Умер писатель 21 февраля 1895 года

Сложно представить, какая борьба шла в душе писателя перед смертью, увенчавшей его жизненный путь 21 февраля 1895 г. Когда родился и умер Николай Лесков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.: Николай Лесков родился 4 февраля 1831, умер 21 февраля 1895. Годы жизни Николая Лескова. Эпитафия. В 1975 году, к 80-летию со дня смерти писателя, в селе Гостомль, где прошли детские годы Николая Лескова, в местной школе, носящей его имя, была открыта комната-музей.

Лесков Николай Семёнович

С середины 1880-х гг. Лесков сблизился с Л. Толстым который называл Н. Лескова «самым русским из наших писателей» , резко отзывался о православной церкви, подвергал критике современные общественные институты, нормы и ценности. Рассказы и повести этого периода носили острый сатирический характер и с трудом проходили цензуру рассказ «Зимний день» 1894 , повесть «Заячий ремиз» 1894, опубл. Лесков скончался 21 февраля 5 марта 1895 г. Похоронен на Волковском кладбище. Творчество Н. Лескова, его стилевые открытия, доведённая им до виртуозности техника сказа предвосхитили многочисленные опыты в русской литературе XX в.

Ремизова, Е. Замятина, И. Бабеля, раннего Л. Леонова, Ильфа и Петрова, М. Зощенко и др. Лесков: Прозёванный гений.

Склонность «заглядывать за край того видимого пространства, которое мы уже достаточно исходили своими ногами» Лесков всё чаще обнаруживал во многих беседах и письмах последних лет. Писатель имел «ясную веру в нескончаемость жизни». Болезнь Лескова как будто отпустила, и 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе Великого поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников в залах Академии художеств. Здесь был помещён его портрет кисти В. Во время работы художника Лесков с радостью и шутливой гордостью делился впечатлениями: «Я возвышаюсь до чрезвычайности! Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл и художник Валентин Александрович Серов, сын знаменитого композитора Александра Николаевича Серова. Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет превосходный» 11, 579. Однако на выставке портрет смутил писателя, произвёл на него тягостное впечатление: изображение было помещено в тёмную раму, которая показалась Лескову почти траурной. Чтобы развеять мрачные мысли и предчувствия, он морозным днём отправился на прогулку в Таврический сад — в любимую свою «Тавриду». С удовольствием вдыхал полной грудью свежий воздух — и простудил лёгкие. Писатель скончался во сне, «отрешился от тела скоро и просто». В православном чине отпевания есть слова о безобразии смерти: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробе лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразною, бесславною, не имущею вида». Лицо же Лескова, по воспоминаниям современников, приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни: выражение вдумчивого покоя и примирения. Исполнилось христианское моление о «мирной и непостыдной кончине живота нашего». В «Посмертной просьбе» Лесков просил похоронить его «самым скромным и дешёвым порядком», «по самому низшему, последнему разряду»; не устраивать церемоний и не произносить никаких речей; не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста. Если крест этот обветшает и найдётся человек, который захочет заменить его новым, пусть он это сделает и примет мою признательность за память. Если же такого доброхота не будет, значит, и прошло время помнить о моей могиле» 492. Ранее — в своём «критическом этюде» «Карикатурный идеал»— Лесков замечал, что как-то «не по-русски» придавливать могилу «каменным памятником»: «скромному и истинно святому чувству нашего народа глубоко противно кичливое стремление к надмогильной монументальности с дутыми эпитафиями, всегда более или менее неудачными и неприятными для христианского чувства. Наш же русский памятник, если то кому угодно знать — это дубовый крест с голубцом— и более ничего. Крест ставится на могиле в знак того, что здесь погребён христианин; а о делах его и значении не считают нужным писать и возвещать, потому что все наши дела — тлен и суета. А где от этого отступают, там, значит, отступают уже от своего доброго родительского обычая, о котором весьма позволительно пожалеть. В заключительном пункте своего завещания Лесков писал: «прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен, и сам от всей души прощаю всем всё, что ими сделано мне неприятного, по недостатку любви или по убеждению, что оказанием вреда мне была приносима служба Богу, в Коего и я верю и Которому я старался служить в духе и истине, поборая в себе страх перед людьми и укрепляя себя любовью по слову Господа моего Иисуса Христа» 493.

Слава Божию милосердию, сохранившему меня от диавола». В конце жизни Лесков выстрадал своё понимание истины — в «раскрытии сердца», в «просветлении духа», «отверзании разумения». Писатель постиг, что значат слова: «Ты во мне, и я в Тебе, и Он в нас. Во всей жизни только и ценны эти несколько мгновений духовного роста — когда сознание просветлялось и дух рос». Готовясь пройти в «выходные двери» последнего странствия, он паковал свой духовный багаж, в котором «не значили ничего ни имения, ни слава, ни родство, ни страх». Писатель познал, что «в делах и вещах нет величия» и что «единственное величие — в бескорыстной любви». Восстанавливая на склоне лет давно угасшую переписку с сестрой Натальей Семёновной, ставшей в монашестве «сестрой Геннадией», Лесков писал: «в общении людей вижу большую для них пользу, а в отчуждательстве и прекращении сношений — явный и очевидный вред». Ранее не любивший поздравлений с «нарастанием лет», 3 февраля 1895 г. Ну и хорошо! Значит, и в новом существовании друзьями встретимся. Подкрепляя своё суждение словом Евангелия, Лесков развеивал сомнения сестры в том, принять ли ей предложение поработать в школе без какой бы то ни было оплаты: «Ты думаешь, что заведовать школою без вознаграждения — нехорошо, а это-то и хорошо. За учёбу вообще грешно брать плату. Именно об этом заботился сам писатель, неся «светоч разумения» большой семье своих читателей и членам своей собственной семьи. Не случайно академик Д. Лихачёв назвал Лескова «семейным писателем», произведения которого надо читать всей семьёй, поскольку они имеют «огромное значение для нравственного формирования человека». До последних дней Лесков сохранял жизнелюбие, особенно ценил, как последние лучи заката, дружескую беседу, общение с близкими, малейшее радостное проявление жизни вокруг себя. Лесков был неузнаваем. Забывая все свои недуги, он ползал по ковру, умилённо поднимая и подавая младшему из Лесковых вещицы, которые последний святотатственно брал со святая святых — с писательского письменного стола! Случайные гости, не веря своим глазам, дивились благорастворенности, светившейся в обычно гневливых глазах хозяина. Сколько бы раз внук ни бросал только что поданную ему дедом безделушку, тот торопился сам разыскать её на полу и снова вручить баловнику. Попытки невестки, опасавшейся утомить больного свёкра, увести сына вызывали горячий протест и трогательные просьбы старика побыть у него подольше». Лесков до последнего вздоха горел полнотой жизни не только в кругу домашнем, но и в общественном, литературном. В то же время Лесков был скромен и не любил помпезного шума вокруг своего имени.

Также, как и Лев Николаевич, Лесков был вегетарианцем. Вегетарианство Лескова отражалось даже на его творчестве. Впервые в русской литературе им были созданы персонажи-вегетарианцы. Николай Семенович был одним из первых авторов, обратившим внимание общества на вопрос о защите животных. Особое место в творчестве писателя занимает составленный самим автором сборник рассказов и легенд под названием «Праведники». Лесков поведал нам предысторию создания сборника: писатель испытал «лютое беспокойство». Причина была вызвана зловещим высказыванием «большого русского писателя» это был А. Писемский , который обвинил Лескова в том, что он во всех соотечественниках видит лишь «одни гадости» и «мерзости». По мнению Лескова, это было глубоко несправедливо, крайний и подавляющий пессимизм. Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, - одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно». Поиски истинной русской души, вера в настоящих добрых людей подтолкнули писателя к созданию этого уникального сборника. Сборник составлялся постепенно, основой его послужил цикл произведений «Три праведника и один Шерамур». Позднее были добавлены такие повести, как: «Очарованный странник», « Несмертельный Голован », «Левша», «Инженеры-бессеребренники» и другие. Издание пользовалось значительным успехом у публики. Благодаря гонорару от издания Лескову даже удалось несколько поправить своё сильно пошатнувшееся материальное положение. Однако это событие кроме радости принесло с собой и горе - сердечный, видимо, приступ, сразивший Лескова прямо на лестнице типографии. Приступ случился после того, как Лесков узнал о том, что шестой том собрания посвящённый религиозным вопросам был задержан цензурой. Творчество Лескова стало уникальной страницей русской литературы. Как и все гениальные авторы, он неповторим в своей высочайшей духовной работе. Неподражаемый мастер художественного слова. Яркий, оригинальный, саркастичный, ищущий. Он занимает своё, особое место на золотом небосклоне великой русской литературы. Николай Семенович Лесков умер 5 марта по старому стилю - 21 февраля 1895 г. Сведения о причине смерти писателя противоречивы: по одной версии, это стал приступ астмы, которой он страдал в последние годы жизни, по другой, как мы уже отмечали, приступ стенокардии. Однако доподлинно известно, что за пару лет до своей кончины писатель завещал: «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал». Николай Лесков был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища при завещанном им молчании. Дмитрий Сытов Имя: Николай Лесков Nikolay Leskov Возраст: 64 года Семейное положение: был в разводе Николай Лесков: биография Николая Лескова называют родоначальником русского сказа - в этом плане писатель встал в один ряд с. Автор прославился как публицист с острым, обличающим пороки общества пером. А позднее удивил коллег знанием психологии, нравов и обычаев народа родной страны. Детство и юность Лесков родился в поселке Горохово Орловская губерния. Отец писателя, Семен Дмитриевич, был выходцем из старинного духовного рода — его дед и отец служили священниками при церквушке в селе Лески отсюда и фамилия. Да и сам родитель будущего писателя окончил семинарию, но затем работал в Орловской уголовной палате. Отличался большим талантом следователя, способного распутать даже самое сложное дело, за что быстро поднялся по служебной лестнице и получил дворянский титул. Мама Мария Петровна происходила из московского дворянства. В семье Лесковых, которая обосновалась в административном центре губернии, подрастало пятеро детей — две дочери и три сына, Николай был старшим. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец сильно повздорил с начальством и, прихватив семейство, удалился в деревню Панино, где занялся сельским хозяйством — сам пахал, сеял, ухаживал за садом. С учебой у юного Коли отношения складывались отвратительные. Пять лет мальчик учился в Орловской гимназии, а в итоге имел на руках свидетельство об окончании всего двух классов. Биографы Лескова винят в этом систему образования тех времен, которая зубрежкой и косностью отбивала желание постигать науки. Особенно у таких неординарных, творческих личностей , как Коля Лесков. Пришлось Николаю идти работать. Отец пристроил отпрыска в уголовную палату служащим, а через год скончался от холеры. В то же время на семью Лесковых обрушилось еще одно горе — дотла сгорел дом со всем имуществом. Молодой Николай отправился знакомиться с миром. По собственному прошению юношу перевели в казенную палату в Киев, где жил и профессорствовал в вузе родной дядя. В украинской столице Лесков окунулся в интересную, насыщенную событиями жизнь — увлекся языками, литературой, философией, сидел за партой в качестве вольнослушателя в университете, крутился в кругах сектантов и старообрядцев. Обогатила жизненный опыт будущего писателя работа у другого дядя. Муж-англичанин маминой сестры позвал племянника в свою компанию «Шкотт и Вилькенс», должность предполагала длительные и частые командировки по всей России. Это время писатель называл лучшим в своей биографии. Литература Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» - поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу. Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований. Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года — Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках» , которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения». С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа. В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных — «Расточитель». Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал : «…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников». После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно — нещадно правил рукописи. Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы , стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе. В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг — он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова. Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты — Лесков писал о героях раннего христианства. На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения , которые с радостью брали редакторы журналов. Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. Личная жизнь По меркам 19 века личная жизнь Николая Семеновича складывалась неудачно. Писатель успел сходить под венец дважды, причем второй раз при живой первой жене. Лесков женился рано, в 22 года. Избранницей стала Ольга Смирнова, наследница киевского предпринимателя. В этом браке родилась дочь Вера и сын Митя, который умер еще маленьким. Супруга страдала расстройством психики и позже часто лечилась в петербургской клинике Святого Николая. Николай Семенович, по сути, лишился жены и решил вступить в гражданский брак с Екатериной Бубновой, вдовствующей уже несколько лет. В 1866 году Лесков стал отцом в третий раз — на свет появился сын Андрей. По этой линии в 1922 году родилась будущая знаменитость балета Татьяна Лескова, правнучка автора «Очарованного странника». Но и со второй женой Николай Семенович не ужился, спустя 11 лет супруги разошлись. Лесков слыл идейным вегетарианцем, считал, что животных нельзя убивать ради пропитания. Мужчина опубликовал статью, в которой разделил веганов на два лагеря — тех, кто ест мясо, соблюдая своеобразный пост, и тех, кто жалеет невинных живых существ. Себя относил к последним.

Николай Семёнович Лесков

Продолжать образование было невозможно. Семен Лесков пристроил сына писцом в Орловскую уголовную палату. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника. Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту. В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете. Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем. Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Николай Лесков часто отправлялся по делам в «странствия по России», в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны. Писатель-антинигилист В 1860-е годы Лесков впервые взялся за перо.

Он писал статьи и заметки для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» , журналов «Современная медицина» и «Экономический указатель». Своей первой литературной работой сам Лесков называл «Очерки винокуренной промышленности», напечатанные в «Отечественных записках». В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах.

Родился в 1831 году в небольшом селе в Орловской губернии. В молодости служил в уголовном суде, пойдя по стопам отца. Затем начал писать публицистику для популярных журналов того времени, обличая наиболее острые темы, связанные с жизнью крестьян, духовенства. Первым опубликованным произведением стали записки «Очерки винокуренной промышленности», посвященные Пензенской губернии. Первые произведения публиковал под псевдонимом А.

Работал в торговой компании своего дяди А.

Семейные устои прежде всего явились источником религиозного воспитания и духовно-нравственного формирования Лескова. Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. Знаменательно, что первым героем лесковской беллетристики стал сельский священник — отец Илиодор. В подзаголовке дебютного своего художественного произведения «Погасшее дело» 1862 впоследствии: «Засуха» автор указал: «Из записок моего деда».

Дед Николая Лескова умер ещё до рождения внука, но будущий писатель знал о нём от отца и от тётки Пелагеи Дмитриевны: «всегда упоминалось о бедности и честности деда моего, священника Димитрия Лескова», — и, возможно, воплотил в первом литературном опыте некоторые его черты. На музейном стенде экспонируется первое отдельное издание романа «Соборяне» с посвящением А. Толстому, а также первые варианты романа — «Чающие движения воды», «Божедомы». Об отце писатель говорит как о «человеке очень хорошо богословски образованном и истинно религиозном». Его независимый и сложный характер явлен уже в том, что, закончив курс наук в семинарии, Семён Лесков «не пошел в попы» и тем пресёк «левитский род Лесковых в селе Лесках».

Семён Дмитриевич пожелал идти своим собственным путём, как впоследствии и его сын — «против течений», — несмотря на давление семейной традиции: «отец мой, — вспоминал Николай Лесков, — был непреклонен в своих намерениях и ни за что не хотел надеть рясы». В то же время Семён Лесков прежде всего заповедал сыну: «Никогда ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих». В 1836 году пятилетнему Николаю старший Лесков, считая, что скоро умрёт, написал единственное сохранившееся письмо после этого он прожил ещё 12 лет. Скорее это духовное завещание, составленное без всякой претензии на «самодраматизацию», с единственным желанием передать сыну свой жизненный опыт и идеалы. Строки этого письма-завета вылились из глубины отцовского сердца: «Я хотел бы излить в тебя всю мою душу...

Николай Семёнович! Итак, выслушай меня и, что скажу, исполни: 1-е. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих. Уважай от всей души твою мать до её гроба. Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся.

Ни к чему исключительно не будь пристрастен; ибо всякое пристрастие доводит до ослепления, в особенности ж к вину и к картам. Нет в мире зол заманчивей и пагубней их. Я просил бы, чтобы ты вовсе их не касался. Вообще советую тебе избирать знакомых и друзей, равных тебе по званию и состоянию, с хорошим только воспитанием. По службе будь ревностен, но не до безрассудства, всегда сохраняя здоровье, чтобы к старости не быть калекою.

Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах. Между 25 и 35 годами твоего возраста советую тебе искать для себя подруги, в выборе которой наблюди осторожность, ибо от неё зависит всё твоё благополучие. Ни ранее, ни позднее сих лет я не желал бы тебе вступать в супружеские связи. Уважай деньги как средство, в нынешнем особенно веке открывающее пути к счастию; но для приобретения их не употребляй мер унизительных, бесславных. Будь признателен ко всем твоим благотворителям.

Черта сия сколько похвальна, столько же и полезна. Уважай девушек, дабы и сестра твоя не подверглась иногда какому ни есть нареканию. Кстати о сестре, она тебя моложе пятью годами. Когда будешь в возрасте, замени ей отца, будь ей руководителем и заступником. Нет жалчее существа, как в сиротстве девица, заметь это и поддержи последнюю мою о ней к тебе просьбу, ты утешишь тем меня даже за могилою.

Преимущественно хотелось бы мне, чтобы ты шёл путём гражданской службы, военная по тягости своей и по слабости твоего сложения скорее может тебя погубить. Я хотел бы излить в тебя всю мою душу, но довольно, моя минута приближается… Рука моя слабеет. Прощай, прощай, мой бесценный, мой единственный сын! Бог тебе на помощь! Отец твой Семён Лесков.

Орёл, 1836 года». Писатель хранил «отцовские заветы» и воспроизвёл один из них почти до-словно уже на склоне лет — в конце 1880-х — начале 1890-х годов — в задуман-ном им «рассказе кстати» «Короткая расправа»: «я не возношусь духом при благоприятных обстоятельствах и не падаю с размаху в противных». Некоторыми чертами характера отца, о которых упомянул Лесков в «Автобиографической заметке»: независимостью, честностью и неподкупно-стью, «глупым бессребреничеством» — писатель наделил своих героев-праведников. В Доме-музее Н. Лескова хранится подлинный архивный документ — «Формулярный список о службе Орловской Палаты Уголовного Суда высшего Дворянского заседателя Коллежского Асессора Семёна Дмитриевича Лескова», которому «за службу» было «даровано дворянство»; экспонируется «Указ о занесении рода Лесковых в Дворянскую книгу».

К сожалению, мы не знаем, как внешне выглядел Семён Дмитриевич — его портретное изображение не сохранилось. А вот портреты матери и бабушки Лескова по материнской линии в экспозиции представлены. Мать писателя Мария Петровна в девичестве — Алферьева происходила из старинного дворянского рода и, как вспоминал о ней Лесков, была религиозна «чисто церковным образом, — она читала дома акафисты и каждое первое число служила молебны и наблюдала, какие это имеет последствия в обстоятельствах жизни». Пример «очень богобоязненной и набожной матери» подкреплялся право-славным благочестием бабушки Александры Акилины Васильевны. Она на память знала не только историю каждого из этих уединенных монастырей, но знала все монастырские легенды, историю икон, чудотворения, какие там сказывали, знала монастырские средства, ризницу и всё прочее.

Это был ветхий, но живой указатель к святыням нашего края». Всё это явилось жизнетворным звеном, связующим Лескова с православной верой. Свои детские поездки по святым местам и монастырям вместе с бабушкой — «очень религиозной старушкой» — писатель поэтически воспроизвел в своей первой большой повести «Овцебык» 1862. В писателе на «генетическом уровне» была воплощена жизнь разных сословий русского общества: «Дед Лескова был священник, бабушка — купчиха, отец — чиновник, мать — дворянка. Таким образом, писатель объ-единил в себе кровь четырех сословий», — заметил М.

Семья Лесковых вынуждена была перебраться из губернского города в уездное захолустье. В 1839 году отец будущего писателя стал владельцем Панина хутора в Кромском уезде Орловской губернии на берегу речки Гостомли в четырёх верстах от Курского почтового тракта. О Кромах впервые упоминается в летописи наряду с Москвой, Тулой. Городок был основан как оборонительная крепость на южных границах на «кромке» русского государства. Лесков часто бывал здесь впоследствии по делам службы в Орловской палате уголовного суда, а также проездом из Киева.

Знаков препинания на этой вывеске не было, и местные зоилы находили, что так оно выходит гораздо лучше» «Некуда», 1863. Маленький домик под соломенной крышей, водяная мельница, сад, огород, два крестьянских двора и около 40 десятин земли — вот всё помещичье хозяйство четы Лесковых, у которых было семеро детей, Николай среди них — старший. Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною кры-шею». Впечатления от тесной жизни вместе с народом в провинциальной глу-бинке в дальнейшем стали источником художественного творчества Лескова, который, по справедливым словам М. Горького, «пронзил всю Русь»: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, — с чувством особенной национальной гордости признавался Лесков, — а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного…».

Остальные ответы самое важное из жизни писателя Николая Семеновича Николай Семёнович Лесков - прозаик, журналист и драматург, автор известных романов и повестей. Он имел опыт работы учителем русского языка и литературы в течение 36 лет. Лесков родился в 1831 году в семье следователя и обедневшего дворянина, и его детство прошло в Орле. Он начал свою карьеру в Орловской уголовной палате суда и затем переехал в Киев, где заинтересовался украинской культурой и великими писателями. В 1860 году Лесков начал свой творческий путь, публикуя статьи в различных журналах. Он работал корреспондентом в газете "Северная пчела" и изучал жизнь русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам. Лесков написал романы и повести на тему неготовности России к революции и раскрыл национальные и исторические проблемы.

Его личная жизнь была сложной, и он имел разногласия с революционными демократами.

Биография Лескова

После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казенной палаты. † 5 марта (21.02 по ст. ст.). Лесков умер в 1895 году в возрасте 64 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе Великого Поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников, открывшуюся в залах Академии художеств. Здесь был помещён портрет Лескова кисти В.А. Серова. «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть».

Самый русский из русских писателей. 20 фактов о Николае Лескове

5 марта года - умер Николай Семёнович Лесков Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловской губернии.
Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. 21 февраля (5 мартал.с.) 1895 скончался.
М. Стебницкий или Н.С. Лесков? "Самый русский писатель" (интересные факты ) выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Родился 4 февраля 1831 г., умер 21 февраля 1895 г. Отец его, сын священника.

Лесков Николай Семёнович (1831–1895)

Лесков Николай Семёнович Он родился 16 февраля 1831 года в семье Семена Лескова и Марии Алферьевой. Родиной писателя было небольшое село Горохово Орловской губернии.
Лесков Николай Смерть настигла писателя 21 февраля 1895 года (или 5 марта по новому стилю). Произошло это в Петербурге. Похоронен он там же, где и многие литераторы – на Волковом кладбище.
Алла НОВИКОВА-СТРОГАНОВА. ПИСАТЕЛЬ-ПРАВЕДНИК. Николай Семёнович Лесков в его последние дни Талантливый писатель Николай Семенович Лесков (1831–1895) по отцовской линии происходил из духовенства и воспитывался в православной атмосфере, однако в молодости отдал дань социал-демократическим увлечениям. С возрастом поправел и сблизился с правыми кругами.
Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества Болезнь Лескова как будто отпустила, и 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе великого поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников, открывшуюся в залах Академии художеств. Здесь был помещён его портрет кисти В.А. Серова.
Краткая биография Николая Лескова (3 варианта) В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. 21 февраля (5 мартал.с.) 1895 скончался.

Биография Лескова

Николай Семёнович Лесков (4 [16] февраля 1831, село Горохово, Орловская губерния[1] — 21 февраля [5 марта] 1895, Санкт-Петербург) — русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под псевдонимом М. Стебницкий. Когда ему было около шестидесяти лет, он заболел астмой, и сильно страдал от ее приступов. Умер Лесков (21 февраля) 5 марта 1895 года. Похоронен на Волковом кладбище города Санкт-Петербурга. В 1890-м году у литератора началась астма. Николай Лесков умер 5 марта 1895 (по новому стилю) от очередного приступа удушья в возрасте 64-х лет. Похоронен писатель на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Когда родился и умер Николай Лесков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.: Николай Лесков родился 4 февраля 1831, умер 21 февраля 1895. Годы жизни Николая Лескова. Эпитафия. 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе Великого Поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников, открывшуюся в залах Академии художеств. Здесь был помещён портрет Лескова кисти В.А. Серова.

Лесков Николай

16 февраля (н. ст.) 1831 года родился знаменитый русcкий писатель Николай Cеменович Лесков. «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть». 5 марта 1895 года Лесков скончался в возрасте 64 лет. Похороны прошли в тишине, в соответствии с декабрем писателя 1892 года. будет, запрещая любые речи, которые будут проводиться над его трупом. Годы жизни: с 04.02.1831 по 21.02.1895. Известный русский писатель, прозаик, публицист. Н.С. Лескова называли самым национальным из писателей России. Н.С. Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии.

Писатель-праведник. Н.С. Лесков в его последние дни

Когда родился и умер Николай Лесков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео. Всего — и скудости унылой В потемках отчего угла... Нет, жизнь меня не обделила, Добром своим не обошла. Чтоб жил и был всегда с народом, Чтоб ведал все, что станет с ним, Не обошла тридцатым годом. И сорок первым, И иным...

Никто не оспаривал того, что язык Лескова по-настоящему живой, народный, красочный и сочный. Но, как ни странно, это же шло ему во вред: многие критики и читатели считали, что за этими словесными «украшательствами» теряется идея. Вероятно, поэтому Лесков не обрёл такой громкой популярности, какую мог бы при его таланте. Творчество И в самом деле, идейное содержание творений Лескова довольно размыто, его герои неясны, и зачастую трудно сказать, положительны они или наоборот. Исключение составляет галерея образов «праведников» из одноимённого сборника, написанного Лесковым.

В остальном же Лесков разоблачал, даже насмехался, показывал в своих работах мрачные эпизоды человеческого равнодушия, злобы, мелочности. Между тем сам Лесков отвечал критикам, что «выдумывает тяжело и трудно», но обладает определённой наблюдательностью и описывает то, что видит в жизни. Но это не могло смягчить восприятие картины российской реальности, какой она представала в его работах, и Лескова критиковали всё сильнее. В последний период творчества его совершенно не хотели издавать, и каждую книгу писателю приходилось «проталкивать» в печать с неимоверным трудом. Николай Лесков Ещё одна особенность стиля Лескова была трудна для восприятия читателями и отталкивала широкую аудиторию: это определённая публицистичность, которая особенно сильно завладела им в последние годы жизни.

Но и до того писатель считал, что время романов в их традиционной форме прошло. Он мог отказаться от линейного и ясного сюжета в пользу яркой картины или идеи, выбирая фрагментарный стиль изложения и заранее зная, что публике не придётся это по вкусу. Последние художественные произведения Лескова художественны только условно: скорее, они похожи на сатирические записки.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Лесков родился 4 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловская губерния в духовной среде.

Отец писателя был чиновником уголовной палаты, а мать — дворянкой. Детские годы Николай провел в родовом имении в Орле. В 1839 семья Лесковых переехала в село Панино. Жизнь в селе наложила свой отпечаток на творчество писателя. Он изучал народ по быту и разговорам, а также считал себя своим в народе.

С 1841 по 1846 год Лесков посещал Орловскую гимназию. В 1948 году он потерял отца, а их семейное имущество сгорело при пожаре.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст. Он писал: «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой». Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадтский. Николай Лесков писал Льву Толстому : «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю». В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. Да я и не хочу нравиться публике».

Затронув вопрос о неизбежном, старался ободрить и близкого человека. Склонность «заглядывать за край того видимого пространства, которое мы уже достаточно исходили своими ногами» Лесков всё чаще обнаруживал во многих беседах и письмах последних лет. Писатель имел «ясную веру в нескончаемость жизни». Болезнь Лескова как будто отпустила, и 13 февраля 1895 года, в Чистый понедельник, на первой неделе Великого поста, писатель посетил выставку картин художников-передвижников в залах Академии художеств. Здесь был помещён его портрет кисти В. Во время работы художника Лесков с радостью и шутливой гордостью делился впечатлениями: «Я возвышаюсь до чрезвычайности! Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл и художник Валентин Александрович Серов, сын знаменитого композитора Александра Николаевича Серова.

Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет превосходный» 11, 579. Однако на выставке портрет смутил писателя, произвёл на него тягостное впечатление: изображение было помещено в тёмную раму, которая показалась Лескову почти траурной. Чтобы развеять мрачные мысли и предчувствия, он морозным днём отправился на прогулку в Таврический сад — в любимую свою «Тавриду». С удовольствием вдыхал полной грудью свежий воздух — и простудил лёгкие. Писатель скончался во сне, «отрешился от тела скоро и просто». В православном чине отпевания есть слова о безобразии смерти: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробе лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразною, бесславною, не имущею вида». Лицо же Лескова, по воспоминаниям современников, приняло самое лучшее выражение, какое у него было при жизни: выражение вдумчивого покоя и примирения.

Исполнилось христианское моление о «мирной и непостыдной кончине живота нашего». В «Посмертной просьбе» Лесков просил похоронить его «самым скромным и дешёвым порядком», «по самому низшему, последнему разряду»; не устраивать церемоний и не произносить никаких речей; не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста. Если крест этот обветшает и найдётся человек, который захочет заменить его новым, пусть он это сделает и примет мою признательность за память. Если же такого доброхота не будет, значит, и прошло время помнить о моей могиле» 492. Ранее — в своём «критическом этюде» «Карикатурный идеал»— Лесков замечал, что как-то «не по-русски» придавливать могилу «каменным памятником»: «скромному и истинно святому чувству нашего народа глубоко противно кичливое стремление к надмогильной монументальности с дутыми эпитафиями, всегда более или менее неудачными и неприятными для христианского чувства. Наш же русский памятник, если то кому угодно знать — это дубовый крест с голубцом— и более ничего. Крест ставится на могиле в знак того, что здесь погребён христианин; а о делах его и значении не считают нужным писать и возвещать, потому что все наши дела — тлен и суета.

А где от этого отступают, там, значит, отступают уже от своего доброго родительского обычая, о котором весьма позволительно пожалеть.

Литературная карта России: Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя (к 40-летию открытия музея)

русский писатель-этнограф родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Писатель много лет страдал стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось обострение болезни, и 21 февраля (5 марта) 1895 года Николай Лесков скончался. 23 февраля (7 марта) 1895 года прошли похороны писателя на Литераторских мостках Волкова кладбища. Он родился 16 февраля 1831 года в семье Семена Лескова и Марии Алферьевой. Родиной писателя было небольшое село Горохово Орловской губернии.

Лесков, Николай Семенович

В 1975 году, к 80-летию со дня смерти писателя, в селе Гостомль, где прошли детские годы Николая Лескова, в местной школе, носящей его имя, была открыта комната-музей. Умер писатель от астмы 21 февраля 1895 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. И сегодня почитатели таланта писателя могут почтить память на его могиле. Среди них «Островитяне», «Соборяне», «Запечатленный ангел» и т.д. Лесков всегда восхищался широтой русской души, и эта тема отразилась в рассказе «Левша». Умер писатель 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге. Скончался в 1895 году в возрасте 64 лет от астматического приступа. Похоронен на Волковском кладбище. На могиле возведен чугунный крест и гранитный постамент. Рассказы и повести этого периода носили острый сатирический характер и с трудом проходили цензуру (рассказ «Зимний день» (1894), повесть «Заячий ремиз» (1894, опубл. в 1917) и др.). Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Санкт-Петербурге.

Образование и карьера

  • Ответы [HOST]: Краткая биография к Неколю Семеновича Лескова .на 1 страницу плиз
  • Литературная карта России: Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя
  • Лесков, Николай Семёнович
  • Разделы сочинений:

Библиотека

  • Мобильное приложение Nur.kz
  • Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества
  • Захудалый род
  • Читайте также
  • Лесков Николай Семёнович (1831–1895)

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий