Темы выступлений на мо учителей русского языка и литературы

ШМО учителей русского языка и литературы. Тематика заседаний. Засед ание. 1. Вопросы. Тема: «Проверка тематического планирования в соответствии с ФГОС и требованиями обязательного минимума содержания обучения». Срок Сентябрь.

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2021-2022 учебный год

Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия , к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во — вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом с таблицей, схемой, рисунком , из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. В — третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе.

Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал схему, набор тезисов, таблицу и т. В идеале — каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы. Планирование результата.

Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему? Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Работу современного учителя невозможно представить без применения информационных коммуникационных технологий ИКТ. Применение компьютера на уроках русского языка— новая возможность организации активной и осмысленной работы учащихся.

К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку, позволяющим повысить качество знаний, по-моему, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Определить содержание- это: 1 2 3 4 поставить вопрос, заключенный в теме дать точный ответ на вопрос темы из этого ответа сформулировать тезис рассуждения найти в формулировке тезиса то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства 5 подобрать аргументы для обоснования. Содержание темы составляет содержание главной части рассуждения: тезис- название главной части, аргументы- разделы внутри главной части. Главная часть сочинения представляет собой логическое доказательство, которое состоит из тезиса, аргументов и способа доказательства т. Умение написать сочинение- это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли.

В 5-9 классах можно строить систему работы с учетом постепенного перехода и комбинирования основных видов работ: изложения и сочинения. Работу по обучению написанию сочинения — рассуждения целесообразно начать с отработки навыков написания обычного изложения. Затем можно вводить в структуру изложения творческие элементы, увеличивать процент творческой составляющей в работе и использовать разные виды творческих заданий. Совместно с изложением отрабатывается написание сочинения чаще всего на морально-этическую тему, что помогает активизировать позицию пишущего, его настрой на работу и желание высказаться. Таким образом при написании изложений отрабатывается сначала по образцу, а потом с большей долей самостоятельности структура рассуждения тезис, аргументы, следствие, вывод , а работа по написанию сочинений и увеличение творческой составляющей в изложении помогает формированию у учащихся активного процесса мышления. Напишите об этом, используя данный текст в качестве примера. Таким образом в 5-8 классах формируется знания, умения, навыки учащихся в написании как разного вида изложений, так и сочинений-рассуждений.

В 9 классе это умение закрепляется и отрабатывается с учетом последующих форм сдачи экзамена блок С экзамен в виде ЕГЭ в 11 классе и новая форма в 9 классе.

Заседание рабочей группы в режиме дистанционного общения по вопросу организации муниципального Фестиваля любимых книг. Разработка положений Фестиваля любимых книг Шмакова Г. Информационно-методический день по теме «От анализа к действиям» 1 анализ мониторинговых процедур ОГЭ, ЕГЭ ; 2 разбор и практическая отработка выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, невыполненных или выполненных с малой долей по результатам проведённого мониторинга; 3 иные вопросы.

Дощинский, к. Смирнова, заслуженный учитель РФ, директор негосударственного образовательного учреждения «Образ» Тема выступления: «Новые подходы в методике преподавания литературы: теория литературы и система письменных работ» «Представляем новый учебник, написанный совместно с А. Два аспекта для учебника особо важны: изучение теории литературы и система письменных работ. Все классы состоят из двух частей. Теория литературы и письменные работы.

Разрабатывая систему письменных работ и изучения литературоведческих терминов, мы не отрывались от общепринятого подхода изучения литературных произведений. Теория литературы — очень важный и интересный инструмент, без которого невозможно ни читать, ни писать. При правильном отношении к нему он не усложняет учебник, а наполняет его новой жизнью. Мы постарались соединить научную глубину осмысления с простотой и доходчивостью изложения. Начнем с того, что у ребенка изначально есть потребность и читать, и писать. Желание писать школа упорно отбивает, формируя страх получить плохую оценку. Нужно создавать мотивацию. Мы предлагаем в среднем звене отказаться от оценки содержания, не связывать грамотность и качество изложения. Должны быть интересные темы, которые детей захватят.

В 5 классе вводится этюдная деятельность — короткие работы, в которых не требуется законченность, основной упор делается на самовыражение ребенка. Это согласовывается с изучением малых фольклорных жанров, темой детства, связанной с учебником. В 6 классе этюды посвящены темы героя и героизма. К 8 классу вводятся литературоведческие этюды, жанровые работы, к этому времени у детей преодолевается страх перед написанием текста. Тогда и можно давать самые разные алгоритмы. Дети знакомятся с составлением сложного плана, схемой анализа стихотворения, пьесы, эпических жанров. Мы не даем сочинения по итогам изучения произведения, а если даем — то на тему, которая не рассматривалась на уроках. Учебники наполнены проблемными и поисковыми заданиями на знание и понимание текста, заданиями с использованием информационных ресурсов». Ерохина, д.

Проблемы и пути их решения» «Сначала выделим специфику литературы как учебного предмета. Его цель — формирование читательской культуры. Ученик со сформированной культурой читателя и является главным желаемым результатом работы на уроках. Предмет и средство обучения — текст. Коммуникативное пространство урока литературы представляет собой диалог разных видов: автора текста литературного произведения и ученика-читателя; автора текста учебника и ученика-читателя; ученика и учителя, ученика и ученика и т. Литература осваивается в ходе осуществления всех видов речевой деятельности чтение, слушание, говорение, письмо в их неразрывной взаимосвязи. Существует преемственность между формами итоговой аттестации по литературе, в них присутствуют общие проверяемые элементы, что объясняется спецификой литературы как учебного предмета. Тенденция современного преподавания литературы — переход от знания как самоцели к самостоятельному поиску и присвоению знания». Архангельский, к.

Это визуализация, мультимедийность, конвергентность. Визуализация уже победила. Мультимедиа тоже входит во все сферы жизни, и она тоже стала нестрашной. Конвергентность — приведу в примеры лонгриды New York Times о глубинной России и «Коммерсанта» о 22 июня 1941 года. Детям это понятно, они строят истории не так, как мы привыкли.

Методические темы педагогов школы

  • РМО учителей русского языка и литературы
  • «Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы»
  • План работы ШМО учителей русского языка и литературы на 2022-2023 учебный год
  • Сайт учителя русского языка и литературы Михайловой Галины Викторовны - Методическая копилка
  • Методическая копилка
  • ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ШМО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

План работы МО учителей русского языка и литературы

МО объединение учителей русского языка и литературы планирует свою работу согласно методической теме школы «Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС на основе оптимизации учебно-воспитательной деятельности». 4. Организация работы по обобщению и распространению опыта. 5. Диагностика уровня профессиональной компетенции и методической подготовки педагогов. План-график работы МО учителей русского языка и литературы. «Подведение итогов работы ШМО учителей русского языка и литературы в 2020-2021 учебном году. Перспективное планирование работы ШМО на 2020-2021 учебный год». работы с тестовыми и текстовыми. Март. й стол «Инновационные и активные методы обучения и воспитания на уроках русского языка и литературы»: обмен опытом.

РМО учителей русского языка и литературы

Участие в "Фестивале педагогических идей", мы - первые. Помочь составить программу развития "Школа-социокультурный центр", пожалуйста. Принять активное участие: в областных и городских конкурсах, всегда рады. И не просто, а ещё презентовать на уровне города. Не говорим уже о том, что являемся постоянными участниками школьных семинаров-практикумов и педсоветов.

О современных информационных технологиях, можно, подробнее? Мы - бережно относимся к традициям, порой ограничиваемся персональным раздаточным рабочим материалом, который у вас на столах, в данном случае раздатки, также таблицами, схемами, но всё же пробуем вводить в работу новые технологии, например аудиокниги слушаем. Вашему вниманию представим небольшой отрывок из повести Тургенева "Первая любовь". Аудиокниги - прекрасная замена вместо пластинок.

Также используем учебные диски, диски на стенде , компьютерные презентации на стенде иллюстративного характера для сопровождения уроков любых типов. Представляем вашему вниманию несколько презентаций для быстрого просмотра. В настоящее время очень популярна "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия". В Интернете дана полная версия, к которой подключаются и пользуются большинство школ России, будем надеяться и мы.

Возможности данной серии, можно сказать, неограниченные: иллюстрации, документальные фильмы, фотографии, тесты, контрольные работы. Удобно, современно. На слайде представлен титульный лист и рабочие места учителя и учащегося. Мы используем отдельные диски.

Например, к педсовету я давала открытый урок по теме "Биография Л. Толстого", опираясь на материалы "Виртуальной школы Кирилла и Мефодия". Внимание на экран. Представлю вашему вниманию эпизод::: комментарий.

В Интернете появился ресурс, который называется Национальный корпус русского языка. Это бесплатный, открытый для всех сайт, который начал действовать три года назад благодаря деятельности группы ученых-лингвистов. Национальный корпус - это очень большое количество русских текстов сейчас Национальный корпус русского языка содержит около 55 млн. Наша главная цель состоит в том, чтобы человек писал грамотно не только на уроках, но и в повседневной жизни, поэтому тексты, на которых он учится, должны хотя бы немного напоминать те, которые ему придется читать.

Между тем задачи, предлагаемые детям в учебниках, отличаются от тех, которые им приходится решать в дальнейшем. Для преподавания русского языка эта проблема актуальна. Какие возможности предоставляет Национальный корпус? Собственно говоря, с его помощью можно делать все, связанное с языком, на что хватит фантазии.

Например, на материале корпуса легко составлять разного рода задания. Задав поиск на интересующее вас слово, вы получаете подборку в тысячи предложений. Нет такой темы, к которой нельзя было бы сделать задание по корпусу в течение получаса, - были бы идеи... Вот весьма непростое задание на синонимы, паронимы см.

Определите, чем различаются синонимы романтичный и романтический. Национальный корпус выдаёт ряд примеров. Тексты таковы чтение : - Кроме того, чилийская публика осталась очень недовольна и разочарована выступлением Наталии, которая исполнила свою новую романтичную поп-песню в стиле кондобре. Дорогие екатеринбуржцы!

Можно было бы привести еще десятки заданий, по любому разделу; все они составлены, что называется, "к случаю", без претензии на окончательность. Работа с корпусом позволяет заменить неудачный пример или добавить недостающий за считанные минуты. Еще лучше, конечно, если есть возможность не давать готовые подборки, а посадить детей за Интернет прямо на уроке и устроить своего рода лабораторное занятие по русскому языку. И получить небольшой результат в реальных условиях.

Издательский дом "Первое сентября" - Опорный орфографический компакт. На сайте представлена эффективная методика обучения орфографии. Автор разрабатывал ее 10 лет. Ее суть - правила записываются в краткой форме в виде легко запоминаемых опорных конспектов.

Например, чередование корней представлено показ. Эта страница содержит коллекцию ссылок на статьи, монографии. Сайт содержит тексты уроков, методические материалы, коллекцию ссылок, тесты, страницу забавных выдержек из сочинений школьников выпускных и вступительных абитуриентских. Мы надеемся, что приведенный обзор поможет вам ориентироваться в море электронной информации под названием Интернет.

Все сайты есть в раздатках. Уже сегодня мы готовы и должны действовать хотя бы в пределах возможного, используя те качественные образовательные электронные ресурсы ОЭР , которые предлагает рынок мультимедиа. Подчеркнём, что привлечение новых информационных технологий к обучению русскому языку - это не самоцель, не новомодное излишество и не волшебная палочка, по мановению которой наши дети станут грамотными. Нет, это просто стремление к созданию всех возможных, в том числе и нестандартных, условий для более успешного освоения учениками русской грамоты.

Природа по-разному одарила нас и наших учеников потому и не можем мы на-гора ежегодно выдавать результат один лучше другого, чего ждут от нас руководители всех уровней , но, по крайней мере, у нас должно быть осознание того, что мы сделали все, что в комплексе позволит каждому нашему ученику достичь максимально возможного для него на данный момент уровня грамотности. Скажите, как у вас поставлена внеклассная работа?

Русский язык электронные ресурсы Загружено на сайт 22 апреля 2020 в 07:02 Размер 37,5 Kb Литература электронные ресурсы Загружено на сайт 22 апреля 2020 в 07:19 Размер 38 Kb Электронные образовательные ресурсы для уроков русского языка и литературы Загружено на сайт 27 августа 2021 в 10:55 Размер 868,8 Kb Электронные образовательные ресурсы для учителей русского языка и литературы при организации дистанционного обучения Загружено на сайт 20 апреля 2020 в 12:07 Размер 14,6 Kb Материалы с заседаний РМО учителей русского языка и литературы за 2020-2021 учебный год Загружено на сайт 27 августа 2021 в 10:54 Размер 31,3 Mb Материалы с заседаний РМО учителей русского языка и литературы в 2019 - 2020 учебном году Загружено на сайт 16 апреля 2020 в 12:42 Размер 8,1 Mb.

Изучение и использование в практике передовых технологий обучения, в том числе и электронных образовательных ресурсов; 3.

Рассмотрев результаты мониторинга был сделан акцент на задания, которые вызвали затруднения у обучающихся. Результаты педагогической диагностики было предложено направить в письменной форме в каждое общеобразовательное учреждение для дальнейшей коррекционной работы с обучающимися; о создании предметно-методической комиссии по разработке заданий для ШЭ ВсОШ. Прошло обсуждение плана работы ММО учителей русского языка и литературы на 2023-2024 учебный год. Был сделан акцент на то, что план очень насыщенный, требует огромных усилий слаженной работы всех коллег района.

Нужно обратить внимание на то, что будет продолжена работа по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся. В работе приняли участие педагоги из 11 образовательных организаций Северного района. Тимофеева Раиса Борисовна озвучила материалы стратегической сессии, организованной кафедрой социально-гуманитарного образования НИПКиПРО по единой региональной теме «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ОО». Деркач Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Остяцкой ОШ показала мастер-класс «Методы и приемы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Мастер — класс был представлен на примере произведения В. Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе, где использовались следующие приемы и методы: «Мозговой штурм», «Ключевое слово», «тонкие» и «толстые» вопросы и т.

Опыт работы представили педагоги: Панова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Новотроицкой ОШ по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности». Наталья Николаевна использует на уроках следующие задания: «Карусель», «Я — ты — мы», «Корзина идей», «Чтение с остановками», «Составление кластера», «Мозговой штурм», «Эссе», «Работа в группах» и другие. Учит применять полученные знания на уроках в повседневной жизни; Русалимова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ Гражданцевской средней школы по теме «Интеграция урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка и литературы». Кристина Вячеславовна представила информацию о профессиональном выгорании, озвучила упражнения, направленные на борьбу со стрессом и на профилактику профессионального выгорания учителя; Тимофеева Раиса Борисовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Северной СШ, озвучила анализ ВПР-2022 5 - 8классы. Она рассказала, с какими заданиями по ВПР обучающиеся Северного района справились на высоком уровне, с какими на низком. Опыт работы представили педагоги: по теме «Организация работы по преодолению учебной неуспешности.

Эффективные приемы работы с детьми с низкой учебной мотивацией» Понарина Ж.

ММО учителей русского языка и литературы

ШМО русского языка и литературы. План работы на 2023/2024 учебный год. Годовой отчёт методического объединения учителей русского языка и литературы. 3 Утверждение графика промежуточной аттестации по предметам учебного плана. 4 Обсуждение и утверждение плана работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2022 – 2023 учебный год. Руководитель МО. дисциплинам МО: русский язык, литература, история и обшествознание. ение всероссийской олимпиады. школьников по предметам гуманитарного цикла. (школьный этап). 3. Выступления учителей на МО: Современный урок по обновленным ФГОС. 3 Утверждение графика промежуточной аттестации по предметам учебного плана. 4 Обсуждение и утверждение плана работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2022 – 2023 учебный год. Руководитель МО.

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ШМО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на заданиях обязательного уровня, подчеркивая, что подобные задания необходимо будет решать на зачете. Как вести подготовку к зачетным урокам и как их проводить? Существует несколько методик проведения уроков-зачётов. Рассмотрим некоторые из них. Методика, предложенная Кореневой Л.

Предварительная подготовка к уроку-зачёту; 2. Проведение урока-зачёта; 3. Подведение итогов и внесение коррективов. I этап — предварительная подготовка к уроку-зачёту учителя и учащихся. Подготовительная работа учителя начинается до изучения темы, по которой будет устроен зачёт.

Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат, который должен быть получен после изучения материала, и, исходя из этого ,чётко определяет цели урока-зачёта, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения: 1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала; 2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации; 3. Применение знаний и умений в новой ситуации. При отборе вопросов-заданий учитель ориентируется на программные требования.

Отбирая вопросы для зачёта, учитель может не использовать имеющиеся в учебниках в конце темы вопросы для повторения, а также материалы экзаменационных билетов. При этом среди вопросов для зачёта могут быть обязательные факультативные, что позволит осуществить дифференцированный подход к учащимся. Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачёт. Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачёта, его место и значение в изучении всей темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачёте с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики ранее не разобрались; знакомит с материалами стенда «Готовимся к зачёту», который вывешивается в кабинете русского языка. На нём — перечень знаний, умений и навыков, вопросы и задания, советы по организации различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы.

Практика показывает, что там, где учитель доводит до сведения учащихся, какие конкретные, определённые цели, поставлены при изучении темы и какие конкретные результаты при этом должны быть достигнуты, создаётся мотивация учения, что организует и дисциплинирует учащихся. Отмечено, что уже одно только объяснение школьникам, с какой целью выполняется то или иное упражнение, делает учение осознанным, повышает интерес к нему. В ходе изучения темы учитель руководит подготовкой учащихся к зачёту, напоминаем о нём, просит определить, что неясно и что следует доработать, приучает учащихся соотносить свои знания и умения с требуемым уровнем, выявлять пробелы в них, своевременно организует работу учащихся-консультантов, которые оказывают помощь в подготовке к зачёту школьникам, нуждающимся в нём. На подготовительном этапе большое значение имеет текущая проверка знаний, умений и навыков учащихся. Школьники, получившие положительные оценки за все виды проверочных, самостоятельных работ, за домашние и индивидуальные задания, за ответы на уроках, могут получить зачётную итоговую оценку по теме без дополнительного опроса.

А на зачёте они будут выступать в роли помощников-консультантов. Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов ассистентов.

Организация системной подготовки учащихся к выполнению заданий ОГЭ по гуманитарным дисциплинам.

Ожидаемые результаты работы: - повышение познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла; - овладение учителями ШМО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС; - создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД. Направления методической работы: - анализ методической деятельности за 2020-2021 учебный год и планирование на 2021-2022 учебный год; - изучение направлений деятельности педагогов тема самообразования ; 2. Информационная деятельность: - изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности; - продолжение знакомства с ФГОС основного общего образования. Организация методической деятельности: - выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.

Консультативная деятельность: - консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования; - консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности; - консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС. Организационные формы работы: - методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов основной школы, организации внеурочной деятельности; - взаимопосещение уроков педагогами; - выступления учителей на ШМО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах; - участие в семинарах, вебинарах, конференциях, встречах в образовательных учреждениях района; - повышение квалификации педагогов на курсах; - прохождение аттестации педагогическими работниками.

Если речь идёт о задании к упражнению, которое мы прочитали, я задаю уточняющие вопросы: «Как вы поняли, ребята, что мы сейчас должны сделать? Озвучу различные виды вопросов, которые я задаю после прочтения текста: СЛ. Простой Говорят ли родители с сыном? Уточняющий Как конкретно они разговаривают? Объясняющий Почему именно такой тон в разговоре? Творческий Как вы понимаете слово «бережно»? Оценочный Почему И. На уроках родной литературы я задаю как часть домашнего задания: «Составьте 5-7 вопросов к прочитанному тексту».

Вопросы при разборе романа И. Тургенева «Отцы и дети» — Как Базаров относится к родителям? В данных заданиях развивается умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее по-своему. Обратимся к приему «Работа с цитатой» СЛ 8 Предлагаем обучающимся сначала прочитать цитату известного английского писателя Бернарда Шоу, а затем просим задать к ней вопросы. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи». После прочтения цитаты, какие вопросы чаще всего задают дети? Тонкие, простые, о том, что на поверхности. Затем начинаем вместе составлять вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание. Такое задание подразумевает самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Развитие читательской грамотности на уроках литературы.

Приведу пример развития «креативного мышления» на уроке литературы в 5 классе Изучая стихотворение «Н. Некрасова «Крестьянские дети», СЛ 9 мы проводим игру «Ассоциации». Обучающиеся подбирают ассоциации к слову «детство». Дети с интересом выполняют это задание, записывая ассоциации в виде кластера в тетрадь, а затем озвучивают. Игра вызывает интерес даже тех обучающихся, которые не проявляют активности на уроке. Игру «Ассоциации» можно проводить, изучая различные темы, так как она развивает творческий потенциал, мышление. Завершая работу над рассказом Л. Толстого «Кавказский пленник», я задала детям такое домашнее задание: СЛ 10 Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы могли вам рассказать Жилин и Костылин? О чем бы вы их спросили?

Выполняя данное задание, у обучающихся развивается воображение. Им нужно вспомнить все события рассказа и выбрать те, которые вызывают у детей наибольший интерес, извлекая информацию из текста.

Надо ли отказываться от литературного образования, раз наступила эпоха трансмедийности? Конечно нет, трансмедийность как пришла, так и уйдет, ее место займет что-то другое.

Но надо учиться разговаривать с детьми на понятном им языке. Если мы не хотим отдать их крысолову, нужно учиться самим играть на современной дудочке. Главное, не забывать о цели — куда именно мы их ведем. Мы идем не от текста к трансмедийной, культуре, а через трансмедийность — к тексту и другим основам нашей культуры».

Наша издательская группа предлагает два таких курса — это «Русская словесность» для 5-9 классов Р. Альбетковой и интегрированный курс литературы с подзаголовком «Русский язык и литература» для 10-11 классов А. Михальской и О. В 10-11 классе мы предлагаем курс литературы А.

Михальской, Зайцевой. Впервые курс литературы представлен в столь широком контексте истории и мировой культуры. Впервые главной целью обучения поставлено приобщение учащихся к национальному фонду русской классики посредством формирования навыков чтения и анализа художественного текста. Уникальной особенностью является то, что курс русского языка соотнесен с изучаемым литературным материалом.

Пособия направлены на формирование грамотности, ценностно-смысловой сферы, в метапредметной сфере — формирование умения учиться и применять полученные знания в дальнейшей жизни. Основную содержательную часть составляют произведения русских классиков. После каждого раздела дается контрольная работа с несколькими вариантами ее выполнения. Интегрированный курс позволяет научиться проводить комплексный анализ текста.

Литература представлена как национальное достояние, формирует общий взгляд на предметы». Пахнова, к. МПГУ, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», автор УМК «Русский язык» Тема выступления: «Работа с текстом словесной тканью как инструмент формирования личности» «Подготовка учащихся к выполнению заданий творческого характера происходит постепенно, на основе методики медленного чтения и выстраивания так называемого «диалога с текстом». Научить медленному чтению — значит найти путь, который приведет к воспитанию школьника как талантливого читателя.

Человек и текст ведут диалог, и в ходе этого процесса человек учится самому важному и трудному — вести диалог с самим собой. Так процесс чтения становится процессом внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. В ходе такой работы с текстом учителя отмечают, что интерес детей к текстам художественных произведений заметно возрастает. В основе учебников лежит текстоцентрический подход.

Текст — опорное, ключевое понятие курса русского языка. Текст — категория, которая показывает «язык в действии». Текст — основа создания развивающей речевой среды. Эта среда становится средством формирования личности, а также средством приобретения фоновых знаний, необходимых для написания сочинений, для подготовки исследовательских проектов.

Работа с текстом может быть организована так, чтобы это стало событием на уроке русского языка, причем событием внутренней жизни каждого ученика». Беднарская, д. Обязательно присутствует текст образца. Потом требование составить рассуждение на основе текста образца и выдержек из него.

Информационный анализ текста таким образом находится в самом метапредметном ядре. Задача учителя — вместе с детьми сформулировать оригинальный тезис, с которого начнется сочинение, придумать идею, которая потом может быть помещена в вывод. Не надо бояться задавить инициативу школьников.

Темы по самообразованию ГМО учителей русского языка и литературы

Темы для самообразования и /или выступления на МО. Подготовила учитель русского языка и литературы. Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей. Темы самообразования учителей русского языка и литературы. Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства и компетентности учителей русского языка и литературы по актуальным направлениям развития образования. Основные задачи.

Выступление на ТМО «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

ШМО русского языка и литературы План работы МО учителей русского языка и литературы на 2021 -2022 учебный год. Направления работы Учебно-организационная работа. Совершенствование лаборатории учителя.
Темы по самообразованию ГМО учителей русского языка и литературы Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость.
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литератыры человек (герой). Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется.
ШМО русского языка и литературы 3 Утверждение графика промежуточной аттестации по предметам учебного плана. 4 Обсуждение и утверждение плана работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2022 – 2023 учебный год. Руководитель МО.

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИЯХ ШМО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Уникальной особенностью является то, что курс русского языка соотнесен с изучаемым литературным материалом. Пособия направлены на формирование грамотности, ценностно-смысловой сферы, в метапредметной сфере — формирование умения учиться и применять полученные знания в дальнейшей жизни. Основную содержательную часть составляют произведения русских классиков. После каждого раздела дается контрольная работа с несколькими вариантами ее выполнения. Интегрированный курс позволяет научиться проводить комплексный анализ текста. Литература представлена как национальное достояние, формирует общий взгляд на предметы». Пахнова, к. МПГУ, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», автор УМК «Русский язык» Тема выступления: «Работа с текстом словесной тканью как инструмент формирования личности» «Подготовка учащихся к выполнению заданий творческого характера происходит постепенно, на основе методики медленного чтения и выстраивания так называемого «диалога с текстом». Научить медленному чтению — значит найти путь, который приведет к воспитанию школьника как талантливого читателя.

Человек и текст ведут диалог, и в ходе этого процесса человек учится самому важному и трудному — вести диалог с самим собой. Так процесс чтения становится процессом внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. В ходе такой работы с текстом учителя отмечают, что интерес детей к текстам художественных произведений заметно возрастает. В основе учебников лежит текстоцентрический подход. Текст — опорное, ключевое понятие курса русского языка. Текст — категория, которая показывает «язык в действии». Текст — основа создания развивающей речевой среды. Эта среда становится средством формирования личности, а также средством приобретения фоновых знаний, необходимых для написания сочинений, для подготовки исследовательских проектов.

Работа с текстом может быть организована так, чтобы это стало событием на уроке русского языка, причем событием внутренней жизни каждого ученика». Беднарская, д. Обязательно присутствует текст образца. Потом требование составить рассуждение на основе текста образца и выдержек из него. Информационный анализ текста таким образом находится в самом метапредметном ядре. Задача учителя — вместе с детьми сформулировать оригинальный тезис, с которого начнется сочинение, придумать идею, которая потом может быть помещена в вывод. Не надо бояться задавить инициативу школьников. Чтобы творческое начало проявилось, детям надо сначала показать, объяснить, научить.

Составление такого наброска, протоконспекта сочинения — это не набор пазлов, а своеобразная ариаднова нить, которая поможет детям выстроить текст. Дальше дети в зависимости от уровня подготовки могут или только подобрать цитаты, или пойти от опорного конспекта в своем уникальном направлении». Львов, к. Разумовской Тема выступления: «Современный учебник русского языка и его роль в реализации требований ФГОС» «По мнению Разумовской, формализм губит орфографию, если основываться только на зубрежке, ничего не получится. К орфографии надо подходить на семантической основе. Пример — упражнение ЗСП значение, строение, правописание. Знаешь значение слова — напишешь правильно, например, компания или кампания. Эти упражнения сейчас несколько упрощены, раньше некоторые слова дети даже не могли списать правильно, но это вопрос к начальной школе.

В учебниках усилены все виды речевой деятельности во взаимосвязи: чтение, говорение, письмо и слушание в центре внимания. Тем более, что впереди устный экзамен, который давно назрел. Наш учебник нацелен не просто на подготовку к экзамену, а на формирование любви к родному языку. В учебниках усилено и систематическое повторение.

Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия , к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во — вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом с таблицей, схемой, рисунком , из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. В — третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал схему, набор тезисов, таблицу и т.

Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся. Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка.

Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок — схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс. Компьютерные технологии позволяют разработать систему тестов, которые дадут возможность определить уровень предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы. При проблемном обучении учащихся для ответа на основополагающий вопрос осуществляют поиск и сбор информации, опираясь на современные информационные технологии. Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам. Компьютерные технологии позволяют создавать и хранить текстовый материал: тесты, карточки, тексты для анализа, памятки… Учитель может обратить внимание учеников на любой фрагмент художественного произведения, причем текст будет доступен каждому. Не секрет, что при изучении литературы, особенно в старших классах, часто возникает ситуация, когда ученик не может найти нужное произведение. При подготовке к урокам русского языка я подбираю примеры разного уровня сложности, иллюстрирующие правило, или сама создаю их. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: — усилить образовательные эффекты; — построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; — осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; — организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями; — наполнить уроки новым содержанием; — развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; — формировать элементы информационной культуры; — прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; — поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; — идти в ногу со временем. Наиболее эффективно в учебном процессе компьютер может использоваться: 1. При объяснении нового материала, мотивации введения понятия.

Методическая копилка

методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в текущем учебном году. литературе в 5-11 классах, разработка поурочного календарно-тематического планирования (5-11 классы) 2. Введение и реализация ФГОС ООО по русскому языку и литературе в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классах в 2017-2018 году. Л.Д. Беднарская, д.ф.н., профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ФГБОУ ВПО ОГУ, соавтор УМК «Русский язык» Тема выступления: «От сочинения по русскому языку к сочинению по литературе». Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано около 53 эпитетов к существительному лето.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий