Новости новгородской епархии официальный сайт

Сайт Новгородской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Новгородская и Старорусская епархия на официальном сайте МП. Электронная версия журнала Новгородской и Старорусская епархии «София». Великий Новгород, 173007. Показать вход. Новгородская епархияСтраница епархииРусская Православная Церковь, Новгородская митрополия. Добро пожаловать на канал pskov-eparhia (24843607) на RUTUBE. Здесь вы можете посмотреть 68 интересных видео в хорошем качестве без регистрации и совершенно бесплатно. 16 февраля Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, вручил грамоты православным молодежным объединениям Борисовской епархии в благословение за труды во славу Божию и на благо Белорусской Православной Церкви.

В Великом Новгороде состоялись мероприятия ко дню памяти Никиты Новгородского

Новгородская и Старорусская епархия — современное название одной из древнейших епархий Русской Церкви с центром в Великом Новгороде в Российской Федерации. 16 февраля Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, вручил грамоты православным молодежным объединениям Борисовской епархии в благословение за труды во славу Божию и на благо Белорусской Православной Церкви. В гостях у ведущей Наталии Михединой – иерей Евгений Зайцев, настоятель университетского храма Сретения Господня в Антонове, руководитель отдела по работе с молодежью Новгородской епархии; иерей Константин Жемчужин. С 22 по 28 января в Москве проходили XXXII Международные Рождественские образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», в которых приняла участие делегация Балаковской епархии.

В Софийском соборе прошло богослужение в честь дня иконы Богородицы «Знамение»

Новгородская епархияСтраница епархииРусская Православная Церковь, Новгородская митрополия. 6 Новгородская и Боровичская епархии Новгородской митрополии трудятся во благо церкви. Великий Новгород — сердце древнерусской культуры и духовной жизни. Это один из древнейших городов России, наполненный историей, традициями и памятью в каждом уголке. В ее состав входят: викарий Новгородской епархии епископ Юрьевский Арсений; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа).

Сайт новгородской епархии

Лосева О. По предположению Гиппиуса, почитание иконы, связанной по происхождению с боярством Людина конца, сложилось по крайней мере к 1192 г. Хорошев полагает, что почитание иконы сложилось раньше событий 1170 г. Хорошев А. Европы: К 70-летию В. Почитание местных святых Почитание местных святых, живших в Новгородской и Псковской землях, обычно складывалось по инициативе Софийской кафедры на протяжении неск. Вероятнее всего, в нач. С XIV в. При Новгородском архиеп. Евфимии II в 1439 г. Панихида им служилась 4 окт.

В 30-х гг. Макарии начинается почитание преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Феодосии II, из Новгорода на Валаам были перенесены мощи прп. В 1544 г. Иакова Боровичского, в 1554 г. Николая Кочанова , в 1558 г. В 1597 г. Неизвестно место погребения епископов Феодора и Иоанна Попьяна. Большинство первых архиереев епархии были погребены в Софийском соборе: епископы Иоаким Корсунянин? Лука за собором Св.

Серапион Курцев , Аркадий, Климент и Давид - в зап. В Благовещенском мон-ре был погребен архиеп. Феоктист в 1786 перезахоронен в Георгиевском соборе Юрьева мон-ря. В зап. Моисеем в 1335 обители, ставшей загородной резиденцией Новгородских владык во 2-й пол. Алексий, Иоанн Стухин и Евфимий I, погребения их не изучены. Симеон, является ошибочным см. Гробница свт. Евфимия II находилась в Вяжищском во имя св. Николая Чудотворца женском монастыре.

Иона был погребен в дубовом гробу в выстроенной по его повелению ц. Иоанна Предтечи в Отенском мужском монастыре пустыни. Новгородский свод 1078 г. К реконструкции древнейших этапов истории рус. Европа: Возникновение государств. Ярослав Владимирович, прибыв в Новгород, организовал училище «и събра от старост и от попов детии 300 учити книгам», после чего «преставися архиепископ Акимь; и бяше ученик его Ефремь, иже ны учаше» ПСРЛ. Устроенное кн. Ярославом училище, судя по контексту, существовало при епископской кафедре кафедральные школы к тому времени стали обычным явлением в христ. С началом его деятельности, вполне вероятно, связано появление феномена новгородских берестяных грамот, отражающих бытовую и деловую переписку новгородцев, относящуюся ко времени не ранее 30-х гг. Древненовгородский диалект.

О процессе обучения в Новгороде в 1-й пол. Косвенным свидетельством того, что школа при Софийском соборе продолжала существовать и в XIV в. Василия Калики тверской княжич блгв. Михаил Александрович приехал «ко владыце... Но в основном обучение велось, видимо, в частном порядке наиболее показателен комплекс грамот XIII в. Показателем высокой степени грамотности городского населения епархии является такой массовый источник, как надписи-граффити XI-XV вв. Софийского собора, зачастую молитвенного характера см. Заметки о надписях-граффити новгородского Софийского собора [Ч. Заметки о надписях-граффити новгородского Софийского собора. Отд-ния ист.

В 1056-1057 гг. Григорий переписал рукопись Евангелия-апракос по заказу новгородского посадника Остромира Иосифа Столярова Л. Остромирово Евангелие. Этот древнейший славянский кириллический пергаменный кодекс и один из старейших памятников церковнослав. Остромирово Евангелие и визант. Наиболее вероятно, что Остромирово Евангелие изначально было переписано в Киеве или в Новгороде для вклада в кафедральный храм. По житийному сообщению, во 2-й пол. Моисей собрал много писцов для переписки книг НовгорЛет. Так, пергаменное Евангелие РНБ. Свод записей.

На Владычном дворе трудились писцы, создававшие как акты, так и рукописные книги «владычные писцы», «владычные паробки», «владычные робята» - см. Однако собственно владычными людьми круг писцов, работавших для кафедры, не ограничивался ни в то время, ни ранее - по мере надобности к переписке привлекались и иноки городских и пригородных монастырей, а также представители белого духовенства. Так, крупными книжными центрами Новгородской епархии были городской Лазарев в кон. XI-XII в. При Софийском соборе до конца новгородской независимости были созданы такие рукописи, как пергаменная Синодальная Климентовская кормчая кон. Матфеем Кусовым Смирнова Э. Искусство книги в средневек. Руси: Лицевые рукописи Новгорода Великого. Руси с XI в. Антология памятников лит-ры домонгольского периода в рукописи XV в.

Баранкова, Н. Савельева, О. Новгородские рукописи XV в. Источники Премудрости: Новгородская миниатюра XV в. Искусство книги. На время архиепископства Ионы приходится тиражирование богослужебных книг по Иерусалимскому уставу для новгородских мон-рей и храмов пергаменный комплект служебных Миней для Хутынского мон-ря и бумажный для ц. Сергия Радонежского в Детинце, оба 1463 г. Работа продолжалась и при архиеп. Феофиле , когда ок. Поскольку Новгород не затронуло монголо-татар.

Руси, в рукописях сохраняются уставные почерки по крайней мере до 2-й четв. Slavia Cyrillomethodiana. Смена типа почерка появление «младшего» полуустава и оформления рукописей орнаментика балканского стиля приходится на рубеж 20-х и 30-х гг. В результате деятельности владычного скриптория, а также благодаря многочисленным вкладам образовалась б-ка Софийского собора, одно из самых больших рус. На полатях собора, в архиерейских палатах, помещениях Владычного двора хранились богослужебные кодексы, книги Свящ. Писания, сочинения отцов Церкви, юридические Русская Правда, Уставы князей, обычно при Кормчих книгах и исторические летописи, хроники и хронографы , памятники произведения житийной лит-ры. Новгород на протяжении XI-XV вв. В 1271 г. В 1429 г. Давид написал пергаменный Пролог, украшенный миниатюрами сгорел в московском пожаре 1812 г.

Спаса в Шенкурье см. В 1461 г. Михаила Турилов. Новгородская кафедра являлась одним из самых значительных центров летописания. Уже в кон. Гимона, при владычной кафедре в Новгороде был составлен 1-й новгородский летописный свод, тогда же здесь появляются первые редакции перечней новгородских епископов и князей Гимон. Гиппиус, новгородское летописание переходит под контроль епископской кафедры 1-м владычным летописцем, возможно, был диакон новгородского Антониева мон-ря Кирик ; последующее погодное летописание по лингвистическим и текстологическим данным соотносится с периодами пребывания на кафедре тех или иных владык и соответственно отражает смену владычных летописцев Гиппиус А. Как показал Гиппиус, владычным летописцем при свт. Иоанне Илие и в начале архиерейства свт. Гавриила был свящ.

Герман Воята 1164-1188 ; он же, вероятнее всего, был причастен к составлению в кон. Иоанне Илие , летописного свода 1167 г. История рус. К истории сложения текста. Во 2-й трети XIII в. Новые данные о пономаре Тимофее - новгородском книжнике сер. Владычным летописцем архиеп. Иоанна Стухина , по крайней мере в последние годы его архиерейства не позже 1409-1415 , был Матвей Кусов Бобров А. При Евфимии II, по мнению ряда исследователей, был составлен т. Новгородско-Софийский свод или свод 1448 г.

Летопись Авраамки, основная часть работы над которой была закончена в кон. К новгородскому своду последних лет независимости восходит и выборка в составе «Сборника еп. Павла» БАН. С новгородской владычной кафедрой связано создание целого ряда произведений, в т. Василия Калики Тверскому еп. Феодору II Доброму о рае сер. Ольге, святителям Иоанну Илие и Моисею, впосл. Церковно-учительная деятельность Церковно-учительная деятельность Новгородских владык нашла отражение в ряде посланий и поучений. Первым памятником такого рода считается краткое Поучение свт. Луки сер.

Луке остается дискуссионной, см. Лука , свт. Известно также новгородское святительское поучение, обращенное к духовенству, к-рое А. Павлов атрибутировал свт. Иоанну Илие и датировал 1166 г. Павлов А. Неизданный памятник рус. Атрибуция Павлова была принята др. Бенешевичем , Я. Щаповым и др.

В поучении архиепископ говорит о необходимости искоренения из среды духовенства пороков, к-рые дискредитируют священство в глазах мирян, а именно пьянства, ростовщичества, невежественности и проч. Вероятно, в кон. Илия и неизвестный по имени Белгородский архиепископ составили по всей видимости, в период отсутствия на Руси митрополита каноническое разъяснение по 2 вопросам, относящимся к служению литургии ПДРКП. В состав новгородской Синодальной Кормчей кон. В поучении архи- епископ призывает священника избегать соблазнов мирской жизни и наставляет, как он должен служить в порученной ему церкви. В тот же офиц. Кириллом II в 1273 г. Новгородского Далмата. На Соборе осуждены некоторые богослужебные и фольклорные обычаи, имевшие место в Новгородской епархии: неправильное миропомазание и обливательное крещение прав. Возможно, к Новгородской епархии имели отношение также и 3-е прав.

Самое обширное, 1-е прав. Иоанн Стухин в кон. В них он постановил совершать вместо традиц. В этих действиях Новгородского владыки просматривается стремление взять обычай «Божьего суда» под контроль архиепископии. В города епархии с этой целью посылали иконы святых Гурия, Самона и Авива. Симеон в 1417-1421 гг. В ряде случаев по просьбам Новгородских владык послания поучительного характера поступали от Киевских митрополитов и К-польских патриархов. Вероятно, уже в домонг. К-польский патриарх Нил в 1382 г. Алексия, прислал в Новгородскую епархию поучение «о проторех на поставлениах» против отделившегося от Церкви новгородско-псковского религ.

Весной 1395 г. Киприан издал грамоту, в к-рой ответил на обращенные к нему вопросы новгородского духовенства, касающиеся богослужебных и церковно-дисциплинарных проблем ПДРКП. Фотий прислал архиеп. Иоанну Стухину , духовенству и мирянам Вел. Новгорода свою грамоту, в которой охватил широкий круг проблем, связанных с личной и общественной жизнью осудил пьянство, заключение браков без венчания, обращение к ворожеям, ростовщичество, совместное проживание монахов и монахинь в одном мон-ре и проч. Московский свт. Иона направил послания светским властям Новгорода «о боех усобных» с призывом повиноваться во всем Новгородскому свт. Особый период в истории Новгородской епархии связан с вхождением Новгородской земли в состав Русского гос-ва во главе с Москвой и с его последствиями. В период лишения Новгорода гос. Феофил с 23 нояб.

Феофила и представителей боярства и «житьих людей» с вел. У Новгородского владыки были конфискованы 10 волостей изначально вел. Янин, входили в структуру Новгородской архимандритии и были связаны с определенными концами Новгорода, что подтверждается также сфрагистическими данными Янин В. Монастыри средневек. Новгорода в структуре гос. Поставление свт. Геннадия Гонзова в архиепископа Новгорода и Пскова. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. Феофила, который был обвинен в «коромоле», вывезен в Москву и помещен в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь.

Тогда обитель возглавлял буд. Геннадий Гонзов : Иоанн III Васильевич «и казну его взя, множества залат и сребра и сосудов его», поскольку, согласно московской официальной т. Согласно митрополичьему летописанию, в 1482 г. Феофил, «в заточении седя», отказался от кафедры Там же. В подписанной им отреченной грамоте он заявлял «о своем дерзъновеньи и о своей грубости и о недостаточстве своего ума» ПДРКП. Новым архиепископом Новгорода и Пскова 17 июня или июля 1483 г. Сергий, бывш. Его избрание состоялось с нек-рым учетом новгородской церковной традиции путем жребия, но не в новгородском соборе Св. Софии, а, очевидно, в Успенском соборе Москвы. Геннадий и архимандрит также кремлевского Спасского на Бору мон-ря Елисей.

В Новгород «князь велики посла боярина своего с ним Сергием. Сергий занимал Новгородскую кафедру менее года, не заслужив авторитета новгородцев и псковичей. Он обложил духовенство новыми податями: «... Несомненно, это было связано с острой нехваткой средств у владычной кафедры после конфискаций 1478 и 1480 гг. Вскоре Сергия частично парализовало, он онемел причину этого недуга новгородцы и псковичи видели в неоднократных явлениях ему Новгородских святителей, которые обличали его в незаконном занятии владычной кафедры - ПсковЛет. I; РФА. Московский Геронтий поставил в архиепископа Новгорода и Пскова архимандрита московского Чудова в честь чуда арх. Михаила в Хонех муж. Геннадия Гонзова. Он стал первым с сер.

Новгородским архиереем, поставленным без традиц. Согласно грамоте свт. Геннадия волоцкому кн. Борису Васильевичу, в 1485 г. Евфимием II Вяжицким порядок недельных служб духовенства 6 городских соборов в Софийском соборе с уплатой софийскому священнику, к-рый замещал на приходе служившего в соборе иерея, гривны; за неуплату полагался штраф, в т. Тогда же, как говорилось выше, вероятнее всего, была составлена «Семисоборная роспись» Новгорода. Возможно, к сер. Иоанна III свт. Геннадию с запретом приобретать земли - «грамота жаловалная Генадью архиепископу на села и на дворы, да в той же грамоте что ему земель не купити» Описи царского архива XVI в. В февр.

В самом начале своего архиерейства свт. Геннадий предпринял попытку административно подчинить псковскую церковную организацию. Осенью 1485 г. Евфимия, к-рый должен был провести перепись псковских церквей и мон-рей, однако псковичи «не вдашася в волю его» ПсковЛет. Даже когда 19 янв. Геннадий со своими боярами, он в течение 3 недель не мог переубедить псковичей Там же. Геннадий получил полагавшиеся ему пошлины ПсковЛет. XV - 1-й пол. Однако провести перепись церковных престолов псковское вече согласилось только в янв. В 1487 г.

Геннадий начал борьбу в Новгороде и на Новгородской земле с ересью жидовствующих, добившись созыва в Москве 2 Соборов, в 1488 и 1490 гг. В кафедральном соборе Св. Софии свт. Геннадий провел богослужебную реформу - престольным праздником храма стал день Успения Пресв. Богородицы, в то время как ранее престольными считались все 12 Господских праздников поскольку собор был освящен во имя Христа. Начиная с архиерейства свт. Геннадия, на праздник Успения совершался общегородской крестный ход, в то время как крестные ходы на Господские праздники были отменены Квливидзе Н. Икона Софии Премудрости Божией и особенности новгородской литург. Образ Успения позднее стал считаться в Софийском соборе храмовым Описание Новгородского Софийского собора. Геннадием был составлен «Окозрительный устав» или «Последование церковного пения и собрания вселетнего» , призванный облегчить практическое применение введенного в XV в.

Кроме того, ко времени архиерейского служения свт. Геннадия относится 1-е свидетельство в «Повести о белом клобуке» совершения рус. Геннадий по просьбе митр. Важнейшим достижением книжников и переводчиков, работавших при Новгородском владычном дворе в кон. Геннадиевского кружка см. Геннадий , свт. Новгородский , стало создание к 1499 г. Геннадиевской Библии - 1-го полного свода библейских книг в истории слав. Несмотря на то что вслед. Софии нуждался в средствах, на Новгородского владыку была возложена обязанность финансирования строительства нового каменного Детинца, которое было начато в 1484 г.

Мильчик М. Геннадий в сопровождении новгородского духовенства дважды ходил крестным ходом «около города новаго каменного» и «около города старого... В 1499-1500 гг. В 1504 г. Геннадий по распоряжению вел. Симону и объясняющая оставление архиепископства «немощью», датируется 26 июня 1504 - РФА. Новым Новгородским архиереем 15 янв. Серапион, заслуживший авторитет у новгородцев во время большого пожара и эпидемии чумы 1507 г. Основным событием периода его правления Новгородской епархией стал конфликт с прп. Иосиф отдал основанный им в 1479 г.

Иосифов Волоколамский Волоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , находившийся в юрисдикции Новгородской архиепископии, под патронат вел. Василия III и лишил тем самым покровительства над обителью волоцкого кн. Феодора Борисовича. Поскольку это было сделано без ведома и благословения архиепископа, свт. Серапион отлучил волоцкого игумена от Церкви. Однако на Соборе в Москве 7 апр. Житие Новгородского архиеп. Крупная феодальная вотчина и соц. XV-XVI в. Серапион был сторонником неприкосновенности церковных владений, еще на Соборе 1503 г.

Церковь и молодежь: пути взаимодействия. София Церковь и молодежь: пути взаимодействия.

Поздравляем иерея Олега Ананских с юбилеем! Отец Олег был рукоположен во пресвитера 29 мая 2016 года. С 2016 года служил в храмовом комплексе Рождества Христова и пророка Илии села Арефино Рыбинского района.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились: - Борис Николаевич Ковалёв, доктор исторических наук, профессор кафедры теологии НовГУ, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН - Александр Ранне, протоиерей, председатель отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии , доцент Санкт-Петербургской духовной академии С докладами по теме мероприятия выступили: - Ковалёв Б. Кафедра теологии.

Кто сменил митрополита Тихона (Шевкунова) и возглавил Псковскую митрополию?

28 декабря 2011 года из состава Новгородской епархии выделена Боровичская; была образована Новгородская митрополия, куда вошли Новгородская и Боровичская епархии. 19 ноября 2023 года, в день памяти новгородского чудотворца – преподобного Варлаама Хутынского, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского мужского монастыря. Сайт создан по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета. В 2019 году батюшка был награжден правом ношения набедренника, в 2022 – камилавки. Поздравляем иерея Олега Ананских с юбилеем, желаем помощи Божией во всех делах, доброго здравия и долгих лет служения у Алтаря Господня! Информационный отдел Рыбинской епархии.

Епископ Арсений: Псковская епархия – древняя, самобытная и уникальная

Истории, написанные участницами, очень проникновенны и трогают за душу. Надо сказать, что конкурс историй распространялся и на акушер-генекологов, и на психологов, которые борятся за жизни детей. Мы благодарны молодым женщинам, которые нашли в себе силы принять решение отказаться от аборта и испытать радость материнства, о чем они и поделились в своих замечательных рассказах. В конце встречи прошла церемония награждения победителей конкурса.

В 1148 г. Нифонт предпринял попытку добиться новгородско-суздальского мира, прибыв в Суздаль к кн. Юрию Владимировичу Долгорукому. В результате были освобождены пленные новгородцы, но мирный договор подписан не был. Обычно владыки, начиная с Нифонта, участвовали в посольствах наряду с представителями новгородской знати, посланными от имени веча нередко связанных с вопросом о приглашении князей - 1140-1141, 1154, 1221. Самостоятельная поездка 1148 г. Флоря, стоит особняком в деятельности Новгородского святителя; то же самое следует сказать о визите с целью мирного урегулирования в 1172 г. Илии свт. Иоанна к блгв. Андрею Юрьевичу Боголюбскому Флоря Б. Представления об отношениях власти и общества в Др. Руси XII - нач. Нередко Новгородским владыкам приходилось вести сложные и не всегда кончавшиеся успехом переговоры с новгородскими князьями, вступившими в конфликт с городской общиной переговоры архиеп. Спиридона в 1241 и архиеп. Далмата в 1255 с блгв. Александром Ярославичем Невским, архиеп. Далмата с вел. Ярославом Ярославичем в 1269, архиеп. Климента с блгв. Новгородские владыки неоднократно принимали Киевских митрополитов в Новгороде - свт. Кирилла II в 1251 г. Далмата, в 1256 г. Киевский Максим 1283-1305 , однако к. В 1273 г. Далмат участвовал в созванном свт. Кириллом II церковном Соборе, состоявшемся скорее всего во Владимире-на-Клязьме, связанном с поставлением на местную кафедру свт. Серапиона и принявшем ряд постановлений см. В дек. Новгородский архиеп. Климент присутствовал при кончине и отпевании указанного митрополита в Переяславле Залесском. Щапову , к кон. К истории соотношения светской и церк. XIV-XV вв. К сер. Становится заметным большее влияние на общество архиепископов святителей Моисея , Василия Калики , Алексия , они начинают выступать не только как исполнители воли новгородского политического большинства, но и как самостоятельные фигуры, влияющие на общественные настроения и устремления, проводящие внешнюю политику, согласованную с политической элитой Новгорода. Растущая роль архиепископа в жизни Новгородского гос-ва обуславливалась в т. Владимирского , присылавшего в Новгород своих наместников. Боярское правительство Новгорода посадники и тысяцкие, число которых для разных периодов новгородской истории варьировалось собиралось на Владычном дворе у архиепископа. В 1413 г. Новгород посетил бургундский рыцарь Г. Путешественник отметил, что «это свободный город, имеющий общинное управление», в то же время «епископ является как бы их государем souverain » цит. Внешнеполитическое значение Софийской кафедры еще более возросло в связи с ростом ее влияния в Новгородском гос-ве в последние 2 столетия его существования. Так, архиеп. Давид неоднократно вел самостоятельные переговоры с кн. Михаилом Ярославичем, отстаивая новгородские интересы 1311, 1312, 1317. С вел. Иоанном I Даниловичем Калитой в 1333 г. Василий Калика, в результате чего было заключено мирное соглашение. В 1340 г. Симеоне Иоанновиче Гордом, тот же архиепископ в Торжке способствовал урегулированию московско-новгородского конфликта о «черном боре» новгородской дани в Орду. В 1380 г. Алексий, возглавивший новгородскую делегацию, заключил с блгв. Димитрием Донским договор «на всей старине новгородчкой» НПЛ. Евфимий II неоднократно от лица Новгорода вел успешные переговоры с Московским вел. Василием II Васильевичем Тёмным 1441, 1456. Симеон в 1419 г. В авг. Евфимий II ездил в Заволочье, незадолго до того подвергшееся нападению шведов, «благословити новгорочкую вотчину, и свою архиепископью, и своих детеи» ПСРЛ. Новгородские архиепископы нередко осуществляют общее руководство как церковным, так и светским строительством на территории Новгородской епархии. Показательна деятельность свт. Василия Калики в 30-х - нач. Активное строительство в Новгороде велось при участии владык и позднее, особенно масштабной была деятельность в XV в. О росте авторитета архиепископа также свидетельствует более частое, чем раньше, участие владыки в примирении враждующих партий, обычно представляющих ту или иную сторону, один из концов Новгорода или их сочетания 1343, 1360, 1418 гг. Как пишет П. Лукин, «в Новгороде сакральный «символический капитал»… использовался владыками при улаживании внутриполитических конфликтов, которые не могли быть разрешены жесткой административной властью, не существовавшей там» Лукин П. Янин, опираясь прежде всего на сфрагистические данные, предположил, что в 1354 г. Моисей провел организационную реформу владычного управления и суда, восстановив его прежнюю широкую юрисдикцию в т. Василии Калике судя по численности сохранившихся печатей Актовые печати. С сер. Моисей жаловался на притеснения новопоставленного митр. Киевского свт. Алексия в К-поль 1353 , непростые отношения сложились у Новгородского свт. Алексия и Московского свт. Алексия конфликт в связи с присвоением первым из них права ношения полиставрия, рассматривавшийся по инициативе митрополита К-польским патриархом в 1370. Согласно Вычегодско-Вымской или Коми-Вымской летописи кон. XVI в. Алексий был недоволен тем, что в 1384 г. Пимен организовал миссионерскую Пермскую епископию во главе со свт. Стефаном Пермским , выделив ее территорию из Новгородской епархии. Архиепископ «послал дружинники воевати Пермскую епархию», но устюжане разбили новгородскую рать. В 1386 г. Стефан прибыл в Новгород и заключил мирное соглашение со свт. Сыктывкар, 1958. Как показал Флоря, в указанной летописи нашли отражение летописные записи, ведшиеся с кон. Кульминацией противостояния с митрополией стало принятое при Новгородском свт. Алексии и митр. Пимене на вече в 1385 г. Вопрос об апелляционном суде митрополита в Новгороде, доходы от к-рого шли в митрополичью казну, особенно обострился после визита св. Киевского Киприана в Новгород в 1391 г. Московского Василия I Димитриевича 1393. Конфликт по вопросу о «месячном суде» растянулся не на одно десятилетие см. Киевский; Фотий , свт. Киевский; Иона , свт. Киевский; Иоанн Стухин , архиеп. Новгородский; Евфимий II , архиеп. По пути на Ферраро-Флорентийский Собор в окт. Исидор 1436-1443 посетил Новгород, получив право суда и сбора пошлин. Флорентийская уния в Новгородской епархии была решительно отвергнута. В 1451-1452 гг. Киевский свт. Иона прислал свт. Евфимию II грамоту с требованием подчиняться воле вел. Дмитрия Георгиевича Шемяки грамота была составлена после переговоров, к-рые вел с митрополитом в Москве посланный архиепископом старец - РФА. Нарастание московско-новгородских противоречий с кон. Интерьер Владычной крестовой Грановитой палаты. Ко времени лишения Новгорода гос. Приращение недвижимой собственности происходило путем пожалований князей и новгородских светских властей, покупки земель кафедрой и вкладов частных лиц. По данным новгородских писцовых книг данные «старого письма» , обработанных А. Хорошевым, Новгородской епархии, даже без учета территорий, не охваченных переписью обширных пространств Подвинья и Обонежья , принадлежало 7108 крестьянских дворов, 8937 тяглецов, 8464 обжи обжа - принятая в Новгородской земле мера площади, равная площади земли, к-рую можно вспахать за световой день с помощью 1 лошади. Водской пятины, 2 погостах Шелонской пятины и неск. Вместе с монастырским землевладением недвижимая собственность владычной кафедры представляла собой огромный массив земель, принадлежавших церковным корпорациям. По-видимому, размеры церковных земельных владений, в т. Киприан, митр. Киевский и всея Руси, выдал в Москве архиеп. В посланиях митр. Московского Феодосия Бывальцева 1463-1465 гг. Московский Филипп I также в 1467 г. Очевидно, что эти грамоты были составлены в результате определенных усилий Новгородских владык, в т. Ионы в Москву в 1463 г. Первое упоминание о Владычном дворе в Новгороде относится к 1136 г. Всеволода Гавриила Мстиславича. В 1211 г. Антоний поставил ц. Антония Великого на месте палаты архиеп. Раскопки на территории Владычного двора в Детинце показали, что археологически церковь фиксируется только с 1-й пол. Остается дискуссионным вопрос, находился ли Владычный двор изначально в сев. Новгородский детинец и Владычный двор. Во 2-й четв. XIV - 1-й четв. При свт. Василии Калике в 40-х гг. Алексии строится владычная ц. Рождества «на сенех» 1362. После пожара 1432 г. Евфимии II на Владычном дворе строятся новая каменная Большая палата 1433, не сохр. Евфимии II там было возведено 13 каменных построек. Ионе была построена ц. Сергия Радонежского, вплотную примыкавшая к крестовой палате 1459-1460. Дом Святой Софии имел штат своих чиновников, к-рые были как светскими, так и духовными лицами. Луку, очевидно, занимали видное место в управлении делами епархии, будучи тиунами см. Владычный тиун, занимавшийся хозяйственными вопросами епархии, впервые упоминается в записи на рукописном Стихираре минейном 1156-1163 гг. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. Как отмечали Е. Голубинский и Я. Щапов, употребление мирского некрещального имени свидетельствует скорее всего о том, что владычный тиун был светским лицом Голубинский. Тиун мог также называться ключником. Из софийских ключников в 1359 г. Известен кандидат на кафедру Пимен, бывший Софийским ключником в 1469 г. С 1228 г. Анонимная печать с изображением Голгофского креста и Божией Матери «Знамение». XIV—XV вв. Прорись С 1483 г. Новгородский Дом Св. Косвенные упоминания о Софийской казне относятся к XII в. В республиканский период она, по всей видимости, считалась общегос. Владычный дьяк должность известна с 1478: ПСРЛ. Слугами низшего ранга были истопники и придверник. Известный с XVI в. В его обязанности входили хранение и расход денежных и натуральных поступлений, перепись земель Софийского дома Греков. Отдельными отраслями хозяйства Дома Св. Софии ведали житенный, сушиленный, конюшенный, ясельничий, хлебный старцы, чашник погребной старец , повар, дворовой староста, ведавший рядовыми работниками на Владычном дворе. По данным, собранным Б. Грековым, низших служащих при Владычном дворе могло быть более 120 чел. Ко времени свт. Евфимия II относятся самые ранние упоминания о «молодцах» - военных слугах архиепископа. По свидетельству Новгородской IV летописи, в походе новгородцев на Ржеву в 1435 г. В 1451 г. Также владычный полк упоминается в связи с Шелонской битвой 1471 г. К кон. Софии, а также о расширении полномочий архиепископии в сфере суда и управления. Владычный наместник упоминается в Синодальной редакции Устава св. Владимира Святославича «о церковных судех», добавленной в XIV в. Вероятно, ок. С этим фактом связано появление печати ладожских наместников с изображением свт. Климента, папы Римского 5 экз. К периоду архиерейства Давида относятся первые печати владычных наместников в Торжке Нов. Вопрос о времени появления наместничества в Пскове остается дискуссионным, обычно его определяют 1-й пол. Янин предположил, что аппарат владычного наместника со временем перемещался из одного города в другой из Ладоги в Торжок в 1316, из Торжка на Сев. Двину в 20-х гг. Напротив, Мусин полагает, что институт владычного наместника был создан одновременно в неск. Торге , Пскове в результате реформы, предпринятой архиеп. Климентом в кон. По сфрагистическим данным, наместники Новгородского владыки имелись и в самом Новгороде, они исполняли адм. Обязанности владычных наместников были связаны прежде всего с церковным судопроизводством, в т. Суд архиепископа распространялся к 1471 г. НСГ ; судебное разбирательство имело место «во владычне комнате» ст. НСГ Российское законодательство. Владыка и «софьяне» софийское соборное духовенство получали с каждого «судного рубля» гривну, что больше, чем размер вознаграждения светских судей 7 денег ст. НСГ; Там же. Новгородские грамоты XV в. Распространение анонимной печати владычных наместников при сузившейся сфере применения именной владычной печати говорит, по мнению Янина, о том, что при 2-м архиерействе свт. Моисея «впервые происходит становление принципиально нового состояния новгородского наместничества... В распоряжение архиепископа начинает поступать печатная пошлина со всех актов поземельных отношений, отныне скрепляемых только новгородскими владычными буллами. Указанный порядок сохраняется до падения Новгорода и ликвидации особых прав новгородской кафедры в 1478-1480 гг. Феоктистом в 1307 г. Кроме того, анонимные печати владычных наместников с нач. Янин высказал предположение, что Двинское наместничество заменило собой Новоторжское, однако, как показали дальнейшие археологические исследования, наместничества в Торжке и в Ладоге продолжали функционировать и в XV в. Пошлины в пользу Дома Св. Софии собирали также на территориях, к-рые находились в совместном управлении Новгорода и Москвы,- в Волоке Ламском и Вологде. Согласно Коростынскому договору 1471 г. Соборная ц. Власия Севастийского на Волосовой ул. Духовенство собора Св. Софии «крилос», «клирошане», «софьяне», см. Клирос известно с 1059 г. Ярослава «о мостех» датировку определяют периодом от кон. XII до 60-х гг. Гиппиус, от участка дороги у Софийского собора, мощение которой возлагалось на владыку и на «изгоев», до Великого моста, мощение к-рого находилось в ведении тысяцкого ДРКУ. К изучению княжеских уставов Вел. Во главе софийского клироса стояли софийские протопопы протоиереи один из них, Гавриил, в 1487-1490 обвинялся в принадлежности к ереси жидовствующих. Найденная в 1999 г. Печать клироса новгородской Софии и проблема отношений между светскими и церк. В Новгороде приходское духовенство служило в храмах, к-рые находились под патронатом концов, улиц, купеческих объединений и боярских родов, которые обычно выбирали кандидатов на священство, представляя их для рукоположения архиепископу. Поэтому до кон. К 1417 г. Основным памятником, позволяющим судить о соборном устройстве церковной организации Новгорода, является т. Семисоборная роспись, старшие списки к-рой датируются 1-й пол. Новый список. Янин датировал «Семисоборную роспись» на основании упоминаний тех или иных храмов довольно широким временным диапазоном - от 1463 до 1508 г. По Мусину, «Семисоборная роспись» датируется временем после присоединения Новгорода к Московскому гос-ву, 1480-1483 гг. Семисоборная роспись. Однако не менее вероятной представляется возможность ее составления ок. Геннадий Гонзов предпринял попытку переписи престолов во 2-м по значимости городе епархии - Пскове ПсковЛет. Тем же годом датируется и грамота свт. Геннадия священникам 6 городских соборов об их обязанностях по отношению к софийскому клиру 30 нояб. В «Росписи» перечисляются 162 посвящения престолов в новгородских в пределах Окольного города церквах, распределенных по 7 соборным округам в самом тексте ошибочно указывается число 161. Лишь в 44 новгородских храмах совершалась вседневная служба. На Софийской стороне располагалось 5 соборных округов: Софийский с 15 храмами и с 6 приделами в сев. Михаила на Прусской ул. Власия на Волосовой ул. Иакова на Яковлевой ул. На Торговой стороне было 2 соборных округа: Иоанновский соборная ц. Иоанна Предтечи на Опоках , 14 храмов с 16 приделами в Плотницком конце; Успенский соборная ц. Богородицы на Торгу , 16 церквей с 22 приделами в Славенском конце. Данные «Семисоборной росписи» позволили Янину предположить, что в пределах валов Окольного города Новгорода в кон. XV - нач. В Пскове исследователями отмечается наличие 6 соборных округов; уже в 1356 г. Псковская церковная организация Псковская церковная организация имела в рамках Новгородской архиепископии свои особенности. Церковные контакты Новгорода и Пскова определялись их непростыми политическими отношениями, в к-рых большую роль играли система внешнеполитических союзов и нарастающее стремление Пскова к полной гос. Новгородский владыка совершал визиты в этот город «подъезды» обычно один раз в неск. Гаврииле в схиме Григорий - НПЛ. Регулярно «подъезды» архиепископов начинают отмечаться в летописании с 30-х гг. В 1333 г. По мнению Янина, «длительный... В отсутствие архиерея важную роль играл институт псковского владычного наместника. В 1307 г. Феоктистом и новгородцами, как предполагает Мусин, по вопросу о владычном наместнике, права к-рого в области имущественных отношений к тому времени были расширены Мусин. К 30-м гг. В 1331 г. Василия Калики во Владимир Волынский, где пребывал митр. Феогност, прибыли послы из Пскова от кн.

Ему близки и праведники, и неправедники, и усердные, и неусердные. За одних Господь радуется, за других печалится. И каждому человеку Он дает возможность возродиться и спастись. Словами Священного Писания Матерь-Церковь нас наставляет, чтобы мы со смирением научились не осуждать окружающих людей, а сами каяться в своих грехах. Через покаяние приходит очищение.

Хотя я думаю, что ненадолго я прощаюсь», - сказал епископ Арсений. В память митрополита Никодима, который был духовным наставником и Святейшего Патриарха, и владыки митрополита Льва, сегодня вознесли молитву о нем. Епископ Арсений попросил паломников и прихожан помолиться о нем. И в то же самое время — самобытная, уникальная.

Пять архиереев собрались в Великом Новгороде, чтобы почтить память иконы «Знамение»

Духовенство, монашествующие и миряне Галичской епархии поздравили своего архипастыря с 7-ой годовщиной архиерейской хиротонии 15 февраля 2024 Духовенство, монашествующие и миряне Галичской епархии поздравили своего архипастыря с 7-ой годовщиной архиерейской хиротонии 15 февраля, в праздник Сретения Господня, епископ Галичский и Макарьевский Алексий совершил Божественную литургию в храме Косьмы и Дамиана г. Преосвященному владыке сослужил собор духовенства: секретарь Галичского епархиального управления игумен Афанасий Гриценко , благочинный церквей Галичского округа протоиерей Александр Шастин, благочинный монастырей Галичской епархии игумен Варфоломей Коломацкий , настоятель храма апостолов Петра и Павла архиерейского подворья с. Умиление протоиерей Николай Озолин,благочинный церквей Чухломского округа протоиерей Александр Смирнов, благочинный церквей Мантуровского округа иерей Андрей Гуцул, эконом архиерейского подворья с. Покров-Пема иеромонах Лазарь Парфенов. Диаконский чин за богослужением представлял клирик Богоявленского кафедрального собора г.

Непогода стала причиной аварийного отключения электроэнергии в 25 населённых пунктах Новгородского района. Please open Telegram to view this post.

После освобождения от оккупации власти вновь закрыли многие из восстановленных храмов; в неоккупированных районах области было открыто мизерное число храмов. В итоге в 1950-х годах в Новгородской области имелся всего 41 приход. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм — Николо-Дворищенский собор , после закрытия которого в сентябре 1962 года община была выселена в церковь св. После его перемещении с Новгородской кафедры в октябре 1967 года , епархия была вновь объединена с Ленинградской. К этому времени в ней осталось 25 приходов 16 было снято с регистрации; в гг.

Новгороде, Боровичах и Чудово взамен просторных храмов верующим «предоставили» тесные полуаварийные помещения. До назначения последнего, ставший 10 июня 1990 года Патриархом митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий Ридигер оставался правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также до 11 августа 1992 года Таллина.

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Светланы Михайловой. Архиереям сослужило духовенство и гости Новгородской епархии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий