Каковы различия между директивным и индикативным планированием

Каковы различия между директивным и индикативным планированием? Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. По-скольку основной признак директивного планирования – это «обязательность для выполнения», то «индикативное планиро-вание» в научной и исследовательской ли-тературе интерпретируется, как противо-положное директивному. Как уже отмечалось в разделе 1, индикативное планирование является формой государственного регулирования экономики. В мировой практике известны два вида макроэкономического планирования: директивное и индикативное. Каковы различия между директивным и индикативным планированием? Покажите роль прогнозирования в системе общегосударственного планирования. Охарактеризуйте основные виды целевых комплексных программ. При смешанном планировании часть планов носят директивный характер, а часть – индикативных. Причем, при оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании – индикаторы.

Директивное и индикативное планирование в экономике

В процессе разработки оптимального плана реализации устанавливают критерий оптимальности и ограничения по ресурсам. В качестве критерия оптимальности может быть принят один из следующих показателей: максимальная суммарная прибыль от реализации продукции, максимальный объем продажи продукции, минимум издержек производства. Задача оптимизации плана заключается в выборе из имеющегося наборй заказов такого числа изделий каждого наименования, подлежащих изготовлению в данном периоде, при котором в пределах заданных ресурсов функция-критерий достигает своего экстремального значения. Математическая модель построения оптимального плана реализации продукции сводится к следующему. В соответствии с портфелем заказов имеется число изделий каждого наименования.

Требуется определить номенклатуру и число подлежащих производству изделий обеспечивающих максимум прибыли от реализации продукции. Для формирования оптимального плана реализации продукции используют следующую исходную информацию: Ni — объем производства i-х видов продукции в натуральном выражении, шт. Расчет оптимальной годовой производственной программы ведут с учетом ограничений[17. Алгоритм формирования оптимального плана реализации продукции включает в себя следующие действия рис.

Алгоритм формирования оптимального плана реализации продукции В состав результативной информации входят[16, с. Планирование объемов и сроков поставок осуществляется совместно с разработкой плана производства продукции и оказания услуг и планированием производственной мощности предприятия. При планировании производства продукции используют натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Натуральные измерители являются основной первичной информацией; их измеряют в штуках, комплектах, метрах и др.

Условно-натуральные измерители позволяют привести различные виды выпускаемой продукции к одному виду, принятому за базу. Для перевода в такие единицы используют коэффициенты приведения по трудоемкости. Трудовые измерители используют для определения суммарной трудоемкости изготовления изделий в часах, а стоимостные — для расчета совокупного объема производства различных видов продукции и услуг по рыночным ценам. Объем продукции в натуральном выражении в составе перспективного плана формируют по укрупненной номенклатуре.

Перспективный план производства определяет направление технического развития предприятия, которое характеризуется выпуском новых изделий, увеличением общего объема производства продукции в соответствии с прогнозом рынка сбыта этой продукции. В годовом плане производства конкретизируют показатели перспективного плана, устанавливают номенклатуру, ассортимент и объем производства и сбыта продукции. В состав годового плана должен входить полный перечень наименований продукции с указанием количества, сроков выпуска и поставок готовой продукции[33, с. Объем продукции в стоимостном выражении планируют в рыночных и неизменных сопоставимых ценах.

Показатель объема продукции в сопоставимых ценах позволяет более точно оценить темпы, пропорции и структуру объема производства. Этот показатель применяют для расчета затрат на рубль реализуемой продукции, фонда заработной платы и производительности труда. Объем продукции в рыночных ценах используют для планирования себестоимости продукции и прибыли от ее реализации. Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в данном периоде.

На основе годового плана предприятия разрабатывают годовые планы производства продукции цехам по кварталам и месяцам. Производственная программа цехам устанавливается в соответствии с технологическим маршрутом и сроками изготовления изделия в последующих цехах. В объем товарной продукции включается полностью изготовленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям государственных стандартов, чертежей, технических условий и договоров. Планируемый объем товарной продукции NTопределяют исходя из объема реализуемой продукции, изменения остатков готовой продукции на складе и отгруженной продукции: где NГ.

К — объем готовой продукции на складе предприятия, планируемый на конец года, p. Н — объем готовой продукции, находящийся на складе предприятия к началу планового года, р. Объем готовой продукции, находящейся на складе к началу планового года, определяют по фактическим данным на основании инвентаризации. Объем готовой продукции на складе на конец планового года устанавливают либо по нормативам, либо посредством расчетов[15, с.

Готовую продукцию в товарах отгруженных, но не оплаченных потребителем в соответствии с условиями договора, на начало планового периода вычисляют по фактическим данным; на конец планового периода — на основе нормативного времени документооборота от момента представления счета в банк до поступления средств на расчетный счет предприятия-изготовителя. Объем чистой продукции определяют в плановых ценах путем вычитания из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных фондов. Показатель объема чистой продукции исключает повторный счет затрат на производство продукции и позволяет более точно оценить результаты деятельности предприятия по таким качественным показателям, как производительность труда, фондоотдача и др. Объем валовой продукции может быть выражен формулой Показатель валовой продукции рассчитывается[18, с.

К НЗП относится незаконченная изготовлением продукция, которая предназначена для реализации. В его состав входят заготовки, детали, узлы и изделия основного производства, находящиеся на разной стадии их изготовления. Объем НЗП необходим для обеспечения нормального хода производственного процесса. На каждой стадии производственного процесса должен быть определен задел, обеспечивающий бесперебойную работу данного участка.

В то же время величина НЗП не должна быть очень большой, так как она влияет на размер оборотных средств предприятия, а следовательно, и на показатель рентабельности производства. Объем НЗП на предприятиях неодинаков и зависит от масштабов и типа производства. Планирование обоснованной величины НЗП относится к важнейшим вопросам разработки плана производства. Объем НЗП зависит от длительности производственного цикла изготовления продукции и объема выпуска данной продукции в единицу времени.

На начало планового периода величину НЗП определяют в натуральном и денежном выражении по данным бухгалтерского учета и инвентаризации, а на конец планируемого года — в натуральном, денежном выражении и по трудоемкости изготовления путем расчета, исходя из среднесуточного выпуска изделий и длительности производственного цикла. В натуральном выражении объем НЗП по изделию i-го наименования вычисляют по формуле где NСУТi — среднесуточный выпуск изделий i-го наименования, шт. Среднесуточный выпуск изделия i -го наименования вычисляют по следующей формуле, шт. Коэффициент готовности kтот определяется отношением трудоемкости выполненных работ ТВып.

Раб, то есть операций технологического процесса по изготовлению изделия к общей трудоемкости изделия Тизд: По всем изделиям объем НЗП составит: где п — число наименований изделий. В денежном выражении объем НЗП по изделию i -го наименования определяется по следующей формуле, р. Коэффициент нарастания затрат может быть представлен отношением средней себестоимости изделия в НЗП к его полной себестоимости в готовом виде. В зависимости от длительности производственного цикла изготовления изделия доли покупных комплектующих изделий в себестоимости продукции и временного периода осуществления материальных затрат возможны различные виды кривых нарастания затрат при изготовлении изделия рис.

Затраты на основные материалы осуществляются в начале производственного цикла изготовления изделий, а остальные затраты нарастают равномерно. При расчете величины кн. Кривые нарастания затрат В этом случае кн. Затраты нарастают неравномерно, большая их часть включается во второй половине производственного цикла Гц.

Данный вид нарастания затрат характерен для продукции с небольшой длительностью производственного цикла рис. Объем НЗП в денежном выражении по всем изделиям составит: Для определения возможности выполнения производственной программы производят объемные расчеты, целью которых является сопоставление загрузки и пропускной способности оборудования и производственных площадей. Планирование объемов производства продукции осуществляют совместно с расчетом производственной мощности предприятия. Заключение Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.

В результате проведённого исследования по теме "Совершенствование внутрифирменного планирования" можно сделать ряд выводов: Внутрифирменное планирование является одной из важнейших функций управления любым предприятием. В современных условиях становления рыночных отношений внутрифирменное планирование приобрело качественно новые черты и особенности. Это обусловлено огромными масштабами обобществления производства; расширением горизонта планирования, необходимостью увязки вопросов планирования с маркетинговыми исследованиями, специализацией и кооперированием производства, наличием тесных межфирменных связей с включенными в единый технологический процесс поставщиками оборудования, транспортных средств, запасных частей и комплектующих изделий. Очень важно учитывать требования научно-технического прогресса - быстро осваивать новейшие достижения науки и техники.

В целом, внутрифирменное планирование — это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы. Процесс внутрифирменного планирования включает: - формирование общих целей стратегии развития предприятия; - определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы; - установление путей и средств их достижения; - обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения; - контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими. Использование методов внутрифирменного планирования, передовых способов разработки и контроля выполнения плана - основной путь развития современного производственного менеджмента. Основные черты процесса планирования различаются в зависимости от видов планирования.

Основные виды планирования: стратегическое и тактическое. Стратегическое и тактическое планирование — процессы далеко неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Стратегическое планирование не сосредоточено на данном отрезке времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Годовое индикативное планирование годовой цикл индикативного планирования может включать характеристику основных макроэкономических параметров ВВП, инвестиции, доходы, занятость населения и т. Поставка продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд государственный заказ. Индикативный план увязывает интересы государства с интересами предприятия. Позволяет повысить информированность предприятий в области государственной социально-экономической политике, а также: -Выработать соответствующую стратегию, позволяющую снизить уровень предпринимательского риска в связи с уменьшением неопределенности внешней среды. Также несмотря на некоторые преимущества, а также определенную пользу для начального развития страны директивного планирования, многие страны с переходной экономикой переходят на индикативное планирование. Необходимым является создание специальных структур, которые разрабатывают, контролируют, прогнозируют ситуацию и, при необходимости, корректируют разработанные планы.

Индикативный план — это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные или финансовые ресурсы. Особенность — рекомендательность и вариативность. Функции индикативного планирования 1. Информационная: прогнозы, мониторинг экономической конъюнктуры.

Координирующая: синтез планов различных уровней, соглашения в рамках партнерства. Целеполагания: цели, приоритеты, концепции экономического развития. Нормативная: разработка систем оценочных показателей индикаторов , экономических нормативов 5. Формирования плана: разработка общенационального плана и его разделов.

Стимулирующая: налоговые и кредитные льготы, гос. Подходы к индикативному планированию 1. Как разновидность государственного планирования, цель которого — привести к определенному сроку к желаемому состоянию национальной экономики. Плановые документы содержат общие прогнозы макропараметров, фиксируют решения о государственных расходах.

Макропланирование самостоятельности предприятий. Распространен в США. Ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Основные функции — информационно ориентирующая и мотивационная.

Государственное планирование в Японии. Подходы к индикативному планированию 3. ИП содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на ИП, но для них они необязательны.

Как механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики.

Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые и бригадные. Основные разделы и показатели годового плана представлены в табл. Таблица 1 Основные разделы и показатели годового плана Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени месяц, декада, смена, час и по отдельным производственным подразделениям цех, участок, бригада, рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственных исполнителей рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно- производственного планирования является сменно-суточное планирование. В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

Упрощенная процедура разработки комплексного плана фирмы включает следующие основные элементы рис. Процедура разработки комплексного плана предприятия фирмы Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом , сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов. Индикативное планирование — это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами.

Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям организациям индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов. Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно.

7.3. Стратегическое планирование. Концепции и программы

  • Теория индикативного планирования
  • Где применяется директивное планирование?
  • Директивное и индикативное планирование в экономике
  • Планирование и контроллинг

Директивное и индикативное планирование в экономике

Директивное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятия на основе «жесткого» плана производства и распределения продукции, имевшего силу закона и подлежащего неукоснительному исполнению. Индикативное и директивное планирование. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания. Все презентации разделены на категории для удобства поиска и навигации. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное. это метод социально-экономического планирования, состоящий из комплекса составляющих и направленный на развитие экономики. Основой данного вида планирования ожидаемо является индикатор. Индикативное планирование — это государственное планирование, представляющее антипод директивному, потому что индикаторный план не является обязательным для исполнения.

4. Планирование как хозяйственно-организаторская функция государства.

  • Производственное планирование: виды, методы, этапы
  • Планирование в управлении: особенности формы менеджмента
  • 87) Отличие индикативного от директивного планирования.
  • Где применяется директивное планирование? Ответы на вопрос: 25
  • Национальная экономика (стр. 14 )
  • Где применяется директивное планирование?

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

Виды планов. Что нужно знать экономисту? | Экономика на STARTe | Дзен ИнтернетИндикативным планированием называют также формирование системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны. Интернет4. Каковы различия между директивным и индикативным планированием?
Директивное и индикативное планирование Директивное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятия на основе «жесткого» плана производства и распределения продукции, имевшего силу закона и подлежащего неукоснительному исполнению.
Различия директивного и индикативного планирования Определенной степенью директивности обладает государственный бюджет страны, целевые республиканские программы, планы поставок продукции для общегосударственных нужд и т.д., являющиеся основными формами индикативного планирования.
К вопросу о содержании понятий "директивное" и "индикативное" планирование По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и соответственно виды планов. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.
Особенности и область применения индикативного планирования Основные Переход от директивного планирования к другим его формам предполагает прежде всего устранение противоречивости интересов между разработчиками и исполнителями планов. Планы перестают доводиться в виде заданий и разрабатываются самими их исполнителями.

🗊Презентация Индикативное и директивное планирование

Директивное и индикативное планирование в экономике 6. Индикативное планирование. План лекции: 1. Сущность плана. Роль и важнейшие функции плана в рыночных условиях хозяйствования. 2. Директивное и индикативное планирование, преимущества и недостатки.
Директивное и индикативное планирование ~ Улыбнись Страна Огромная! В соцстранах директивное планирование применялось с целью прямого воздействия управляющего центра на все звенья и сферы экономики. Планы были адресными, то есть устанавливались для каждого предприятия, и были чрезмерно детализированы.

Что такое планирование?

  • Популярные статьи:
  • Различия директивного и индикативного планирования
  • Основные виды планирования | Студент-Сервис
  • Основные виды планирования ::
  • Виды и методы планирования. - Сайт ecoorg!

Особенности и область применения индикативного планирования Основные

По-скольку основной признак директивного планирования – это «обязательность для выполнения», то «индикативное планиро-вание» в научной и исследовательской ли-тературе интерпретируется, как противо-положное директивному. Планирование — это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов (плановых заданий), распределением необходимых ресурсов. Переход от директивного планирования к другим его формам предполагает прежде всего устранение противоречивости интересов между разработчиками и исполнителями планов. Планы перестают доводиться в виде заданий и разрабатываются самими их исполнителями. Как уже отмечалось в разделе 1, индикативное планирование является формой государственного регулирования экономики. В мировой практике известны два вида макроэкономического планирования: директивное и индикативное.

Планирование и контроллинг

директивное и индикативное. Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. По характеру связи между субъектом и объектом планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское. «Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов. С точки зрения обязательности исполнения плановых заданий выделяют директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а.

Индикативное и директивное планирование презентация

Эти отличия в более поздней научной литературе облекутся в форму «директивного» и «индикативного» планирования. Наиболее распространенной станет точка зрения, согласно которой форма макроэкономического планирования будет зависеть от системы хозяйствования. директивное и индикативное. Директивное планирование осуществляется путем установления адресных задач и распределения необходимых для их реализации ресурсов среди исполнителей плана. Предлагаем вашему вниманию книгу кевич «Индикативное планирование в экономиках разного типа», в которой дается максимально полный обзор существующих систем индикативного планирования. Индикативное планирование — это государственное планирование, представляющее антипод директивному, потому что индикаторный план не является обязательным для исполнения. Рисунок 1.5 – Матричная схема взаимосвязи планов, классифицированных по 4 признакам – Векторная модель планирования на предприятии. Рисунок 1.6 – Взаимосвязь между планами по степени детализации направления развития и технико-экономическим планированием 20. 4.2. Директивное и индикативное планирование: Первые народнохозяйственные планы в СССР носили преимущественно индикативный характер. Однако с конца 20-х годов, с переходом к централизованной системе управления, ограничению и вытеснению рыночного.

Виды планов. Что нужно знать экономисту?

6. Индикативное планирование. План лекции: 1. Сущность плана. Роль и важнейшие функции плана в рыночных условиях хозяйствования. 2. Директивное и индикативное планирование, преимущества и недостатки. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное. Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны. представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех.

Директивное планирование - это... Определение понятия, особенности, применение на практике

Формирование стратегии — это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе. Важнейшей проблемой в рамках государственного стратегического планирования является правильное определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Как правило, стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов а эта ситуация наблюдается в любом государстве проблема выбора главных целей сопровождается проблемой ранжирования приоритетов. Целью стратегического планирования является обеспечение на основе выбранных приоритетов достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики.

Свою реализацию стратегическое планирование находит в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10, 15 лет. По периоду планирования выделяют долгосрочные планы 10 и более лет , среднесрочные как правило, пять лет и текущие годовые планы. В практике планирования используются все три вида планов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения целей, разноудаленных по времени. В условиях Республики Беларусь при переходе к рыночным отношениям система планирования претерпевает существенные изменения. Новизна его определяется принципиально иной ролью и местом в системе государственного регулирования экономики, целями, содержанием и способами контроля за выполнением плана.

Для 1991 — 1995 гг. Плановые документы разрабатывались в виде планов-прогнозов, годовых программ. Однако они не оказывали существенного влияния на народное хозяйство республики. Использование их взамен единого государственного плана себя не оправдало. Сегодня нормативной основой государственного планирования в Республике Беларусь является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятый в 1998 г.

Но при всей внешней форме директивного воздействия на экономику, они нередко не выполнялись и полностью себя дискредитировали. Однако неудавшийся опыт использования директивного планирования в этих странах не должен исключать возможности его применения при решении отдельных важнейших проблем, имеющих общенациональное значение. Директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важный конституирующий его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Тот же опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о возможностях его использования для решения таких задач, как индустриализация страны, структурное преобразование производства, создание военно-производственного потенциала и т. Но безусловным является то, что применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях — войны, депрессии, кризиса, стихийных бедствий. При этом масштабы и сроки его применения должны быть строго ограничены.

Наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования социально-экономического развития страны является индикативное планирование. Индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднено. Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров индикаторов , характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития предполагается использовать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей индикаторов призвана давать количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования. Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может. Государство не имеет директивных взаимоотношений с производителями, но крупный капитал не менее заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.

Директивное планирование подразумевает безусловное выполнение ранее утвержденных плановых заданий. Обязательные условия - это контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование — это так называемое ориентирующее планирование. В настоящее время понятие «индикативное планирование» используют не только на макро-, но и на микро-уровне. Индикативные планы представляют собой планы-прогнозы и составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам ориентироваться и разрабатывать собственные планы, исходя из видения будущего высшими органами управления фирмы. В этом случае стимулированию подвергается не достижение планового значения индикатора, а достижение более высоких результатов по сравнению с конкурентами, прошлым отчетным периодом или аналогичным подразделением фирмы.

При смешанном планировании вполне понятно, что часть планов имеют директивный характер, а часть — индикативный. При оперативном планировании чаще используются директивы, а при стратегическом планировании — индикаторы. По координации частных планов во времени планирование делится на последовательное и одновременное. При последовательном планировании разработка планов видов деятельности осуществляется последовательно: маркетинговый план, план производства и т.

В связи с этим, фирмы должны не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям среды функционирования, но и активно влиять на эту среду, делая ее более благоприятной для своего существования. Система планирования предпринимательской Деятельности С позиций системного подхода планирование целесообразно рассматривать как систему, важнейшими характеристиками которой являются цели, структура, процессы и элементы.

Система планирования предпринимательской деятельности — это упорядоченная и интегрированная совокупность плановых подсистем и элементов, в процессе взаимосвязанного функционирования которых с использованием специальных организационных форм, методов и инструментов определяются цели предпринимательской деятельности, будущие значения плановых показателей, а также оптимальные способы, ресурсы, сроки и участники действий, направленных на достижение установленных целей. Система планирования предпринимательской деятельности является сложной, иерархической, открытой, самоорганизующейся системой. Элементами данной системы являются работники, участвующие в процессе планирования, информация и технические средства планирования. Характеристики системы планирования зависят от особенностей внешней среды, целей и видов деятельности предприятия, масштабов, формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и целого ряда других факторов. Говорить о наличии системы планирования предпринимательской деятельности можно только в том случае, если процессы планирования согласованы, упорядочены, осуществляются с учетом единых принципов и направлены на достижение единой цели. При этом обязателен синергетический эффект: совокупность свойств системы планирования не является просто суммой всех свойств ее элементов и подсистем.

Достаточно дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о целях планирования деятельности предприятия. Ряд авторов считают, что планирование призвано снизить неопределенность будущего и обеспечить координацию внутрифирменных процессов. Однако подавляющее большинство ученых отождествляют цели планирования с приоритетными, с их точки зрения, целями предприятия. Система планирования предпринимательской деятельности в настоящее время должна включать три подсистемы: стратегического планирования, тактического планирования и оперативного планирования. Зарубежные авторы зачастую выделяют только два уровня планирования на предприятии: стратегическое и оперативное планирование рис. В современных рыночных условиях система внутрифирменного планирования должна включать как регулярное планирование, так и проектное.

Планирование проектов — это особая межфункциональная подсистема планирования, отличающаяся тем, что объектом планирования является уникальный комплекс действий, направленных на достижение конкретных целей.

Индикативное и директивное планирование презентация

Внутренне сбалансированный комплекс этих параметров позволяет получить количественную оценку государственной деятельности в социально-хозяйственной сфере, на реализацию которой ориентируются меры госрегулирования. Суть индикативного планирования заключается в обосновании задач, целей, методов и направлений политики государства. Оно выступает в качестве эффективной формы взаимодействия всех федеральных институтов управления как друг с другом, так и с региональными представительствами в интересах развития хозяйственного сектора и отдельных его компонентов. Роль индикативного планирования состоит в непосредственном указании участков, в которые необходимо вмешаться государству в строго определенных случаях.

Власть не воздействует прямо на предприятия, однако крупные компании заинтересованы в сотрудничестве с правительством, поскольку нуждаются в поддержке при привлечении зарубежных инвестиций, продвижении своей продукции на мировые рынки и пр. Индикативные планы не сковывают инициативу бизнеса. Вместе с этим они позволяют наметить единый курс управления фирмами, проинформировать предприятия о потенциальном спросе, ситуации в смежных отраслях, положении дел на рынке труда и так далее.

Без планирования невозможно обосновать инвестиции. Разработанные программы оказывают влияние на государственные расходы. Планирование позволяет органично соединять социально-экономические концепции, прогнозы состояния хозяйственной сферы, комплекс регуляторов, объемы федеральных капвложений, поставки для госнужд, вопросы управления госпредприятиями.

Эффективность Индикативное планирование базируется на приоритетах, под которые формируются стимулирующие механизмы. На этапе перехода к рыночным отношениям оно выступает как объективное и закономерное продолжение и развитие прогнозного процесса. Это обуславливается тем, что в последний входит достаточно много компонентов.

Кроме, собственно, самого прогноза, в процесс анализа включены госпрограммы, комплекс регуляторов, поставки для госнужд, объемы федеральных капвложений и пр. То есть, процедура анализа выходит за рамки обычного предвидения ситуаций. Эффективность индикативных планов доказана международной практикой.

В особенности результативными стали схемы в Японии и Франции. Опираясь на правительственный сектор, они придают ускорение темпам развития национальной экономики. Долгосрочные перспективы Директивное и индикативное планирование в идеале используются в течение относительно непродолжительного времени.

На долгосрочную перспективу направлены стратегические программы. Этот вид планирования предполагает установление конкретных целей, формирование и выделение средств, которые необходимы для их достижения. В данном случае в качестве основной задачи выступает установление правильного соотношения между элементами.

Стратегические цели касаются удовлетворения нужд людей. На формирование потребностей влияние оказывают как внешние, так и внутренние факторы. При ограниченности ресурсов, что характерно для любой страны, выбор ключевых целей сопровождается расстановкой приоритетов.

Специфика стратегических программ В качестве отличительных черт данной формы планирования следует выделить: Формирование целей, обладающих определяющим значением для народнохозяйственного комплекса. Ресурсное обеспечение реализации задач. Учет воздействия внутренних и внешних условий.

Цель стратегических программ заключается в формировании достаточного потенциала для предстоящего успешного развития народнохозяйственного комплекса. Реализация программ осуществляется в течение разного времени. В зависимости от периода действия выделяют долгосрочные рассчитанные на 10 и более лет , среднесрочные 5 лет и текущие годовые схемы.

На практике применяются все указанные разновидности планов. Это обеспечивает преемственность программ и достижение разноудаленных по времени целей. Особенности программирования В процессе перехода к рыночным отношениям процесс планирования претерпевает различные изменения.

Его разновидностью является программирование, в задачи которого включается обеспечение решений ключевых вопросов , касающихся экологических, социальных, научно-технических, отраслевых, региональных и прочих проблем. Этот процесс необходим для формирования комплексного подхода и целенаправленного распределения ресурсов. Программы могут создаваться на любом уровне иерархии.

Вместе с этим разработанный проект всегда выступает как адресный документ индикативного либо директивного характера. Классификация В зависимости от направления действия, содержания и объекта программы могут быть научно-техническими, социально-экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными, целевыми, чрезвычайными и пр. Региональные и являются комплексными.

Перечислите основные этапы разработки прогнозного сценария 4. Какие требования предъявляет контроллинг к показателям 5. Прогнозирование состояния природной среды: мониторинг, основные направления; критерии оценки; определение ущерба 6.

Задача На предприятии в 2002 г. Составить прогноз основных производственных показателей по предприятию за период до 2009 г. В качестве упрощенного способа прогнозирования можно использовать метод экстраполяции тенденций на основе показателей среднегодового абсолютного прироста или среднегодового темпа роста.

Чем отличается индикативное планирование от директивного? Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.

Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения.

При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются: 1 Оптимальность - предполагает такой вариант плана, когда потребности в ресурсах по финансовым и другим критериям лучший, и, как правило, сроки осуществления события минимальные; 2 Определенность - установленные принципы и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми; 3 В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана.

Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, то есть в итоге не будет реализована поставленная задача. Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Прежде чем приступит к процессу планирования, как правило, проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта, разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-то пределах, с тем чтобы предложить для дальнейшего выбора один или несколько наиболее обоснованных.

Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили следующие: Директивное, то есть обязательное, жесткое. Подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего. Командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач.

Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляется практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к их исполнителям. Цели и задачи плана, как правило, состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны. Его содержание и уровень зависят от конкретно складывающейся ситуации и могут меняться с течением времени.

Определенные положительные результаты данной формы планирования позволяют экономистам считать его жизненно важным и наиболее эффективным инструментом управления народным хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов применения и ряд недостатков, свойственных директивному планированию. Прежде всего, это то, что органы госуправления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие по многим причинам объективного и субъективного характера.

К объективным, обычно, относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения нарушение сроков и других условий при поставке сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий и др. К субъективным - резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения установленного задания. Изложенные причины, несмотря на присутствие определенных положительных сторон, обусловили отказ от массового применения директивного планирования в государствах с рыночной экономикой.

Индикативное планирование состоит в определении экономических приоритетов. Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию налоговая, кредитно-денежная политика и др.

Главные достоинства индикативного планирования - снижение неопределенности при принятии решений, увеличение стабильности национальной экономики. Индикативное планирование в наибольшей степени развито во Франции. Директивное планирование используется в странах с командно-административной системой экономики и осуществляется из единого государственного центра.

План в этом случае обязателен к выполнению и имеет силу закона. Наиболее жесткие формы директивное планирование имело в бывшем СССР. Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации.

Оно предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей. Предмет курса "Прогнозирование и планирование экономики" и его место в системе экономических наук Теория прогнозирования и планирования является составной частью экономической науки. Она базируется на экономической теории.

Известный американский экономист Дж.

Гэлбрейт, проживший 98 лет, говорил, что стране «требуется планирование, которое отражает не интересы планирования, а общественные интересы». Индикативное планирование должно осуществляться не наперекор стимулам рыночной экономики, а благодаря им, на их основе. Возможно, именно из-за столкновения интересов планирования и общественных интересов возникает ряд негативных процессов, связанных с индикативным планированием: 1. Олигополистическая направленность.

Корпорации, находясь под жестким руководством государства, используют свои тесные связи между собой для усиления процесса консолидации с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от контроля государства; 2. Крупные неопределенности в параметрах сбалансированных региональных планов, вызванные различными экономическими кризисами и политическими конфликтами; 3. Особенности переходного периода и переходной экономики; 4. Трудности и риски, связанные с неопределенным поведением частного сектора.

Несмотря на значительные недостатки, индикативное планирование во многих странах Европы с развитой рыночной экономикой доказало свою эффективность и активно используется в качестве средства массового регулирования. Такие страны, как Франция, Великобритания и США всячески, в том числе и законодательно, поддерживают индикативное планирование, развивают его, получая достойную отдачу. Рассмотрев преимущества и недостатки индикативного планирования, необходимо ответить на главный вопрос: каково состояние такого планирования в России? В связи с тем, что рыночная экономика в России является относительно молодой, еще развивающейся отраслью, в связи с тем, что она возникла стихийно, не в ходе плавного перехода, а в результате коренных изменений, индикативное планирование не может в полной мере использоваться на данном этапе.

Нет ни профессиональных кадров, ни должной законодательной базы, ни надлежащей информированности предприятий, ни соответствующей государственной политики. Можно предложить следующие мероприятия по созданию основ для успешного внедрения индикативного планирования: 1. При выработке социальной, финансовой, экономической политики государство должно принимать во внимание особенности различных регионов России; 2.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий