает «рассмотрение». Разрешить его — значит обсудить ситуацию, проанализировать ее и достичь компромисса, договориться о взаимоприемлемых решениях.

Структура публичного выступления

Рассказываем, как подготовить речь к публичному выступлению с учетом обстановки: на работе, в кругу единомышленников или в суде. Правильная структура короткой речи. Примеры публичных выступлений известных личностей. План – основа композиции. Назначение планов и их виды. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. План – это модель проектируемого выступления. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. 1. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык – это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи и выводов по содержанию.

Составные элементы композиции

Ответы на вопросы аудитории Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы нужно стимулировать и провоцировать. Отвечать надо на все вопросы, одинаково уважительно всем, излагать свой ответ кратко. Вопрос-капкан — вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос — ирония. Контрвопрос - это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Концентрация и удержание внимания Важно учитывать невербальные, то есть лексические факторы, и вербальные, связанные с голосом, мимикой, манерой говорить. Оратор обязан знать основные риторические аспекты выступления. Грамотно это может сделать только человек, способный уловить настроение людей, их ожидания. Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей.

Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории. Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно. Во избежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил. Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Экспериментируйте с голосом. Хорошо работает метод волнообразной речи, суть которой заключается в повышении и понижении интонации. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной - люди отвлекаются. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов.

А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.. Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории. Известно, что обращение к аудитории создает более доверительный контекст взаимного контакта выступающего и слушателей. Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать.

Не считайте аудиторию глупее вас. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. Итак, для того, чтобы поддерживать внимание аудитории на выступлении, оратор должен: говорить выразительно; периодически делать паузы; внимательно следить за реакцией слушателей на его информацию; быть, конечно же, кратким и лаконичным. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите общие требования к публичному выступлению.

Охарактеризуйте риторические позиции оратора в ходе выступления. Приемы ораторского искусства Речевое мышление вместо чтения текста. Особые приемы ораторского искусства цезура, переход. Темп речи. Громкость речи. Орфоэпические нормы русского языка. Стандарты и техника телесных движений оратора. Визуальные вспомогательные средства. Свободное владение речью означает владение речевым мышлением.

Доклад - это не пересказ сочинения на известную тему. Во время речи мы пробегаем глазами ближайшие ключевые слова, но не смотрим в конспект постоянно, как прикованные. Даже в случае самой детальной разработки доклада нужно действовать, как при импровизации.

В публичном выступлении решаются проблемные вопросы, имеющие общественно-социальную значимость и гражданское звучание. Ораторская речь отличается, как правило, особой страстностью, эмоциональностью, экспрессивностью, пафосностью. Многообразие ораторской речи связано с наличием в ее составе родов и видов красноречия. Роды и виды ораторского искусства различаются в зависимости от сферы коммуникации, функции речи общение, сообщение и воздействие. В современной практике публичного выступления обычно выделяются следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное церковно-богословское.

Социально-политическое красноречие обычно реализуется в социально-политической сфере общения. К нему относятся выступления на собраниях, конференциях, съездах, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитационные речи, парламентские речи в Государственной Думе. Такие речи характеризуются стремлением к решению важнейших экономических, социально-политических, общекультурных проблем. Академическое красноречие реализуется в научной и научно-учебной сфере общения. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научное сообщение, научно-популярная лекция. В отличие от сочинений научного стиля академические речи характеризуются широким использованием выразительно-изобразительных средств, высокой степенью эмоциональности и оценочности. Судебное красноречие реализуется в судебных выступлениях. Оно связано с необходимостью эффективного и целесообразного влияния оратора на суд, присутствующих в зале суда граждан, формирования убеждения судей.

Выяснить, доказать, убедить - таковы три взаимосвязанные цели судебной речи. В судебной риторике обычно выделяется прокурорская обвинительная речь, адвокатская защитительная речь и самозащитительная речь обвиняемого. Социально-бытовое красноречие реализуется в ситуациях неофициального и полуофициального общения, где люди собираются, чтобы в приятной обстановке провести время.

Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное. Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи.

Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише — ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами… Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало — полдела». Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса.

Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи — то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте — прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего». Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части.

Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий.

Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции.

Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких послушал и теперь продолжу эти тему.

Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем. Наша тема...

О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей.

Композиция речи: начало, развертывание и завершение

В начале выступления обычно следует очень краткий обзор того, о чём пойдёт речь. Слайд, описывающий содержание презентации, иногда называют индексным слайдом. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Композиция выступления

Композиция публичного выступления — Мегаобучалка Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать.
Основы публичного выступления — пример структуры 1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.
Пример доклада по риторике: ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В этом материале рассмотрим, из каких частей состоит публичная речь, то есть её формальную (от слова форма) композицию. Обязательные части публичной речи и их функции.
Композиция выступления Эта презентация создана для помощи ученикам и учителям в подготовке к уроку по теме Композиция публичного выступления. Данная работа будет полезна при подготовке доклада, выступления, при выполнении домашнего задания, создании творческого проекта.

Композиция выступления.

Сухое повествование информации, как правило, не помогает говорящему человеку удерживать внимание людей в течение долгого времени. Выступающему следует проявлять заинтересованность в теме своего выступления с помощью эмоций. Публика будет больше доверять, когда увидит его неравнодушие к предмету речи. Не стоит слишком затягивать, так как это утомляет слушателей. Люди могут упустить суть повествования, поэтому лучше создать краткую, лаконичную речь, которая содержит главную для публики информацию.

Как было отмечено ранее, необходимо поддерживать с аудиторией контакт, поэтому можно включить элементы диалога, чтобы видеть обратную связь публики. Помимо этого, следует наблюдать за людьми, чтобы понимать их отношение к определенной теме. При подготовке необходимо четко определить главную тему. Перед публикой нужно помнить о важности её донесения до слушателей, поэтому не стоит далеко отходить от неё.

Важно постараться объяснить значение сложных терминов, явлений, цифр легким языком, чтобы не утяжелять речь набором непонятных для зрителей слов. Их наличие заинтересованность аудитории не повысит. Для этого можно объяснять сложное явление на основе обыденного и простого. Окончание должно быть запоминающимся, информативным и лаконичным.

Можно привести цитату известной личности, рассказать историю, которая имеет отношение к теме, упомянуть о полезных ресурсах, ценных для освоения новой информации и т. Приемы публичного выступления Есть ряд приемов, освоив которые, можно применить их в своих выступлениях и достичь цели. Начать можно с небольшой паузы, чтобы дать понять аудитории, что оратор скоро начнет свою речь. Для разнообразия можно использовать цитирование.

Стоит подбирать недлинные изречения известных деятелей, позицию которых разделяет сам выступающий. Такой прием поможет говорящему донести до зрителей свои идеи с большей убедительностью. Важно поддерживать зрительный контакт с аудиторией, чтобы зрители оставались заинтересованы. Для этого стоит произносить каждую реплику, глядя на публику.

Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям. Важно оценить состав будущей аудитории. Хайнц Леммерман — автор «Учебника риторики» — призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами». Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу.

Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут. Необходимо также выяснить численность аудитории.

Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно — белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Надо выяснить также после, каких других выступлений планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

Следующая ступень составление текста — начинается с подбора материала.

Прежде чем мы отправимся изучать правила составления структуры публичного выступления, мне хотелось бы немного погрузить вас в понимание этого процессса. Вспомните вашу последнюю прочитанную книгу или музыкальное произведение. Что между ними общего? Подскажу: они создаются по законам композиции. Словарь Ожегова определяет слово «композиция» как соотношение и взаимное расположение частей например, романа, картины, симфонии, книги. Кульминация входит в основную часть, находится перед заключением. Те же законы работают в спорте, сексе, образовательном процессе. Не остался в стороне и бизнес.

Переговоры с клиентами или партнерами мы тоже ведем по законам композиции: знакомство, основная часть переговоров, кульминация, когда кто-нибудь резко решил передумать и заключение в виде подписания соглашения. При создании структуры публичного выступления также крайне важны законы органичной композиции. У каждого из этапов спича есть свои задача и объем. Чтобы все было органично и правильно, нам нужно знать основы подготовки публичного выступления. Они не предполагают изложения сути, скорее, проходят на эмоциональном уровне для установления с аудиторией контакта и выхода из него. Но знание объемов — это только начало.

Ломоносову: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Всё это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя. Хорошо продуманное вступление и заключение не обеспечивают успеха выступления в целом. Важно не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является основная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимому выводу. Композиция этой части речи отражает логику развития темы. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждения оратора, запоминать услышанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Выполнить эту задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, этого требует ещё один принцип построения публичной речи — принцип экономии. Структура выступления зависит прежде всего от метода изложения материала, избранного оратором. Эти методы выработаны риторической практикой, описаны в различных пособиях, активно используются современными ораторами. Основными методами изложения материала являются следующие: — индуктивный — изложение от частного к общему: рассмотрев частный случай, выступающий подводит слушателей к обобщению и выводам; — дедуктивный — изложение от общего к частному: в начале речи выдвигаются положения, которые потом разъясняются на конкретных примерах; — концентрический — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой в выступлении: от общего рассмотрения центрального вопроса выступающий переходит к его углублённому анализу; — ступенчатый — последовательное изложение одного вопроса за другим; рассмотрев какую-то проблему, оратор больше не возвращается к ней; — исторический — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с предметом, лицом, явлением с течением времени; — метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно проводится параллель между тем, что хорошо известно слушателям, и новым. Кроме указанных методов, можно назвать ещё ряд: спиральный — переход от общего изложения вопроса к повторному, более детальному; логический системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; анализ проблемы — комбинированный, сочетающий в себе несколько методов изложения материала. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед выступающим, от состава слушателей. Логико-смысловая структура убеждающей речи Коммуникативная цель убеждающей речи — убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения. Убеждающая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргументы, демонстрация. Тезис — мысль или положение, истинность которого требуется доказать. К тезису предъявляются следующие требования: — он должен быть истинным, иначе никакими доказательствами его не удастся обосновать; — он должен быть ясно, понятно, точно сформулирован, не должен содержать логического противоречия; — тезис не должен меняться на протяжении всей речи. Для доказательства тезиса необходимы аргументы — суждения или совокупность суждений, приводимых для подтверждения другого суждения. Как и доказываемый тезис, аргументы должны быть истинными и достаточными, при этом они не могут существовать независимо друг от друга, а объединяются в систему доказательств. Среди аргументов выделяются следующие типы: — сильные и слабые аргументы. Сила аргумента — понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, заключения экспертов, статистические данные, ссылки на авторитетные источники; — аргументы «к делу» и «к человеку». Первый тип аргументов называют рациональным, воздействующим на разум слушателей это, в первую очередь, факты, которые не требуют доказательств , второй — иррациональным, психологическим, взывающим к чувствам. Психологические аргументы не являются таковыми в строгом значении этого слова, более того, как самостоятельные доказательства они могут считаться логической ошибкой, состоящей в подмене тезиса: вместо того, чтобы подтверждать или опровергать утверждение по существу, психологические аргументы направляются на личность говорящего. Вместе с тем логические и психологические доводы часто выступают в единой системе, и это оправдано, поскольку цель речи — воздействовать на слушателей, а воздействие связано с обращением не только к разуму, но и к чувствам человека. Иногда думают, что основное в аргументации — найти как можно больше доказательств, аргументов. Это не совсем так. Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Оптимальным числом аргументов при доказательстве считается три. Подобрав аргументы, важно правильно расположить их, так как от того, в какой последовательности они предъявлены, зависит воздействие на слушателей. Существуют различные способы расположения аргументов. Нисходящая и восходящая аргументация. При нисходящей аргументации сначала приводятся самые сильные аргументы, затем менее сильные, а завершается выступление выводом или эмоциональной просьбой, побуждением к действию. При нисходящей аргументации слабые аргументы, выступая как дополнение к сильным, а не как самостоятельные, выглядят более убедительно. Восходящая аргументация предполагает, что сильные аргументы используются в конце выступления. Заканчивается речь с восходящей аргументацией, как правило, ярким, эмоциональным призывом. Односторонняя и двусторонняя аргументация.

Композиция публичной речи

Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой. Особенности публичного выступления Публичное выступление и его особенности. 8. Этапы подготовки речи: 5. Композиция выступления. 9. Произнесение речи: Выразительность речи. В начале выступления обычно следует очень краткий обзор того, о чём пойдёт речь. Слайд, описывающий содержание презентации, иногда называют индексным слайдом. На этапе подготовки главенствующая роль принадлежит логике, её законы необходимы для разработки плана выступления, отбора материала, формулирования тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий